Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.02.2018

Сравнительно-правовая характеристика модели суда присяжных в Российской Федерации и Грузии

Шиндаева Ольга Игоревна
Магистрант Юридический факультет Российский государственный университет правосудия Иркутск, Российская Федерация
Аннотация: Данная статья посвящена анализу моделей суда присяжных в Российской Федерации и Грузии, автором рассматриваются как сходные черты, так и отличительные особенности данной формы судопроизводства, действующей по законодательству указанных государств.
Ключевые слова: правосудие, реформа судебной системы, судопроизводство с участием присяжных заседателей в Грузии, порядок формирования коллегии присяжных заседателей, вердикт
Электронная версия
Скачать (673.6 Kb)

Отправление правосудия по уголовным делам при участии граждан, не являющихся профессиональными судьями, на сегодняшний день в разных формах и вариациях представлено в большинстве современных государств. В настоящей статье автором предпринята попытка проанализировать модели суда присяжных, действующие в Российской Федерации и Грузии.

Следует отметить, что, невзирая на то обстоятельство, что и Российская Федерация, и Грузия относятся к странам европейского континентального права, являясь частью одной - романо-германской правовой семьи, действующие модели суда присяжных у них различны. Если Россия соответствует классической континентальной модели судопроизводства с участием присяжных заседателей, то Грузия по ряду причин (в том числе и геополитических) тяготеет к признакам англо-американской (англо-саксонской) модели [1, с. 164].

Воссоздание суда присяжных заседателей в обоих государствах, напомним, явилось результатом проводимых реформ судебной системы. Так, в Российской Федерации данная форма участия народа в отправлении правосудия вводилась в субъектах федерации поэтапно, начиная с ноября 1993 года. В Грузии же суд присяжных появился многим позднее - в октябре 2010 года, действуя первоначально всего лишь в двух судах страны - Тбилисском и Кутаисском городских судах [2, с. 1], которые разделили между собой территориальную подсудность Восточной и Западной Грузии. С января 2017 года в соответствии со ст. 21.1. Уголовно-процессуального кодекса Грузии суды присяжных заседателей образованы в Тбилисском, Кутаисском, Батумском и Руставском городских судах и Зугдидском, Телавском и Горийском районных судах. Территории их действия определяются решением Высшего совета юстиции Грузии [3].

Рассмотрим, каким образом осуществляется нормативно-правовое регулирование производства в суде присяжных в Российской Федерации и Грузии.

Норма о праве граждан на рассмотрение дел с участием присяжных заседателей получила конституционное закрепление как в России, так и в Грузии.

В Российской Федерации право на участие граждан в отправлении правосудия установлено ч. 5 ст. 32 Конституции [4]. Как указано в ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123 Конституции, право на рассмотрение дела судом присяжных принадлежит обвиняемому в случаях, предусмотренных федеральным законом. Таким федеральным законом является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [5], глава 42 которого регулирует производство в суде с участием присяжных заседателей, определяя как категории дел, рассмотрение которых может осуществляться судом присяжных, так и порядок формирования коллегии присяжных заседателей, процедуру судебного разбирательства, а также последствия вердикта присяжных. Правоспособность граждан быть присяжными заседателями определена Федеральным законом от 20.08.2004. № 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" [6]. В Грузии отдельного закона о присяжных заседателях не имеется, положения о требованиях к присяжным включены непосредственно в уголовно-процессуальный закон – статьи 29, 30 кодекса.

Из части 3 статьи 59 Конституционного закона Грузии «О внесении изменений в Конституцию Грузии» № 1324-вс от 13.10.2017 следует, что в общих судах дела рассматриваются присяжными заседателями в определенных законом случаях и в установленном порядке [7].

В соответствии со ст. 29 УПК Грузии лицо вправе участвовать в судебном процессе в качестве присяжного заседателя, если оно: зафиксировано в базе данных Гражданского реестра Грузии как лицо старше 18 лет; владеет языком уголовного процесса; проживает в Восточной или Западной Грузии в соответствии с тем, в районном (городском) суде в какой части Грузии ведется судебный процесс; его физические или психические возможности не ограничены настолько, чтобы это служило ему препятствием в исполнении обязанностей присяжного заседателя.

