Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.01.2014

Творчество как философская категория

Соколова Анастасия Сергеевна
соискатель, кафедра философии и политологии Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматривается творчество с точки зрения философской науки, выделяются определения сущности творчества как деятельности, как способа созидания. Автор подчеркивает, что исследование сущности творчества были и остаются актуальным вопросом философии. Кратко изложены подходы к исследованию сущности творчества и теории мыслителей разного времени.
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, индивид, созидание, свобода, философия творчества, интенциональность, экстенциональность
Электронная версия
Скачать (518.2 Kb)

Исследование сущности творчества и творческой деятельности были и остаются одним из центральных вопросов в философии. В разные исторические эпохи философские школы творчество и творческую деятельность осмысливали весьма разнообразно.

В Энциклопедии эпистемологии и философии науки творчество определяется как категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. [3]

«Всякий переход из небытия в бытие – это творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей – их творцами», – Платон (427 до н. э. – 347 до н. э.). [2]

Творчество имеет онтологический статус, так как представляет собой способ бытия человека в мире.

Творческие аспекты можно обнаружить не только в высших формах духовной культуры (науке, искусстве и т.д.), но и в любом деянии человека, хотя, разумеется, мера креативности у них разная. Л.В. Яценко в статье, вошедшей в сборник конференции «Теория и методология творчества: итоги и перспективы», излагает свою точку зрения на определение творчества. Яценко считает, что первоначальные определения творчества следует вводить не из высочайших созданий человеческого гения, а из обыкновенных, хотя в чем-то неординарных поступков. Так как в них проступают важные признаки творчества: прометеевское беспокойство и дерзание, отказ от конформизма, от адаптивного отношения к социальной и природной среде, рождение идеи, предваряющей реальные действия (целеполагание), свобода выбора, изменение не только внешнего, предметного, но и внутреннего экзистенциального мира. [8]

В кратком философском словаре под редакцией Алексеева А.П. творчество определяется как деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающих всестороннее, гармоническое развитие личности. [4]

Значения творчества многообразны и охватывают сферы личности, процесса, результата.

Следует отметить, что творчество, а именно, творческая деятельность человека основывается на его познавательных способностях, т.к. творческие компоненты есть и в составе чувственных представлений, и в системе мыслительных образов и понятий.

Исследуя творчество как философскую категорию, необходимо обратиться к такому центральному свойству человеческого сознания как интенциональность. Интенциональность происходит от латинского intentio, что дословно означает «намерение», а в философии интенциональность понимается как – быть направленным на некоторый предмет, т.е. определяет вектор деятельности. В современную философию понятие интенциональности ввел Франц Брентано.

Если рассматривать творчество с позиции интенциональности, то типологизировать творчество по принципу направленности творческих векторов можно следующим образом:

1) интериоризированный тип творчества – вектор творчества направлен внутрь самого субъекта творчества (т.е. в субъективную реальность). Интериоризированный тип творчества есть творение своей самости, своей личности. Сущность интериоризированного творчества сводится к накоплению энергетического потенциала в недрах человеческой души.

2) экстериоризированный тип творчества – вектор творчества направлен наружу субъекта творчества (т.е. в объективную реальность). Экстериоризация является более редким творческим явлением, так как для того чтобы творить что-то вне себя (т.е. в объективной реальности) необходимо располагать энергетическим багажом, достаточным для этого рода деятельности.

Творчество часто определяется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее – материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером конкретной созидательной деятельности - творчество изобретателя, организатора, научное, художественное творчество и т.п. [1]

Если творческую деятельность трактовать как продуктивную, то следует выделить такие характерные признаки как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) – отличительный признак творчества.[10]

В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («бывания»), а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, которое первоначально не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности (ремесла и т. д.), в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира, моментом которого и выступает творчество. [5]

В истории познания имели место попытки расширительного толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущ как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К. А. Тимирязеву). Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Распространенное выражение «творчество природы» лишь метафора. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития. [7]

В настоящее время категория творчества постепенно становится ключевой не только для понимания динамики социально-исторических процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственности, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи его творческого потенциала с инновационной деятельностью человека. [6]

Отметим, что проблема творчества первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo), происходила некоторая мистификация творчества. [7]

В настоящее время существует большое количество философских концепций, которые пытаются объяснить сущность и природу творчества. Все эти концепции можно разделить на два принципиально различных направления в исследовании вопросов творчества. Первое направление усматривает творчество в свободной, ничем не обусловленной, произвольной активности человека. Представители второго направления связывают творчество с деятельностью Бога, творящего мир природы и самого человека.

