Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
04.01.2014

Символ: понятие и классификация

Дмитриева Юлия Сергеевна
студентка кафедры маркетинга и рекламы Башкирского государственного университета, г. Уфа, Российская Федерация
Соколова Анастасия Сергеевна
соискатель, кафедра философии и политологии Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: Символ – особая разновидность знака, обозначающего обширную область значений, употребление его включает культурно-смысловой регистр, большую культурно-смысловую область. Различают простые и сложные символы. И.Г. Пендиков и Л.С. Ракитина выделяют такие типы символов как антропологические, социальные, культурные.  А.В. Костининой предложена типология  символов по функциональной заданности, которые объединены  в шесть крупных блоков.   Е.В. Змановская  классифицирует символы по форме отображения: изобразительные, графические, математические (числа, действия), именные, цветовые; поведенческие; символы-ценности, обозначаемые словами; персонифицированные (образы героев, кумиров, богов).  Форма символа должна ассоциироваться с ощущениями, которые человек получает с помощью зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса.
Ключевые слова: символ, знак, значение, форма отображения, восприятие, форма символа, ассоциации
Электронная версия
Скачать (654.4 Kb)

Современное понимание сущности символа немыслимо без изучения генезиса этого феномена. Изучение символа, как правило, ограничивается трактовкой отдельных символических структур, их классификацией. Однако, несмотря на обилие теорий и концепций, смысл понятия «символ» не становится более определенным. Функционируя в различных сферах общественной жизни, символ приобретает свою специфику в каждой из них.

Например, в культурологии символ – это особого рода знак, несущий в себе живую психическую связь с тем бытием, которое он означает. [2]

А.Г. Шейкин, автор статьи «Символ», рассматривает данную категорию в нескольких аспектах:

1. В искусственных формализованных языках – понятие, тождественное знаку;

2. В эстетике и философии искусства – универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством – содержательный элемент художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении;

3. В социокультурных науках – материальный или идеальный культурный объект, выступающий к коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого является конвенциональным аналогом значения иного объекта. [5]

В различных сферах символ понимается по-разному. В сфере искусства символ – это образно представленная идея или вид идеи, данной образом. [3]

В социологии под символом понимаются любые жесты, артефакты, знаки или понятия, что-то означающее, что-то выражающее или на что-то указывающее. [1]

Большинство определений понятия «символ» сводятся к его предметному пониманию или сравниваются со знаком. Так, самое известное осмысление символа как знака мы находим у американского философа и семиотика Ч.С. Пирса, подчеркивающего огромную роль знаковости в мышлении. Действие символа основано на условном соглашении о смежности означающего и означаемого. Ч.С. Пирс разделяет существование символа, иконического знака и индекса: иконический знак существует как образ в памяти и, следовательно, принадлежит прошлому опыту. Индекс проявляется в настоящем опыте. Символ же направлен на определенное восприятие, опосредован словом и оказывает влияние на мысль и поведение его интерпретатора. Согласно теории Пирса, обладающие символическим характером знаки – благодаря тому, что обладают общим значением, - способны образовывать суждения, в отличие от индексов и иконических знаков, которые этого не делают. Общее значение выступает «общим правилом», которое не может быть определено полностью и, следовательно, может быть определено как «потенциальность». Это проявляется в одной из важнейших характеристик символа – его континуальности, недискретном характере его смысла. Но природа этой континуальности остается за пределами внимания исследователя, так как Ч.С. Пирс не касается собственно культурной феноменологии символа. Тем не менее, говоря о «потенциальности» символа, Ч.С. Пирс определяет его как бесконечное количество высказываний культурно значимых текстов и событий.

Символ не сводится, как знак, лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте. Символ – особая разновидность знака, обозначающего обширную область значений, употребление его включает культурно-смысловой регистр, большую культурно-смысловую область.

В отличие от знака символ всегда является способом воплощения какой-либо трансцендентной идеи, способом постижения духовной реальности. Если знак всегда конкретен, то символ многозначен.

Различают простые и сложные символы. Простые символы – это элементарные геометрические формы, имеют глубоко архаический характер, обладают многоплановостью и многозначностью содержания, способны связываться в осмысленные последовательности. Сложные символы несут по сравнению с простыми символами более определенное, фиксированное и однолинейное значение.

Известный ученый Флоренский выделяет восемнадцать элементарных символов: точка, вертикальная линия, наклонная линия, горизонтальная линия, их пересечение, угол, треугольник, четырехугольник, крест, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник, восьмиугольник, круг (окружность), диск (поверхность круга), сфера, яйцо, валюта. К сложным символам относятся такие символы как Амур, лавровый венок и т.п.

С точки зрения коммуникации, символ можно определить как особую коммуникационную модель, интегрирующую индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Его функция связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых «миров».

Л. И. Тимофеев определяет символ следующим образом: «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др.)». «В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении — это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т. п.». «В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной же литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитете. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок, аллегория вообще — это в сущности разновидности символики».

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет утверждать, что нет какой-либо полной классификации символов и символических построений, лежащих в основе образов рекламы.

Костинина А.В. в «Эстетике рекламы» предложила такую типологию, в которой символические построения объединила в крупные блоки по их функциональной заданности.