Статья 30 УПК Грузии устанавливает запрет на право быть присяжным для: государственно-политических должностных лиц; прокуроров; следователей; полицейских; адвокатов; действующих военнослужащих; духовных лиц; участников процесса по указанному делу; обвиняемых; лиц, на которых наложено административное взыскание за потребление наркотических средств в небольших количествах и после наложения указанного административного взыскания истекло меньше 1 года; судимых.

Отказ от выполнения обязанностей присяжного заседателя возможен в случаях: если лицо в течение последнего года уже являлось присяжным заседателем либо выполняет работу, его подмена в которой повлечет значительный вред, по состоянию здоровья и в силу возраста старше 70 лет, а также если в течение продолжительного времени лицо находится за пределами или выезжает за пределы Грузии (ст. 30 УПК Грузии).

Сопоставляя приведенные выше требования к кандидатам в присяжные заседатели в Грузии с нормами законодательства Российской Федерации, среди главных отличий следует назвать снижение возрастного ценза для кандидатов в присяжные в Грузии – до 18 лет, что, на наш взгляд, представляется не совсем обоснованным в силу наличия небольшого жизненного опыта у кандидатов к данному возрасту с учетом возложения на них огромной ответственности в части вынесения вердикта по уголовным делам. При этом требования к профессиональным судьям в Грузии, установленные Конституцией, более жесткие – к примеру, как гласит ст. 63 Конституционного закона Грузии «О внесении изменений в Конституцию Грузии» № 1324-вс от 13.10.2017, «судьей общего суда может быть гражданин Грузии с 30-летнего возраста, если он имеет соответствующее высшее юридическое образование и не менее чем 5-летний опыт работы по специальности».

Анализ УПК Российской Федерации и УПК Грузии позволяет выявить общие и отличительные черты «российского» и «грузинского» суда присяжных.

Прежде всего следует отметить, что в УПК Грузии нормы, регулирующие особенности отправления правосудия с участием присяжных заседателей, в отличие от УПК РФ, не структурированы в одной, отдельной главе, а разбросаны по всему кодексу.

Решение вопроса об обычном порядке рассмотрения уголовного дела либо судом присяжных в Российской Федерации с учетом подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей, регламентированной в ч. 2 ст. 30 УПК РФ, зависит от волеизъявления самого обвиняемого (ч. 5 ст. 217 УПК РФ).

Законодатель Грузии, напротив, в ч. 2 ст. 226 УПК, определяющей в том числе подсудность уголовных дел суду с участием присяжных, закрепил право обвиняемого требовать рассмотрения дела без участия присяжных заседателей; в этом случае дело рассматривается судьей районного (городского суда).

Отличаются от российских и составы менее тяжких, тяжких и особо тяжких преступлений, подсудных грузинским присяжным. К примеру, в Грузии суду с участием коллегии присяжных заседателей подсудны уголовные дела по обвинению в совершении преступлений, связанных с деяниями по перевозке, производству взрывов взрывчатых или иных устройств или веществ, опасных для жизни или здоровья, совершенных с целью причинения смерти, нанесения тяжких телесных повреждений, причинения значительного имущественного вреда или других тяжких последствий (ст. 229 УК Грузии); незаконным лишением свободы и торговлей людьми (ст.ст. 143-144 УК); незаконной торговлей органами (ст. 135.1); об умышленном привлечении невиновного к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 146 УК) и незаконном задержании / аресте (ст. 147 УК); фальсификации продукции, повлекшей причинение смерти человека (ч. 4 ст. 197), и пр. [8].

Примечательно, что в соответствии с ч. 9 ст. 22 УПК Грузии, если уголовное дело подсудно суду присяжных заседателей и обвиняемый уклоняется от явки в суд, суд рассматривает дело в его отсутствие без участия присяжных заседателей. Кроме того, при невозможности обеспечить справедливое и объективное разбирательство дела с учетом его интенсивного освещения средствами массовой информации или отношения к нему населения конкретной территории суд, рассматривающий дело, вправе по ходатайству стороны с согласия Председателя Верховного Суда Грузии перенести рассмотрение дела в суд, территориально расположенный в другой местности (ч. 4 ст. 226 УПК Грузии).

