Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
22.01.2014

Диагностика направленности консультативной деятельности психолога

Газизова Регина Расиховна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Башкирский государственный университет г. Стерлитамак, Российская Федерация
Аннотация: Обсуждается проблема направленности консультативной деятельности у психолога; отражено авторское понимание различных видов направленности консультативной деятельности. В статье приводится  разработанная авторами методика диагностики направленности консультативной деятельности у психолога. Показаны результаты психометрической проверки разработанной методики.
Ключевые слова: направленность консультативной деятельности у психолога, стремление дать совет, направленность на самопрезентацию, направленность на развитие личности клиента
Электронная версия
Скачать (576.6 Kb)

Анализ литературы по проблеме психологического консультирования позволяет выделить три вида направленности консультативной деятельности психолога во взаимодействии с клиентом: стремление дать совет, на самопрезентацию, на развитие личности клиента.

Стремление дать совет свидетельствует о том, что психолог не верит в способность клиента самому сделать вывод, принять решение, не обращается к внутренним ресурсам клиента, не обеспечивает развитие у него необходимых качеств и свойств личности. Различные психологические школы сходятся, по крайней мере, в том, что совет не является ни итогом консультативного взаимодействия, ни его инструментом. Так, З. Фрейд писал: «Более того, я ручаюсь, что вы заблуждаетесь, допуская, что совет и руководство в делах жизни являются неотъемлемой частью аналитического воздействия. Напротив, мы отрицаем такую роль ментора, насколько это возможно» [цит. по 4, с. 156]. Представители экзистенциально-гуманистического направления в области психологического консультирования (Мэй, 2002; Роджерс, 2008; Ялом, 2005) приводят многочисленные примеры выдачи совета и того негативного результата, который возникает, если клиент ему следует. «Совет, предложение, давление по поводу следования одному способу поведения в противовес другому – все это за пределами терапевтической ситуации» [3, с. 156] – таков их общий вывод.

Направленность на самопрезентацию выражается в преимущественном стремлении психолога демонстрировать свои знания, достижения, освоенные психотехники для того, чтобы вызвать восхищение собой, удивить клиента. Не получая должного внимания и отношения к себе и своей проблеме, чувствуя стремление психолога самоутвердиться в его глазах, клиенты либо начинают «гордиться» таким психологом (а заодно и собой, как его клиентом), либо теряют интерес к нему как к профессионалу.

Направленность на развитие личности клиентавыражается в том, что психолог исходит из того, что клиент обладает необходимыми внутренними ресурсами, позволяющими ему самостоятельно решать свою проблему. Помощь со стороны психолога выражается в создании условий для осознания клиентом глубинных причин своей проблемы и снятия их влияния на его поведение (психоанализ); в целенаправленном формировании конструктивных форм поведения, позволяющих клиенту иначе реагировать на происходящее и влиять на него (когнитивно-поведенческий подход); в прояснении чувств и мыслей клиента, его принятии и эмоциональной поддержке, позволяющих ему самому найти решение своей проблемы (клиент-центрированный подход).

Осознание различных видов консультативной направленности актуально на этапе профессиональной подготовки будущего психолога, так как позволяет ему отказаться от деструктивных отношений с клиентом. Однако проблемой является диагностика направленности консультативной деятельности психолога. Для решения названной проблемы совместно с Т.Д. Дубовицкой был разработан диагностический опросник, включающий 8 вопросов по три варианта ответа к каждому вопросу.

Испытуемому предлагается следующая инструкция: «Прочтите внимательно описание различных видов поведения психолога во взаимодействии с клиентом. Выберите то, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о работе психолога и поставьте напротив него 2 балла, затем выберите суждение, которое в наименьшей степени соответствует вашему мнению о работе психолога и поставьте напротив него 0 баллов; напротив оставшегося суждения поставьте 1 балл».

Текст опросника

1. В работе с клиентом психологу важно:

А. Получить удовлетворение от решения проблемы клиента;

Б. Знать, что именно посоветовать клиенту, какую психотехнику использовать;

В. Понять, что мешает клиенту самому решить проблему.

