Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.04.2018

Философия полета: историко-философские подходы

Кулагин Илья Сергеевич
курсант первого курса Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Ханнанов Роман Ринатович
курсант первого курса Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Коваленко Герман Владимирович
курсант первого курса Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева
Аннотация: В статье в онто-гносеологическом  контексте  рассматриваются свойства полёта летающих объектов, пространства, эволюции взглядов на философию полёта в методологическом, историко-философском, социоприродном, социокультурном и других аспектах. Актуальность данной работы состоит в необходимости исследования эволюции историко-философских взглядов на генезис понятия «философия полета». Цель данной научной статьи - анализ процесса становления и развития историко-философских взглядов на философию полёта.
Ключевые слова: полёт, аппарат, небо, развитие, птица, философия, крыло, планер, наука, изобретение, миф, идея, стремление
Электронная версия
Скачать (899.4 Kb)

С самых древних времён человек наблюдал за миром вокруг нас и его обитателями. Он восхищался скоростью гепардов, силой тигров, величиной китов. Людям несомненно хотелось обладать ловкостью обезьян или дышать под водой как рыбы. Одним из самых невероятных умений, которое лицезрел человек – способность парить в воздухе. Обращая внимания на полёт птиц, человек задумывался над тем, что же держит птицу в воздухе, пытался воспарить подобно этим прекрасным свободным существам.

Сквозь века прошло это стремление, все время побуждая человека к новым открытиям и подвигам. Ведь человек не просто стремился оторваться от земли, он желал обрести свободу, с которой пернатые преодолевают расстояния, величие их взгляда с высоты. Задумываясь о подобных идеалах, о том, как прекрасно летать, наблюдатель проникался особой философией, философией полета.

Полёт всегда рассматривался как универсальная форма движения в пространстве, и именно поэтому люди в далёком прошлом заинтересовались вопросом полёта. Люди считали, что поднять в воздух тело тяжелее воздуха невозможно. Но благодаря многочисленным опытам и продвижениям в науке, человек удалось взлететь. И различные страны абсолютно по-разному видели, как должны выглядеть первые летательные аппараты. В различных древне индийских эпосах, таких как: «Рамаяна», «Махабхарата» а также других текстах на санскрите, упоминаются летательные аппараты, не имеющие аналогов в современном мире. Виманы - это летательные аппараты, который имели четыре колеса и был 12 локтей в длину. Они использовались царём для метания снарядов [1].

В древнем Египте люди верили в жизнь после смерти, поэтому при погребении в могилу клали множество вещей, которые должны были пригодиться в следующей жизни человеку. В основном это была посуда, кувшины, различные бусы и т.д. Но недавно учёные обнаружили предмет, который очень походил на современный планер. Халил Мессих занимался исследованием модели планера. И сделав точную копию, он был ошеломлены тем, что это устройство работает. Как Египтяне смогли соорудить нечто подобное, более 4 тысяч лет назад остаётся загадкой [2].

Примерно в это же время существовал древнегреческий миф о Дедале и Икаре. Эта легенда повествует о греческом скульпторе Дедале, который изготовил крылья птиц для себя и сына чтобы сбежать от царя Миноса на родину. Но сын скульптора Икар был так поражён небом, что забыл про наставления отца не подниматься ввысь. И будучи околдованным небом, он поднялся высоко, и солнце растопило воск, скреплявший перья Икара. Крылья рассыпались, и Икар упал [3].

А согласно русским летописям, в XVI веке существовал холоп Никита, который изготовил себе крылья из кожи и дерева и даже поднимался в небо на них. Но узнав, Иван Грозный, который правил на тот момент, приказал отрубить голову выдумщику за содружество с нечистой силой, ссылаясь на то что его действия направлены против «естества» [3].

Мифы имели большое значение в древние времена. Ссылаясь на них, многие явления природы не нуждались в доказательстве. Достаточно было придумать мнимую теорию полёта человека в воздухе и необходимость в объяснениях каких- либо физических процессов отпадала. Так и формировалась «философия полёта» которая дошла до нас плавно вытекая из легенд, придуманных людьми.