Имеют место и определенные различия по количественному составу коллегии присяжных заседателей. В Российской Федерации до 1 июня 2018 года коллегия присяжных заседателей включает в себя 12 присяжных и 2 запасных заседателей, с июня 2018 года в областных и равных им судах будет состоять из 8 присяжных и 2 запасных, в районных (городских) и гарнизонных военных судах – из 6 присяжных заседателей и 2 запасных.

Статья 27 УПК Грузии хотя и устанавливает идентичный классический состав коллегии присяжных (12 основных + 2 запасных присяжных), однако в части 2 уточняет, что состав суда присяжных заседателей зависит от категории преступления, совершение которого вменяется подсудимому: в составе суда присяжных заседателей должно быть не менее 6 заседателей по делам о преступлениях, относящихся к категории менее тяжких, не менее 8 – по делам о преступлениях, относящихся к категории тяжких, не менее 10 – по делам о преступлениях, относящихся к категории особо тяжких.

Составление списка кандидатов в присяжные заседатели под конкретное уголовное дело в Грузии в отличие от России производится не при помощи автоматизированной программы методом случайной выборки, а в специальном досудебном заседании: председательствующий, выслушав мнение сторон, составляет из единого списка граждан, достигших 18-летнего возраста (по аналогии с американской моделью суда присяжных), по принципу случайной выборки список кандидатов в присяжные заседатели не менее чем из 300 лиц. Кандидатам в присяжные не менее чем за 20 дней до отбора коллегии направляется составленный судьей с учетом совещания со сторонами специальный вопросник, который они обязаны заполнить и вернуть в суд в 5-дневный срок. Извещение о вызове в первое заседание по отбору присяжных заседателей направляется не более чем 150 первым кандидатам из списка кандидатов в присяжные (ст. 221 УПК Грузии).

Процедуры отбора коллегии присяжных в Грузии и России схожи между собой и включают следующие элементы: опрос кандидатов в присяжные сторонами, заявление кандидатами самоотводов, заявление сторонами мотивированных и немотивированных отводов, выборы старшины, приведение к присяге. При этом по УПК Грузии (ч.ч. 10 и 11ст. 223), если предъявленное обвинение предусматривает в виде наказания бессрочное лишение свободы, сторона имеет право на подачу 10 необоснованных заявлений об отводе; если в деле фигурирует несколько обвиняемых, каждому из них дополнительно предоставляется право заявить необоснованный отвод 3 кандидатам, то же право предоставляется стороне обвинения. Если кто-либо из обвиняемых использует собственную квоту на заявление отвода не полностью, право воспользоваться ею предоставляется другому обвиняемому по тому же делу. В этом случае сторона обвинения пользуется правом заявления стольких же необоснованных отводов, сколькими воспользовались все обвиняемые в общей сложности.

Что касается непосредственно судебного следствия в суде присяжных Грузии, то во многом оно идентично российскому. К примеру, аналогичны по своему содержанию закрепленные в УПК России и УПК Грузии нормы о рассмотрении вопроса допустимо­сти доказательств в суде присяжных заседателей в отсутствие присяжных (ч. 6 ст. 335 УПК РФ, ч. 3 ст. 239 УПК Грузии), запрете доведения до присяжных информации о привлечении подсудимого ранее к уголовной либо административной ответственности, наличии у него судимости (ч. 6 ст. 335 УПК РФ, ст. 238 УПК Грузии). Вместе с тем УПК Грузии включает в себя элементы, характерные преимущественно для англо-американской модели судопроизводства с участием присяжных заседателей: прямой, перекрестный и повторный допросы (ст. 244-246 УПК Грузии); завершение судебного следствия не прениями, а заключительными словами сторон (ст. 251 УПК Грузии). Кроме того, статья 237 УПК Грузии содержит прямое указание об обязательном порядке доведения председательствующим до сведения присяжных информации о наличии процессуального соглашения по вопросам, существенным образом, связанным с рассматриваемым делом.

