Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.03.2018

Роль современной школы в профилактике преступности несовершеннолетних

Рыбаков Александр Сергеевич
Магистрант 2 курса, кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Аннотация: В настоящей статье анализируется роль школы в профилактике преступности среди несовершеннолетних, рассматриваются полномочия школы, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних, приводится положительный опыт школьной профилактики.
Ключевые слова: профилактика преступности несовершеннолетних, роль школы, полномочия школы
Электронная версия
Скачать (642.9 Kb)

Преступность несовершеннолетних в настоящее время выступает распространенным явлением. Ежегодно в Российской Федерации выявляется около 55000 несовершеннолетних совершивших преступления, что составляет в среднем около 5 % от общего уровня выявленных лиц совершивших преступлений в России (взяты усредненные данные за последние 5 лет) [2]. Такие показатели свидетельствуют о реальности проблемы преступности несовершеннолетним, а учитывая высокий уровень повторности преступности несовершеннолетних, а также, что данный вид преступности является резервом для взрослой преступности, это вызывает беспокойство и, следовательно, необходимость ее профилактики.

Одним из субъектов профилактики, согласно федеральному закону № 120 являются образовательные учреждения, которые на основании статьи 14 обладают следующими полномочиями: 1. оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении; 2. выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования; 3. выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; 4. обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; 5. осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [5]. Анализ данных полномочий позволяет сделать вывод о комплексном подходе к профилактике преступности несовершеннолетних, так в частности они позволяют воздействовать на многие детерминирующие этот вид преступности факторы: проблемы семьи, недостаток воспитания, отсутствия досуга для несовершеннолетних. Такой подход свидетельствует о том, что законодатель осознает необходимость школьной профилактики преступности и ориентирует образовательные организации на это.

Акцентирование внимания именно на образовательном учреждение, как субъекте профилактики не случайно. Школа, как основное образовательное учреждение, является самым продолжительным этапом развития ребенка и совпадает с подростковым периодом формирования личности, на котором прослеживаются особенности физического, психического, нравственного, интеллектуального развития несовершеннолетнего. В связи с этим возникает необходимость правильного воспитания, развития несовершеннолетнего. Несомненно, основным институтом воспитания выступает семья, однако зачастую в силу разных причин подросток испытывает недостаток семейного воспитания, либо негативные детерминирующие факторы девиации личности оказывают влияние вне семьи. Учитывая это, а также то, что несовершеннолетний проводит большую часть времени в школе, где происходит его основная социализация, представляется правильным особо значимой считать раннюю профилактику преступности несовершеннолетних в школе, так как именно в школе возможно своевременное выявление и устранение факторов детерминирующих преступность несовершеннолетних.

Рассматривая роль школы в профилактики преступности несовершеннолетних в первую очередь необходимо изучить федеральный государственный образовательный стандарт, который содержит совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня [4]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – образовательный стандарт) содержит определенные требования к результатам освоения образовательной программы в школе. Интересно то, что помимо предметных требований (то есть по содержанию конкретного предмета), данный образовательный стандарт содержит большое количество требований к формированию личности обучающегося. Так, в частности, содержатся следующие требования: воспитания патриотизма, уважения к Отечеству, формирования способности к саморазвитию, способности к труду, формирования целостного мировоззрения, уважения к другому человеку, освоение социальных норм, правил поведения и морали, формирования коммуникативной компетентности в общении, ценности здорового образа жизни, осознание ценности семьи в жизни человека и другие [6]. Образовательный стандарт ориентирует на реализацию данных требований путем чередования урочной и внеурочной деятельности, к последней в частности относят: кружки, художественные школы, спортивные секции, олимпиады, военно-патриотические объединения и другие. Таким образом, на федеральном уровне закреплена обязанность образовательных учреждений не только обучать определенным предметам, но и организовывать полноценное (всестороннее) развитие обучающегося. Данные нормативные акты показывают то, что законодатель понимает значимость полноценного школьного воспитания. Организация образовательно-воспитательного процесса с использованием как урочной, так и внеурочной деятельности в школе необходимо в настоящее время. Так О.В. Павлова справедливо считает: «необходимо формирование целенаправленной политики общеобразовательного учреждения по реализации принципа “полной занятости” учащихся» [7, с. 33]. Под полной занятостью автор понимает организацию образовательным учреждением мер, направленных на занятие свободного времени учащегося. В этом стоит согласиться с О.В. Павловой, поскольку такой подход позволяет организовать доступный досуг несовершеннолетнего, отсутствие которого в настоящее время выступает одним из основных фактором детерминирующим преступность несовершеннолетних.