Например, Бердяев Н. и Флоренский П. в творческом акте видели средство приближения к божественному началу, Толстой Л.Н. напротив, пришел к выводу о том, что ложно всякое творение как порождение греха гордыни. Николай Бердяев разделял точку зрения о непознаваемости творчества: «Непостижимо, что есть творчество».

Исследователь трудов Платона Яковлев В.А. выявил, что в текстах Платона содержится достаточно большое количество прямых высказываний о природе и механизмах творчества. Определения творчества встречаются неоднократно в диалогах Платона. Как правило, он не анализирует понятие творчества специально, а вводит его в связи с изложением своих представлений о творении мироздания и человека, сущности человеческой деятельности, специфики искусства. Важно подчеркнуть, что, по Платону, творчество в принципе носит универсальный характер – творчество проявляется всякий раз, когда любое нечто обретает свое бытие. [13]

С учетом социальной принадлежности, творчество, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики. Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Так же, творчество включает в себя деструктивный элемент, в такой мере, в которой следует устранение, к примеру, тормозящего фактора и освобождение места для нового творческого решения. [10]

Творчество понимается в первую очередь как продуктивная деятельность. Главная характеристика продуктивной деятельности – это производство нового, а репродуктивной – повторение известного, существующего.

Понимание сущности творчества в средневековой философии тесно связано с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Творчество рассматривалось мыслителями эпохи как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Так, например, Августин особо подчеркивает значение воли в человеческой личности. У Августина человеческое творчество выступает в первую очередь как творчество истории, так как именно история является такой сферой, в которой человек принимает участие в осуществлении божественного замысла о мире. Не разум, а воля и волевой акт связывают человека с Богом. Поэтому в средневековых концепциях творчества личное деяние приобретает особое значение, а индивидуальное решение понимается как форма соучастия в творении мира Богом, что в свою очередь предвещает такое понимание творчества как уникального и неповторимого.

Средние века принуждают творческого субъекта к анонимности, утверждают его ограниченность, греховность и несопоставимость с божественным творением, открывая при этом волевую природу творческого акта, создающего новое и в этом смысле как бы творящего из ничего. [3]

Отметим, что в средневековых концепциях сферой творчества является область исторического, нравственно-религиозного деяния, а художественное и научное творчество наоборот рассматриваются как нечто второстепенное.

Эпоха Возрождения была проникнута идеей безграничных творческих возможностей человека, а творчество трактовалось в первую очередь как художественное, сущность же художественного творчества заключалась в творческом созерцании. Ренессансу характерен культ гения, а так же интерес к акту творчества и личности творца (художника).

В учении о продуктивной силе воображения Иммануил Кант специально анализирует творческую деятельность. Немецкий философ в своем учении утверждает, что творческая деятельность есть единство сознательной и бессознательной деятельностей.

И. Кант в качестве субъекта творческой деятельности принимает личность. Творчество оказывается возможным благодаря способности суждения, продуктивной и рефлективной деятельности воображения. [4]

Выдающийся представитель идеализма в новой философии, Фридрих Шеллинг, рассматривает творчество (прежде всего творчество художника и философа) как высшую форму человеческой деятельности (здесь человек соприкасается с абсолютом).

Мыслители эпохи Нового времени рассматривали творчество как изобретательную комбинаторику или противопоставляли ему универсальный и общедоступный метод, логику и интеллект. Одновременно с этим, Дж. Беркли развивает теорию «креативного восприятия». Творчество является фундаментальной предпосылкой познания вообще, согласно теории «продуктивного воображения» (И. Кант, Ф. Шеллинг).

Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества (И.В. Гёте, Г. В. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Философия жизни противопоставляет технической рациональности творческое органическое начало (А. Бергсон) или культурно-историческую деятельность (В. Дильтей). Экзистенциалисты в своих теориях трактуют творчество в терминах внутреннего переживания: как «встречу», «самоактуализацию», «предельный опыт», «готовность к новому рождению» (Э. Фромм, К. Роджерс, А. Маслоу). Теории «глубинной психологии» исходящие из теории З. Фрейда подчеркивают роль бессознательного в творчестве и интерпретируют его как «осуществление детской мечты», «нарциссистское идеалопостроение» (О. Ранк), «управление интуицией через архетипы» (К.Г. Юнг), «результат компенсаторных проектов жизненных целей» (А. Адлер). Прагматистские и близкие к ним теории творчества отождествляют его с комбинационным изобретательством, решением ситуативных задач (Дж. Дьюи). [3]

Г. Гегель рассматривал творчество как процесс саморазвития, импульс которому дает лежащее в его основании противоречие. [2]

Карл Маркс отводил творчеству роль разновидности деятельности человека, а становление личности рассматривал в результате предметно-деятельностного характера взаимоотношения человека и мира. [9]

Критикуя современную культуру, Ф. Ницше видел назначение творчества в преобразовании самой сущности человека, критикуя современную ему культуру. [7]

Рассматривая категорию творчества в философии, следует особое внимание уделить русским философам, в частности Н. А. Бердяеву. Ключевая роль в философских концепциях Николая Бердяева, особенно в «Философии свободы» и «Философии творчества», принадлежала свободе и творчеству. Согласно Бердяеву свобода – это единственный источник творчества. В дальнейшем Николай Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация (невозможность преодолеть рабские оковы царства природы), трансцендирование (творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия). Свобода определяет царство духа. Дуализм в метафизике Бердяева – это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Дословно «трансцендирование» обозначает выход за пределы, а трансцендентное – лежащее за пределами чего-либо (опыта, бытия, той или иной системы), запредельное.

О творчестве как философской категории, природе и сущности творчества размышляли представители различных эпох, но мы особо выделим «Теорию творчества» Энгельмейера П.К., «Философию свободы» и «Смысл творчества» Бердяева Н.А., «Философию творчества» Либиэра А. Проблему творчества отразили в своих трудах Платон, Аристотель, Плотин, Августин, Дж. Бруно, Б. Спиноза, И. Кант, Ф.-В. Шеллинг, А. Бергсон, К. Маркс, С. Рубинштейн, Г. Уоллес, А. Пуанкаре.

Согласно Бергсону вся наша жизнь – это и есть творческая деятельность, вернее творческая эволюция. Анри Бергсон (важнейший представитель философии жизни) в «Творческой эволюции» выделил главные характеристики жизни: «длительность» и «жизненный порыв». Жизненный порыв по Бергсону это порыв к жизни, цели, творчеству и новым смыслам. Жизненный порыв является движущей силой развития, а жизнь – это бесконечное становление и развитие, непрерывная «творческая эволюция». [9]

Энгельмейер П.К. в книге «Теория творчества» (1910 г.) разрабатывает основы новой науки о творчестве – «эврилогии». В своем труде ученый разбирает проблемы природы творческого процесса не только в технике, но и в науке, религии и искусстве. Энгельмейер рассматривает триединую сущность творческого человека: чувства, разум и волю. Основное место в книге занимает «теория трехакта» [14], состоящего из трех стадий: желания, знания и умения. В первом акте изобретение предполагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. Поэтому, в первом акте все начинается с интуитивного появления гипотетической идеи. Во втором акте разрабатывается план, изобретение преобразуется в логическое представление. Третий акт не связан непосредственно с творчеством. Выполнение плана может быть поручено соответствующему специалисту.