Определенные отличия имеются и по порядку постановки вопросов присяжным, а также совещанию присяжных заседателей. В соответствии со ст. 262 УПК Грузии председатель­ствующий должен подготовить для каждого обви­няемого по две формы вердикта, представляемые присяжным заседателям, - оправдательного и обвинительного. Старшина заседателей после рассмотрения дела присяжными заседателями и удаления их в совещательную комнату для вынесения вердикта последовательно ставит каждый вопрос на открытое голосование в очередности и формулировке, определенной председательствующим в заседании. Первоначально на голосование ставится оправдательный вердикт по всем предъявленным обвинениям, в случае его непринятия – обвинительный, в возрастающей последовательности, соответствующей тяжести обвинения.

Вынося вердикт, присяжные путем открытого голосования должны решить вопрос невиновности или виновности подсудимого по каждому из предъявленных ему обвинений. В соответствии с ч. 3 ст. 261 УПК Грузии присяжные принимают вердикт единогласно. В случае, если в течение 4 часов им не удается достичь единогласия, решение в течение последующих 8 часов принимается следующим большинством голосов: если суд присяжных заседателей состоит не менее чем из 11 присяжных заседателей, решения принимаются 8 голосами; если суд присяжных заседателей состоит из 10 присяжных заседателей, решения принимаются 7 голосами; если суд присяжных заседателей состоит из 9 присяжных заседателей, решения принимаются 6 голосами; если суд присяжных заседателей состоит из 8 присяжных заседателей, решения принимаются 5 голосами; если суд присяжных заседателей состоит из 7 или 6 присяжных заседателей, решения принимаются 4 голосами (ч. 4 ст. 261 УПК Грузии). В случае если присяжные не в состоянии достигнуть общего согласия, председательствующий после повторного разъяснения им значения вердикта предоставляет дополнительное время для совещания – не более 3 часов, в случае недостижения согласия вновь и невозможности вынесения вердикта судья предоставляет присяжным дополнительный разумный срок, либо распускает полный состав коллегии и назначает дату заседания по отбору нового состава присяжных. Если и этому суду присяжных не удается вынесли единогласный вердикт, обвиняемый признается оправданным (ч. 6 ст. 261 УПК Грузии).

По аналогии с российским процессом, проверив форму вердикта и не найдя в нем противоречий требованиям закона, председательствующий передает его старшине присяжных для провозглашения.

Оправдательный вердикт присяжных согласно нормам, российского и грузинского уголовно-процессуального законов является обязательным для председательствующего и влечет вынесение оправдательного приговора.

Примечательно, что после провозглашения обвинительного вердикта и при согласии сторон в заседании по назначению наказания в Грузии принимают участие присяжные заседатели. При этом согласно чч. 3, 4 ст. 264 УПК Грузии, если присяжные заседатели в заседании по назначению наказания большинством голосов примут рекомендацию о смягчении наказания, председательствующий не вправе назначить обвиняемому более двух третей максимального предела наказания, определенного за данное преступление Уголовным кодексом Грузии, а если минимальный предел наказания, установленного Уголовным кодексом Грузии, превышает две трети максимального предела, осужденному назначается минимальное. Если присяжные заседатели большинством голосов примут рекомендацию об ужесточении наказания, судья не вправе назначить обвиняемому менее двух третей максимального предела наказания, определенного за данное преступление Уголовным кодексом Грузии. В случае если присяжные заседатели будут не в состоянии принять рекомендацию о смягчении или ужесточении наказания, наказание назначает председательствующий.

В российском законодательстве вопрос о снисхождении к подсудимому, признанному присяжными виновным, разрешается присяжными на стадии вынесения вердикта, при этом указание в вердикте на то, что подсудимый, признанный виновным, заслуживает снисхождения, обязательно для председательствующего при назначении наказания (ст. 349 УПК РФ).

По УПК Грузии, постановляя приговор суда присяжных заседателей, председательствующий в заседании не обосновывает вердикт. Приговор суда с учетом рекомендации присяжных заседателей о смягчении или ужесточении наказания, принятой присяжными заседателями, должен быть мотивированным только в части наказания.

В отличие от Российской Федерации приговор суда присяжных заседателей вступает в законную силу в момент провозглашения (ч. 4 ст. 265 УПК Грузии). Оправдательный приговор, постановленный на основании вердикта присяжных, является окончательным и обжалованию не подлежит, что полагаем, в определенной степени нарушает право потерпевшего на защиту.