К сожалению, вышеназванные полномочия образовательных организаций и требования, содержащиеся в образовательном стандарте, зачастую не выполняются, либо выполняются только «на бумаге». В связи с тем, что, и образовательный стандарт и федеральный закон № 120 не содержат конкретных критериев оценки эффективности проводимых мероприятий и их количество, качество реализованных мероприятий по профилактике зависит в большей степени от добросовестности директора и педагогов. С.Н. Медведева верно отметила: «к сожалению, школа переживает трудные времена, переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями, школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствам это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще» [1, с. 131]. Негативным фактором выступает также и низкое качество правового воспитания в школе. Низкий уровень правовой культуры отмечается у многих жителей России. Незнание своих прав, правовой нигилизм, неисполнение установленных правил являются в настоящее время распространенных явлением, а видь основы правосознания, должны быть заложены именно в школе. Однако в большинстве случаев правовое воспитание ограничивается преподаванием обществознания учителем с педагогическим образованием. Согласимся с Н.С. Михахановой «Формирование правовой культуры является одним из важнейших условий осознанного восприятия учащимися своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона» [3, с. 66], что конечно выступает необходимой основой в профилактики преступности.

Тем не менее, существует и множество положительных примеров, когда в школе эффективно организуется профилактика преступности среди несовершеннолетних. Так, на базе Мамоновской СОШ Иркутской области создана школьная служба медиации (примирения) задачами которой являются: информирование обучающихся о принципах медиации; обучение учеников методам разрешения конфликтов; разрешения конфликтов между участниками спора, противоправных ситуаций; повышение правовой грамотности учащихся [8, с. 158]. Такая практика позволяет на ранних этапах выявить и устранить девиации в поведении учащегося, а также предупредить такое поведение. Высокую эффективность медиации, в том числе школьной, не раз отмечала в свои работах С.А. Корягина, указывая, что: «создание и повсеместное внедрение службы школьной медиации может помочь не только в профилактике и коррекции деви­антного поведения учащихся, но и в форми­ровании благоприятного психологического климата, безопасного пространства образо­вательного учреждения … направленность медиации на создание здо­ровой, благоприятной среды в микросоциуме выполняет важную профилактическую роль» [9, с. 430].

Стоит отметить, что в настоящее время во многом создана необходимая нормативная база, позволяющая реализовывать раннюю профилактику преступности в образовательных учреждениях, в частности широкий круг обязанностей образовательного учреждения по обучению и воспитанию учащегося содержится в образовательном стандарте, в федеральном законе об образовании, а федеральный закон № 120 напрямую содержит полномочия образовательных учреждений по профилактики преступности несовершеннолетних. Такое положение свидетельствует о постепенном возрождение воспитательного воздействия школы утраченного в 90-е годы, однако отсутствие эффективных критериев оценки воспитательных и профилактических мероприятий, проводимых образовательным учреждением не позволяет повсеместно контролировать их эффективность. Сегодня полнота школьной профилактики преступности в большой степени зависит от активности педагогического состава и родителей путем создания служб примирения, родительских советов, уполномоченного по правам учащихся, школьных психологов. Значимость ранней профилактики преступности в школе крайне высока, в связи с этим необходимо повсеместно контролировать эффективность ее реализации для этого стоит на федеральном уровне разработать действенные меры контроля, позволяющие оценивать действенность профилактических мер.

Список литературы:

1. Медведева С.Н. К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / С.Н. Медведева, Е.В. Мельникова // Общество и право. –2013. – № 2(44). – С. 129-132.

2. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: [официальный сайт]. – Москва, 2017. – Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics (дата обращения 20.02.2018)

3. Михаханова Н.С. Формирование правовой культуры учащихся образовательных учреждений как профилактика преступности несовершеннолетних // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. Москва 3-5 декабря 2015 г.: Доклады и материалы. Секция 6. Проблемы юридического образования / отв. ред. И.Г. Скурлова. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. ун-та, 2015. – С. 65-69.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер.закон [от 29.12.2012 № 273-ФЗ: по состоянию на 29.12.2017] // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч.1.). – ст. 7598.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон [от 24.06.1999 № 120-ФЗ: по состоянию на 07.06.2017] // СЗ РФ. ­– 1999. – № 26. – ст. 3177.

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки РФ [от 17.12.2010 № 1897] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – № 9.

7. Павлова О.В. Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних / О.В. Павлова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. - № 2. – С. 32-34.

8. Полякова Н.В. Из опыта работы Мамоновской СОШ по созданию школьной службы примирения / Н.В. Полякова // Вестник комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области. 2016. – № 2. – С. 157-160.

9. Судакова Т.М. Медиативные технологии в раннем и непосредственном предупреждении преступного поведения школьников / Т. М. Судакова, С. А. Ко­рягина // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, № 3. — С. 425–433.