2. В беседе с клиентом необходимо:

А. Выявить (сформулировать) суть проблемы, с которой пришел клиент.

Б. Чтобы клиент видел в психологе профессионала/специалиста.

В. Проявить клиенту понимание его чувств и переживаний.

3. Неудачи в консультативной работе с клиентом могут быть связаны с тем, что:

А. Психолог/консультант не смог предложить клиенту подходящий совет для решения проблемы;

Б. Психолог не смог установить доверительных отношений с клиентом;

В. Психолог не смог произвести должного впечатления на клиента.

4. Психолог для клиента должен выступать, прежде всего, как:

А. Специалист, который помогает клиенту решить его проблему;

Б. Человек, наделенный особыми способностями, заслуживающий уважение и признание;

В. Человек, вызывающий к себе доверие, позволяющий клиенту быть самим собой.

5. Клиент для психолога выступает, прежде всего, как человек:

А. Который сам не может решить свою проблему, и ему нужно в этом помочь;

Б. Который позволяет психологу проявить свой профессионализм;

В. Которому необходимо понимание и поддержка со стороны психолога.

6. Какое из высказываний психолога является, на ваш взгляд, более приемлемым в общении с клиентом:

А. В Ваших словах чувствуется обида; вы боитесь, что может случиться что-то ужасное;

Б. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания, опыт;

В. Мне понятна ваша проблема, и я предлагаю вам следующее…

7. В общении с клиентом психолог должен:

А. Сосредоточить свое внимание на проблеме и не отвлекаться на посторонние темы;

Б. Держать по отношению к клиенту отстраненную позицию, сохранять некоторую таинственность;

В. Быть открытым своим чувствам, переживаниям и в случае необходимости поделиться ими с клиентом.

8. В общении с клиентом психологу важно:

А. Говорить простым, понятным языком, выражать позитивное отношение к клиенту;

Б. Использовать специальную научную терминологию, чтобы вызвать к себе уважение;

В. Излагать свое видение проблемы клиента и предлагать конкретные способы ее решения.

Ключ.

Стремление дать совет:1А; 2А; 3А; 4А; 5А; 6В; 7А; 8В.

Направленность на самопрезентацию: 1Б; 2Б; 3В; 4Б; 5Б; 6Б; 7Б; 8Б.

Направленность на развитие личности клиента: 1В; 2В; 3Б; 4В; 5В; 6А; 7В; 8А.

Баллы: от 0 до 16 по каждой шкале. Чем выше сумма баллов, тем выше данный вид направленности.

Авторская методика диагностики направленности консультативной деятельности у психологов прошла психометрическую проверку. Для вычисления надежности и точности применялась формула Рюлона; для проверки надежности целого теста - формула Спирмена-Брауна; для проверки синхронной надежности - формула Кронбаха; коэффициент корреляции Пирсона – для проверки ретестовой надежности. По вышеперечисленным методам получены показатели в пределах 0,80-0,85. Проверка по критерию конструктивной валидности заключалась в вычислении коэффициентов корреляции шкал методики направленности профессиональной деятельности у психологов и методики Басса «Направленность личности». Проведенное исследование показало наличие значимых положительных корреляций шкалы «Направленность на развитие личности клиента» и направленности на общение (р<0,01), шкалы «Направленность на самопрезентацию» и направленности на себя (р<0,01), шкалы «Направленность на решение проблемы» и направленности на дело (р<0,05).

Таким образом, методика может быть рекомендована для диагностики направленности консультативной деятельности у студентов психологических факультетов, практикующих психологов.

Список использованной литературы:

  1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. 464 с.
  2. Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика личностной готовности психолога к профессиональной консультативной деятельности // Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Москва. 2012. С. 111-113.
  3. Мэй Р. Искусство психологического консультирования М.: «Эксмо-Пресс», 2002. 356 с.
  4. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2008. 256 с.