«Творчество зарождается из желания (потребности, наклонности, аппетит) и выявляется в некоторой обстановке, которую оно изменяет сообразно с желанием. Значит, творчество выражается в прямом воздействии на окружающую обстановку. Творческая деятельность человека, подразделена Энгельмейером на три акта: интуитивный, рассудочный и рефлекторный. В первом акте, под давлением первоначального желания, составляется идея, которая ставит цель. Во втором акте рассуждение вырабатывает из идеи план действий. В третьем акте этот план приводится в исполнение». [4]

Проявления творческой деятельности многообразны. Долгое время под творчеством понималась только духовная деятельность (сфера искусств), одновременно выделялись и «творческие» профессии, такие как музыкант, художник и т.п. Но, это лишь узкая трактовка творческой деятельности, а по сути, область творческой деятельности широка. Генри Форд первым обратил внимание на данное «урезание» творческой деятельности. «Утверждают, что творческая работа возможна лишь в духовной области. Мы говорим о творческой одаренности в духовной сфере: в музыке, живописи и других искусствах… Положительно стараются ограничить творческие функции вещами, которые можно повесить на стену, слушать в концертном зале или выставить как-нибудь на показ… Нам нужны художники, которые владели бы искусством индустриальных отношений… Нам нужны люди, которые могут составить план работы для всего, в чем мы видим право, добро и предмет наших желаний», – американский предприниматель и основоположник автоиндустрии США, Генри Форд.

«Творить – значит облегчать мысль, разгружать её, изобретать новые возможности жизни», Жиль Делез.

«Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам», Жан-Поль Сартр.

Отметим, что в социально-историческом процессе творчеству отводится роль движущей силы, благодаря которой в мире происходят качественные изменения и осуществляется развитие. [1]

Заключение: Значения творчества многообразны и охватывают сферы личности, процесса, результата. Творчество – это человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности. Творческая деятельность человека основывается на его познавательных способностях. В античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия. В средневековых концепциях творчества личное деяние приобретает особое значение, а индивидуальное решение понимается как форма соучастия в творении мира Богом. В средневековых концепциях сферой творчества является область исторического, нравственно-религиозного деяния. В эпоху Возрождения творчество трактовалось в первую очередь как художественное. Мыслители эпохи Нового времени рассматривали творчество как изобретательную комбинаторику. Теории эпохи Просвещения не выходили за пределы противопоставления таланта и гения, врожденности и божественности творческих способностей, интеллекта и безумия как источников творчества. Ключевая роль в философских концепциях Николая Бердяева принадлежала свободе и творчеству. Карл Маркс отводил творчеству роль разновидности деятельности человека, а в социально-историческом процессе творчеству отводится роль движущей силы.

Список литературы:

  1. Гагарина О.С. Творчество как сущностная характеристика личности: Автореф. дис. … канд. филос. наук. – Москва, 2008. – 18 с.
  2. Гегель Г. Философия духа / Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. М., 1977.
  3. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учеб. Пособие /Науч. Ред. Ц.Г. Арзаканяна. – М.: ИНФЗА-М, 1998.
  4. Даниев С.В. П.К. Энгельмейер и его роль в развитии философии техники. // URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2012/fknt/daniyev/library/philosophy.htm
  5. Кант И. Критика способности суждения / Соч.: В б т. Т. 5. М., 1966.
  6. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев [и др.]; под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс, 2012. – 496 с.
  7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1999
  8. Марков С.Л. Философы о творчестве // GeniusRevive: URL: http://geniusrevive.com/ru/
  9. Маркс К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М. 1955; К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. М., 1959
  10. Теория и методология творчества: итоги и перспективы // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-16500.html
  11. Философия: учебник для вузов / под редакцией В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.– М.: Юнити-Дана, 2010. – 735 с.
  12. Яковлев В. А. Философия творчества в диалогах Платона //Вопросы философии. – 2003. – №. 6. – С. 142-154.
  13. Яковлев В. А. Философские принципы креативности //Вестник Московского университета. Серия. – 2005. – Т. 7. – С. 98-103.
  14. Энгельмейер П.К. Теория творчества. – 2-е изд. – М.: ЛКИ, 2007. – 208с.