Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
13.11.2017

Правовые основы обеспечения безопасности в уголовном процессе

Купцов Станислав Николаевич
Магистрант 2 курса кафедры уголовно-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: : В статье рассматриваются правовые основы обеспечения безопасности в уголовном процессе. Основными ориентирами в развитии отечественного законодательства в этой сфере являются нормативные документы Организации Объединенных Наций и ее специальных органов, Совета Европы и прецеденты Европейского Суда по правам человека.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства
Электронная версия
Скачать (622.8 Kb)

Национально-правовые современные доктрины воспринимают человеческую личность как наиболее высокую ценность в обществе, а основной задачей любого государства называют правовые условия для обеспечения защиты основных свобод и прав человека в каждой сфере деятельности.

В основу идеи реализации правового государства легло требование о создании соответствующих гарантий безопасности личности при организации борьбы с преступностью. Право на безопасность при этом, как субъективное право, представлено в качестве возможности и необходимости обязательного обеспечения условий защищенности жизни каждого человека, его здоровья и чести/достоинства гражданина, а также защиты его имущественного права. Это позволит человеку без излишних опасений осуществлять в обществе различную деятельность, не боясь различных противоправных действий. Безопасность каждого индивида предполагает возможности распоряжаться собственными или предоставленными благами по его усмотрению [3, С. 59-64]. Нужно отметить, что докринальные понятия о безопасности, указанные в научной литературе, почти не имеют четких границ, и толкование понятия не разработано по сей день. Энциклопедии под словом «Безопасность» понимают состояние абсолютной защищенности именно жизненно важных интересов как человека, так и общества или государства при внешних или внутренних угрозах. В. Даль дал определение данному термину, как «неопасный, ничем не угрожающий, не имеющий возможности причинять вред или зло». По своей сути мы можем понимать безопасность как отсутствие по факту опасности, ощущение сохранности и надежности [1].

Процессуальный закон закрепляет меры безопасности для личности в следующем формате для понимания:

1) Обеспечение гарантированных законных интересов личности в сфере уголовного судебного производства;

2) Средство для достижения назначения уголовного судебного производства;

3) Новая эффективная противодействующая форма для наиболее опасных видов преступности;

4) Стремление государства к позитивным изменениям в национальном законодательстве в соответствии с принятыми международными документами.

В своей работе А.Ю. Епихин отмечает, что при установлении реальных гарантий безопасности личности нужно обращать внимание на эти вопросы на наиболее ранних этапах, когда опасность возникновения угрозы для личности только появляется. Кроме того, этот научный деятель выделил основные особенности правоотношений в данной сфере:

1. Отношения по обеспечению безопасности не касаются напрямую производственных разбирательств по делам в связи с преступлением, а также его расследования. По сути, они вторичны, и лишь помогают достигать окончания расследования для установления истины. При этом вторичность не является синонимом второстепенности, поскольку невнимание к проблеме правоотношений в области безопасности может существенно осложнять процедуру решения правовой и юридической проблемы.

2. Отношения безопасности возникают в условиях обеспечения безопасности для защищаемых лиц, и берут начало нередко раньше процесса судебного производства по конкретному уголовному делу, или же начинаются прямо в процессе. Способны подобные отношения возникать уже и после окончания судебного разбирательства по делу и вступления в законную силу вынесенного приговора. Нужно обратить внимание на такие вопросы, кому конкретно должна будет принадлежать в итоге инициатива по принятию мер для безопасности, а также кто будет собирать и проверять информацию касательно противоправного воздействия. Важно также определиться, какому территориальному органу будут переданы обязательства по обеспечению безопасности.

3. Отношения для регулировки безопасных условий для защищаемых лиц формируются при возникновении факта противоправного воздействия или появлением угрозы появления такого воздействия, а также завершаются сразу после устранения имеющейся угрозы. Особенность подобных отношений в том, что уголовно-процессуальная деятельность в этой сфере имеет временный характер, и могут проявлять себя как в начале, так и в процессе или после окончания уголовного производства по инициированному судебному разбирательству [2, С. 115-122].

Особенное внимание в сфере обеспечения личностной безопасности в уголовном процессе нужно обратить на международно-правовые нормативы и принятые международные принципы. Мировое сообщество еще с середины прошлого века уделяет проблеме уголовного судебного производства достаточно большое внимание, и именно тогда, в начале работы в этом направлении, были созданы первые шаги в сторону создания эффективных документов, которые устанавливали бы права человека и стандарты для деятельности в сфере уголовной юстиции. Деятельность в этом направлении особенно активное развитие получила в 80-е годы прошлого века, и на сегодня за нее отвечают Комиссия по предупреждению преступной деятельности и Конгрессы ООН по предупреждению преступной деятельности. Значительного внимания требуют сегодня проблемы уголовного правосудия, и эти вопросы рассматриваются на сессиях Экономического и Социального Советов ООН, а также Генеральной Ассамблеи ООН и даже региональных организаций международного уровня.

В результате деятельности указанных выше организаций появилась довольно внушительная система документов универсального или регионального характера, которые направлены на обеспечение условий сохранения и защиты человеческих прав с позиции правосудия, а также организационную деятельность юридических органов. Примером подобного документа можно назвать Декларацию основных принципов правовой и судебной системы для жертв преступлений и случаев злоупотребления власти. Декларацию приняли в 1985 году после соответствующей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и в качестве выводов касательно значения данного документа в процессе создания национальной правовой системы защиты лиц, содействующих правосудию, можно указать, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН способны оказать в принципе существенное воздействие на различные национально-правовые системы. Страны ООН обязаны придерживаться всех норм и правил, которые установили представители Генеральной Ассамблеи [4, С. 67-70].

В заключение можно уточнить, что с учетом положительного опыта, полученного в западных государствах, можно эффективно совершенствовать институт безопасности для участников уголовных процессов. Предоставление гарантийной безопасности исполнения каждым гражданином различных уголовно-процессуальных обязательств представляет собой обязанность государства непосредственно, потому это соответствует концептуальным положениям касательно организации взаимной ответственности гражданина и государства в современном правовом государстве.

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 1. М., 2003.

2. Епихин А.Ю. Совершенствование правового регулирования безопасности личности в новом УПК РФ // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. Сер. «Право». 2003. №1. С. 115-122.

3. Замылин Е.И., Намнясева В.В. Обеспечение безопасности в уголовном судопроизводстве (к вопросу о защите чести и достоинства личности) // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 3. С. 59-64.

4. Костров А.И. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса // Юридический журнал. 2007. № 4 (12). С. 67-70.