Обвинительный приговор может быть однократно обжалован сторонами в кассационном порядке в связи с неправильным назначением наказания и по процессуальным основаниям, прямо указанным в законе (ст. 266 УПК Грузии). В случае удовлетворения кассационной жалобы дело передается на повторное рассмотрение новому составу суда присяжных заседателей. В случае отмены приговора суда присяжных заседателей по основаниям, предусмотренным пп. «е, ж» ч. 2 ст. 266 УПК Грузии (обжалование в части наказания) Апелляционный суд приговором постановляет новое наказание, в этом случае приговор Апелляционного суда окончателен и обжалованию не подлежит.

Исследователи права отмечают наличие некоторых проблем, связанных с реализацией института присяжных заседателей в Грузии на практике, указывая на усеченное введение данной формы судопроизводства на первоначальном этапе всего в двух судах Грузии - Тбилисском и Кутаисском городских судах и превалирование в сфере уголовного судопроизводства применения института сделок с правосудием [9, с. 142-154]. Так, по приведенным Е.Н. Крыловым данным судебной статистики, за период с июля 2011 г. по декабрь 2014 г. из 45 тыс. уголовных дел, рассмотренных грузинскими судами, более 36 тыс. (80 %) рассмотрены на основе процессуальных соглашений. При этом почти за аналогичный период судом присяжных заседателей рассмотрено всего 8 уголовных дел (0,018 % от общего числа рассмотренных дел).

Судья Тбилисского городского суда Э. Эрешидзе, напротив, полагает, что степень заинтересованности общества в отношении процессов суда присяжных заседателей стала более высокой, а вердикты, принятые присяжными заседателями, все более адекватными и соответствующими исследованным доказательствам, приводя по состоянию на декабрь 2016 года данные о рассмотрении Тбилисским и Кутаисским городскими судами с участием присяжных заседателей 24 уголовных дел. С января 2017 года суды присяжных заседателей образованы в Батумском и Руставском городских судах и Зугдидском, Телавском и Горийском районных судах.

Анализ правоприменительной практики судебной системы Российской Федерации позволяет сделать вывод о более широком применении института присяжных заседателей в нашей стране, даже с учетом волнообразного характера волеизъявления подсудимых на рассмотрение дел с участием присяжных [10]:

- 2012 г. – рассмотрено 941 954 уголовных дела, из них с участием присяжных - 583 (0,062 %);

- 2013 г. – рассмотрено 943 939 уголовных дел, из них с участием присяжных - 609 (0,065 %);

- 2014 г. – рассмотрено 930 885 уголовных дел, из них с участием присяжных - 349 (0,038 %).

- 2015 г. – рассмотрено 962 936 уголовных дел, из них с участием присяжных - 263 (0,028 %);

- 2016 г. - рассмотрено 963 930 уголовных дел, из них с участием присяжных - 242 (или 0,026 % от числа рассмотренных).

Новый импульс развитию суда присяжных в России дан законодателем расширением этого процессуального института на районные (городские) и гарнизонные военные суды с июня 2018 года.

Список литературы:

1. Насонов С.А. Европейские модели производства в суде присяжных: суд присяжных в Грузии (сравнительно-правовое исследование) // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 6. С. 164.

2. Арешидзе Э. Суд присяжных в Грузии, организация, подсудность и первые результаты // Центр исследования правовой политики. 2016. - URL: https://lprc.kz/files/library/335/rus/АРЕШИДЗЕ%20Эка.pdf (Дата обращения: 16.02.2018).

3. Уголовно-процессуальный кодекс Грузии // URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/90034 (Дата обращения: 16.02.2018).

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ (СЗРФ), 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017, с изм. от 14.11.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // СЗРФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921

6. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // СЗРФ, 23.08.2004, N 34, ст. 3528.

7. О внесении изменений в Конституцию Грузии: Конституционный закон Грузии № 1324-вс от 13.10.2017. // https://matsne.gov.ge/ru/document/view/3811818 (Дата обращения: 16.02.2018).

8. Уголовный кодекс Грузии // URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/16426 (Дата обращения: 16.02.2018).

9. Крылов Е.Н. Суд присяжных в постсоветском уголовном процессе: перипетии развития // Закон. 2016. № 9. С. 142 - 154.

10. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за 2012-2016 гг. // URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=5 (Дата обращения: 16.02.2018).