Типология символов по функциональной заданности:

1. Научные, философские, художественные, мифологические, религиозные;

2. Природа, общество, весь мир;

3. Человечески выразительные;

4. Идеологические и побудительные;

5. Внешнетехнические;

6. Классические.

Змановская Е.В. в книге «Основы прикладного психоанализа» предложила другую классификацию, в которой символы могут выступать в следующих формах:

1. Изобразительные символы (например, изображение природы или животных);

2. Графические символы (например, крест, звезда);

3. Математические символы (числа, действия);

4. Именные символы (имена и названия);

5. Цветовые символы;

6. Поведенческие символы (например, жесты);

7. Символы-ценности, обозначаемые словами (например, свобода, справедливость, родина, успех);

8. Персонифицированные символы (образы героев, кумиров, богов).

Типология символов так же предложена Пендиковым И.Г. и Ракитиной Л.С. в книге «Архетип и символ в рекламе». Авторы вышеуказанной книги предложили три основные группы символизации потребительских предпочтений в рекламе.

Группы символизации потребительских предпочтений в современной рекламе:

Антропологические символы. Символы в каждую эпоху имели различное значение, тем не менее, есть символы, которые универсальны для любых времен. Прежде всего, это символы, связанные со строением и физиологией человеческого тела, с процессами рождения, зачатия, взросления, смены состояния, смерти. Например, растение (дерево) – символ человека. Символы относятся, прежде всего, к собственному телу, так как собственное тело в индивидуальной истории жизни субъекта – самый первый природный классификатор.

В группу антропологических символов входят символические построения, использующие образ обнаженного тела. Реклама представляет собой особую реальность, где все красиво, начиная от квартир, стульев, диванов, заканчивая детьми, мужчинами и женщинами. Существует целый ряд товаров, в рекламных кампаниях которых использование женского тела оправдано. В первую очередь это относится к средствам личной гигиены, женскому белью, косметике. Психологи утверждают, что сексуальные образы – самые эффективные и универсальные способы привлечения внимания, происходит отождествление себя с героем рекламы.

Социальные символы. Среди наиболее сильных символов, относящихся к социальной группе, можно назвать образ семьи. В рекламе процесс потребления происходит зачастую в кругу счастливой семьи, что не только создает приятные эмоции, но и предполагает проецирование этого образа на потребителя рекламы, а в дальнейшем – и на потребителя рекламируемого товара. Влиянию базовых символов подвержены абсолютно все. Это первый уровень воздействия, например, здоровье, пища, безопасность. Существует еще несколько уровней, которые по сути совпадают с пирамидой потребностей А. Маслоу. Верхним уровнем пирамиды является самореализация. Применяя этот принцип к проблеме символа, можно говорить, что этот верхний уровень – самый разнообразный. С точки зрения производителя рекламы, большая и многослойная общность потребителей более или менее четко делится на сегменты. Это необходимо, чтобы позиционировать товар, строить предложение на символах, входящих в состав символьной системы конкретной, интересующей производителя товара аудитории. Среди социальных символов выделяют так же символы самореализации, достижения цели и труда, символ праздника.

Культурные символы. Они достаточно условны, так как трактуются исходя из общечеловеческого контекста. Культурные символы – это материализованные представления идеи или концепции, характерные для данной культуры. Искусно применяя культурные символы, специалисты могут увязывать позитивную символику с рекламируемыми товарами и услугами, повышая тем самым их привлекательность для потребителей.

В ряду культурных символов можно выделить географические, основанные на ассоциативной связи географического места и значения, которые он со временем обретает. Традиционно считается, что есть страны, специализирующиеся на выпуске определенной продукции и соответственно воспринимаемые как эталон качества. Использование в рекламе символов этих стран (Эйфелева башня – духи, Парфенон – оливковое масло, сакура – зеленый чай и т.д.) приближает товар к представляемому идеалу.

Различия культурных особенностей касаются и цветовых ассоциаций. Цвет – свойство человеческого восприятия, обусловленное психофизиологическими и когнитивными характеристиками индивида. Цвет способен сам по себе эмоционально или суггестивно воздействовать на сознание и психику, что, безусловно, говорит о его потенциальной символичности.

Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего.

Достоинства использования широко распространенных символов заключаются в легкости узнавания, легкости интерпретации и произнесения, а также в знакомстве с подразумеваемыми ассоциациями и культурной предысторией символа. Совершенно очевидно, что человек испытывает потребность в определенной упорядоченности, в слове или символе, которым можно верить и которые вселяют в него ощущение знакомства. Символы действуют на интеллект, воображение, эмоции сильнее, чем любое другое средство. [4]

Список литературы:

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н.Аберкромби, Б.С. Тернер, С. Хилл, 2000. – с. 286..

2. Авдеев, В.И. Энциклопедический словарь по культурологии /Авдеев В.И., Арапов А.В., Выставкин А.В. и др.; Под общ. ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997. – с. 346.

3. Рошаль, В.М. Энциклопедия символов / В.М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. –с. 94

4. Уайтхед, А.Н. Символизм, его смысл и воздействие / А.Н. Уайтхед. -Томск: Водолей, 1999. – с. 47.

Шейкин, А.Г. Символ. Культурология. ХХ век. Словарь. / А.Г. Шейкин. СПб.: - Университетская книга, 1997. – с. 404.