Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
19.01.2014

История разработок двигателя в Германии и терминология данной отрасли автомобилестроения

Саитова Гульнур Нафисовна
Факультет романо-германской филологии Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: Разработки немецких ученых двигателя  внутреннего сгорания сыграли огромную роль в научно-техническом прогрессе и стали одним из главных факторов появления автомобилей. Терминология, которая сегодня сопровождает данную отрасль научного знания, тесно связана с историей разработок двигателя и продолжает изменяться, расширяться и пополняться новыми терминологическими единицами.
Ключевые слова: двигатель, дизельный двигатель, искровое зажигание, воспламенение
Электронная версия
Скачать (554.7 Kb)

В связи с большой распространенностью и популярностью немецких технологий и техники, которые известны своим высоким качеством и соответствием высоким требованиям, большой интерес вызывает история научно-технического прогресса в Германии. В результате любых работ, разработок и открытий словарный запас научных отраслей пополняется новыми терминами, которые продолжают существовать и изменяться или образовывать новые термины. Поэтому связь истории развития науки и техники и развития терминологии очевидна и неоспорима.

Немецкими учеными был сделан большой шаг в разработке двигателя derMotor, dieMaschine, dasTreibwerk. Термин derMotor используется чаще всего, а также входит в состав многих сложных терминов: derMotorblockблок двигателя, блок цилиндров двигателя, dieMotorblockbewegungдвижение блока двигателя, dasMotorlagerподшипник вала двигателя, dieMotorlagerungподвеска, крепление двигателя, dasMotormomentвращающий момент двигателя и т.д. [5, с. 186-196].

По типу воспламенения топливно-воздушной смеси das Kraftstoffluftgemisch выделяются два типа двигателей:

  • DerOttomotor (die Fremdzündung постороннее зажигание)
  • Der Dieselmotor (die Selbstzündung самовоспламенение) [4, с. 12]

Распространенный на сегодняшний день тип двигателя - дизельный derDieselmotor– был разработан Рудольфом Дизелем. И. Лобов пишет: «Рудольфу Дизелю еще сто лет назад выпала парадоксальная честь – его имя стали писать с маленькой буквы, обозначая так творение его разума. Позже к имени изобретателя добавилась приставка «био». Получившееся слово означает моторное топливо растительного происхождения, попросту говоря, растительное масло, состав которого подогнан под требования дизельного двигателя» [1 с. 69]. Такой дизельный двигатель, работающий на смеси топлив из минерального и растительного сырья, называется в немецком языке термином derBio-Diesel.

В немецком языке можно встретить множество терминов, включающих в свой состав слово derDiesel: dasDieselpartikelfilter сажевый фильтр, derDiesel-Pkw легковой автомобиль с дизельным двигателем [2, с. 13].

В 1864 году немецкий изобретатель Николаус Отто патентует новый тип газового двигателя (derGasmotor), в котором поршень начинал обратное движение под действием атмосферного давления. А в 1877 году он вносит свой вклад в разработку четырехтактного цикла derViertakt, dasViertaktverfahren, который и на сегодняшний день остается основой конструкции двигателя[1, с. 68].

Современная наука шагнула настолько вперед, что появились двигатели, работающие с различными типами газа.В зависимости от типа газа различают: derGeneratorgasmotor (работающий на генераторном газе), dieKoksofengasmaschine (работающий на газе коксовых печей), dieKraftgasmaschine (работающий на силовом газе), dieLeuchtgasmaschine (работающий на светильном газе), die Wassergasmaschine (работающий на водяном газе) [6].

Двигатель внутреннего сгорания с искровым зажиганием, разработанный и запатентованный в 1876 году Николаусом Отто, получил название derOttomotor. Данное обозначение было впервые использовано в 1940 году в Немецком Институте Стандартизации DIN [7].

В 1879 году Карл Бенц из Мангейма запатентовал двухтактный двигатель внутреннего сгорания derZweitakter, dieZweitaktmaschine, derZweitaktmaschine. Спустя 6 лет Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом был создан карбюраторный бензиновый двигатель derBenzinvergasermotor [1, с. 68].

Для предотвращения смесеобразования (dieGemischbildung) в двигателе с искровым зажиганием Вильгельм Майбах в 1893 году представил свое новое изобретение – распыляющий карбюратор derSpritzdüsenvergaser(dieSpritzdüseраспылитель,derVergaserкарбюратор) [3, с. 3].

Для каждой компании очень важно определить свою ключевую компетенцию, создав свое собственное производство определенных узлов и компонентов. Для многих предприятий такой компетенцией является именно двигатель, к примеру, трёхклапанный двигатель derDreiventilmotor компании Daimler-Chrysler, a концерн VW занимается производством четырехцилиндровых двигателей с типом впрыска Common rail VierzylindermotorenmitCommon-Rail-Einspritzung, которые сегодня пользуются большой популярностью во всем мире [2, с. 46].

Английское слово commonrail (common – общий,rail– рампа) обозначает одинаково высокое давление в трубке-аккумуляторе (рампе), которое распределяется по всем цилиндрам.

Различаются типы двигателей по форме и расположению цилиндров. Наиболее популярными на сегодняшний день являются:

  • DerReihenmotor рядный двигатель (один ряд цилиндров die Zylinderbank, один коренной вал die Kurbelwelle),
  • DerV-Motor V-образный двигатель (два ряда цилиндров, один коренной вал),
  • Der W-Motor W-образный двигатель (три ряда цилиндров, один коренной вал),
  • DerBoxermotor двигатель с оппозитным расположением цилиндров. [4, с. 12]

Рассмотрев историю научных разработок можно найти объяснение возникновению большого количества терминов. Поэтому термин и понятие, которое оно обозначает, неотделимы друг от друга.

Список литературы

  1. Лобов И. Дизель: живее всех живых // MediaMar. 2013 - №6 – с. 66-71
  2. Basshuysen R. Fahrzeugentwicklung im Wandel. Wiesbaden: Vieweg-Teubner Verlag, 2010. – 209 S.
  3. Basshuysen R. Ottomonor mit Direkteinspritzung. Wiesbaden: Vieweg-Teubner Verlag, 2013. – 265 S.
  4. Basshuysen R., Schäfer F. Handbuch Verbrennungsmotor. Wiesbaden: Springer Fachmedien, 2002. – 893 S.
  5. Schramm D., Hiller M., Bardini R. Modellbildung und Simulation der Dynamik der Kraftfahrzeugen. Berlin: Springer Verlag, 2013. – 412 S.
  6. Мультитран: [Электронный ресурс]. URL: http://www.multitran.ru/. (Дата обращения: 10.01.2014)
  7. Словари и энциклопедии на Академике: [Электронный ресурс]. URL: http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/1064499. (Дата обращения: 10.01.2014).