Эпохавозрождения ознаменовалась множеством великих достижений науки и культуры, а вмести с ними множеством великих имён. Одним из таких былЛеонардо да Винчи – легендарный итальянский художник, мыслитель, скульптор, ученый и изобретатель. Подобно Икару, он был одержим идеей полётов в небо. Долгое время он изучал животных, способных к полету, строение их крыльев, манеру поведения в воздухе. В связи с этим, первой его попыткой подняться ввысь был аппарат с движущимися крыльями, по форме напоминающими крылья летучей мыши [4].

«Орнитоптер», именно так назывался рукотворный механизм Леонардо, управлялся при помощи человека, на которого надевали специальный костюм, включающий в себя хвостовое оперение машины. Взмахи крыльями производились за счет движений рук и ног управляющего, а высота полёта регулировалась подниманием и опусканием его головы, закреплённой в специальном обруче [5].

Другим известным эскизом да Винчи был проект аппарата, для современного человека, напоминающего некое подобие вертолета. Он представлял собой конструкцию, с воздушным винтом из прокрахмаленного льна, который должен был приводиться в движение четырьмя людьми, вращающими рычаги по кругу.

Леонардо утверждал: "Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать - и крылья будут!". Руководствуясь своей мечтой, он до конца жизни искал пути её осуществления, но это ему так и не удалось.

Другое детище итальянского мыслителя, напротив, преодолело столетия и нашло применение даже в современном мире. Таковой является идея создания парашюта. Сам маэстро говорил о своей придумке, что если имеется кусок ткани, сшитый в пирамиду с основанием около 12 ярдов, то прыжок с любой высоты не причинит вам никакого вреда.

В своих исследованиях да Винчи на много лет опередил время, в котором жил. Вследствие этого, достижения великого изобретателя Ренессанса не были по достоинству оценены его современниками, однако, спустя много лет послужили прототипами для машин, позволивших человеку покорить небо [6].

Историю жизни Леонардо да Винчи, его взгляды на науку, искусство и сущность человеческого бытия отразили в своей литературе множество учёных (Зубов В. П., Капра Ф., Николл Ч., Гастев А., Джорджо Вазари, Кларк К. и др.)

Первые же практические успехи в воздухоплавании легли на плечи двух братьев из Франции Жозефа-Мишель и Жака-Этьенна Монгольфье.

На протяжении всей своей жизни братья проявляли особый интерес к возможности парить над землей, подобно птицам, поэтому получив немалую сумму денег в наследство от отца, они не раздумывая стали воплощать свои мечты о преодолении значительных расстояний по воздуху в жизнь [7].

После многих попыток и неудач, братья наконец натолкнулись на идею наполнения шара горячим воздухом. Толчком послужили наблюдения за дымом, поднимающимся над костром. Попытка оказалась удачной. Первый же небольшой бумажный мешок, наполненный горячим дымом, устремился вверх. Вскоре Монгольфье решил продемонстрировать своё достижения горожанам, и вот уже воздушный шар объёмом 900 куб.м. взмыл на высоту около одного километра.

Подробная информация о жизни и исследованиях братьев Монгольфье изложена в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

Полёты на воздушных шарах становились всё более частым явлением и начали использоваться не только для преодоления расстояний, но и для научных целей. К примеру Д.И. Менделеев в 1887 году совершил самостоятельный полёт на воздушном шаре с целью наблюдения солнечного затмения.

Немногим позже были созданы аэростаты – это стратостаты, которые могли подниматься на высоту до 20 км с целью изучения верхних слоёв атмосферы [8].

В конце концов развитие мысли о полете, философия этого прекрасного явления привело человечество к невероятным открытиям и увлекает его еще дальше. Изучая историю авиации, мы непременно наткнемся на то, как влияют идеи на развитие прогресса. История каждого великого авиатора начинается с его стремления заниматься любимым делом, с философии его жизни, непременно пронизанной идеей о небе. Однако продвижение вперед по временной ленте в изучении великих авиаторов неизбежно сулит нам встречу с людьми, которые начинали с конструкции планеров, а впоследствии невероятной силой ума поднимали человека за пределы привычного восприятия, в космос! Одним из таких выдающихся людей был, к примеру, Сергей Павлович Королев.

Как он сам писал «…Надо попытаться создать ракету для полёта в заатмосферное пространство. Дело сложное, прежде всего надо создать самолёт с реактивным двигателем, а прообразом такого самолёта должен стать планер на реактивной тяге».

На примере этой цитаты мы видим, как эволюционирует мысль человека. Как неразрывно связаны авиация и космонавтика, одно дает начало другому. Уже достигнув некоторой свободы в передвижениях по небу, мечтатели задаются новыми целями. Это ярко демонстрирует, как философия полет в умах определенных людей двигает прогресс всего человечества. Более того становиться актуальным вопрос: а возможно ли развитие без нее? Ведь не имея определенных представлений о полете человек в свое время не покорил бы небо, а, следовательно, и развитие космонавтики было бы под большим вопросом.

Философия полета в космосе, зародилась гораздо раньше, чем люди впервые достигли верхних слоев атмосферы. «космическая философия» получила свое развитие в космизме. Русский космизм – достаточно обособленное от европейской мысли течение русской религиозно-философской мысли. Он основан на холистическом мировоззрении, которое предполагает телеологически определённую эволюцию Вселенной. Космизм изучает вопросы места человека в космосе, взаимосвязи космических и земных процессов, признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Это течение включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, и, к сожалению, эзотеризма, оккультизма и псевдонауки.

Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по:

  • софиокосмизму
  • антропокосмизму
  • социокосмизму
  • биокосмизму
  • астрокосмизму
  • светокосмизму
  • космоэстетике
  • космоэкологии

и другим подобным темам, однако это движение не оказало сильного влияния на западе [9].

В рассказе о космизме нельзя не упомянуть Циолковского Константина Эдуардовича, известного философа, ученого самоучку, который внес немалый вклад в развитие философской мысли по этой теме. Также помимо этого, он считается одним из основоположников современной космонавтики. В свое время, ему не удалось поступить в Высшее техническое училище (ныне Московский государственный технический университет им. Н. Э. Ба́умана), но он не сдался, и начал самостоятельное обучение, питаясь хлебом и водой, он тратил все деньги на приборы и книги. А денег было не много, отец присылал ему всего 10-15 рублей в месяц. Учился он в бесплатной библиотеке, на тот момент, единственной в Москве. Как мы видим сегодня, упорство, воля и стремление заниматься любимым делом позволили ему не только воплотить свои мечты, но и стать одной из центральных фигур в научной и философской деятельности конца 19, начала 20 века.

В итоге, ему удалось получить образование, и более того самому работать преподавателем. Занимаясь научной деятельностью, Константин Эдуардович написал множество работ по аэродинамике, теоретической космонавтике, ракетодинамике и т.п. [10], [11].

Заключение. Подводя итоги можно сказать, что значение философии полета на всем протяжении развития человека огромно. Анализируя историко-философские подходы к идее полета в развития человечества, следует отметить, что они оказали значительное влияние на развитие научно-технического прогресс То, что началось с простого желания-идеи парить, словно птица, переросло в реальное действие. Стремление к полету в мыслях, привело к полету физическому и открыло новые возможности в познании и освоении действительности.

Список литературы:

1. http://n-bitva.narod.ru/prilojenie/nepoznannoe/zagadki_drevnih/0_vimany.htm

2. http://www.runitsa.ru/publications/587

3. http://shkolnaiapora.ru/literaturnoe-chtenie/mify-drevnej-grecii/dedal-i-ikar.html

4. http://fb.ru/article/351642/leonardo-da-vinchi-gde-rodilsya-chem-proslavilsya-interesnyie-faktyi

5. http://olymp.asclub.ru/publ/arkhiv_rabot/odinnadcataja_olimpiada_2013_14_uch_god/est_li_budushhee_u_ornitopterov/32-1-0-918

6. https://topwar.ru/77801-kto-izobrel-parashyut.html

7. https://kinderlibrary.wordpress.com/2011/11/21/первый-полёт-на-воздушном-шаре-братье/

8. http://авиару.рф/aviamuseum/airplanes/rossijskaya-imperiya/aerostaty-nablyudeniya/1-aerostat/

9. http://planetarium-kharkov.org/?q=kosmizm

10. Циолковский Константин Эдуардович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

11. Казютинский В. В. Проблемы типологии космизма как феномена мировой культуры // Научные чтения памяти К. Э. Циолковского. Калуга, 2009.