Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.01.2014

Совершенствование государственного регулирования рентных отношений

Байкова Эльвира Рафаэлевна
ассистент кафедры общей экономической теории института экономики, финансов и бизнеса Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: Вопрос справедливого распределения и присвоения рентных доходов необходимо рассматривать  с возможностью его наиболее эффективного использования в интересах всего общества. Государство способно восстановить эквивалентные стоимостные пропорции при межотраслевом обмене посредством своих законодательных рычагов. Предложенные концептуальные положения предполагают повышение роли государства в отношении, прежде всего, рентных отраслей. Рента на сегодняшний день является одним из источников и рычагов экономического подъема.
Ключевые слова: рента, рентные отношения, государственное регулирование
Электронная версия
Скачать (520 Kb)

Возросший интерес к проблеме ренты со стороны общественности [1, С. 17] связан с вопросом эффективного использования рентных доходов, получаемых от природных ресурсов. Этот интерес не в меньшей степени и увязывают с борьбой с аппетитами олигархата, что проявляется в политизации данной проблемы. Исходя из рациональных соображений, нельзя сводить решение вопроса к изъятию сверхдоходов, возникающих в рентных отраслях, с последующим их распределением среди населения поровну. Проблему восстановления справедливости в присвоении ренты нужно решать параллельно с вопросом обеспечения наиболее эффективного использования ренты в интересах развития всего общества.

Таким образом, для восстановления эквивалентных стоимостных пропорций при межотраслевом обмене и стабилизации цен необходимо обеспечить систему изъятия из сферы производства избыточного рентного дохода, образующегося при эксплуатации относительно лучших природных ресурсов, и не только для дальнейшего его перераспределения между производителями рентных отраслей, а главным образом для покрытия государственных нужд в социальной сфере. Величина субсидирования определяется, исходя из объективной потребности в финансировании и решения задач совершенствования производства в отрасли.

С тем, чтобы обеспечить выравнивание нормы прибыли на предприятиях внутри рентных отраслей на уровне средней нормы, в том числе и за счет дотирования предприятий, эксплуатирующих худшие природные ресурсы в рамках нужного обществу объема рентоносной продукции. А также для того, чтобы устранить накопление избыточной прибыли как генератора инфляции, провоцирующего межотраслевое выравнивание нормы прибыли посредством завышения цен на поставляемые в рентные отрасли ресурсы и занижения – на закупаемые в них. Иначе говоря, рента при частнособственническом характере присвоения классом рантье никак не способствует росту производства непосредственно в рентной отрасли.

Как указывает И.Д. Афанасенко, нынешняя фетишизация рынка вывела огромные территории России из производственной сферы, народы, веками проживающие в своих ландшафтах и создавшие уникальные культуры, но не подходящие под рыночные мерки, обречены на голодную смерть, они покидают обжитые места, разрушаются созданные трудом многих поколений производственный потенциал [2, с. 400].

Таким образом, рента на сегодняшний день является одним из источников и рычагов экономического подъема. Причем целесообразно ее использовать так, чтобы она стала инструментом ослабления сырьевой специализации и, в конечном итоге, привела к структурному развороту экономики России в направлении усиления роли производства готовой продукции и, прежде всего наукоемкой, а также инструментом снижения дифференциации населения по уровню доходов.

Исходя из сложившейся ситуации в стране, необходимо разработать концептуальные положения в отношении государственного регулирования рентных отношений для повышения эффективности всей экономики, состоящей из рентных и нерентных отраслей. Концептуальные положения в отношении регулирования рентных отношений предполагают активизацию роли государства. В результате влияния государства на ценообразование в действие механизма рентных отношений могут быть внесены нужные коррективы. Они связаны, прежде всего, с объективной оценкой ренты, социально справедливыми принципами распределения ренты, со стимулами к осуществлению инвестиций в производство, с аккумуляцией части ренты в специальных фондах государства. Для этого необходимы объективные критерии, определяющие условия образования и количественные параметры ренты и размера налога.

Предложены концептуальные положения по совершенствованию государственного регулирования рентных отношений, касающиеся непосредственно рентных и нерентных отраслей, которые заключаются в следующем:

1) применение постулатов экономического либерализма целесообразно в сфере частнопредпринимательской деятельности, но не в сфере управления и распоряжения национальными богатствами. Механизм частного присвоения природной ренты насаждают псевдотеории, в которых размывается понятийная суть ренты, уравнивая ее с обыкновенной экономической прибылью, что вызывает необходимость отказаться от догм монетаризма и усилить государственное регулирование поступления и использования доходов от рентных отраслей;

2) для недопущения образования на товары рентных отраслей монопольных цен на уровне замыкающей цены производства и углубления расслоения населения по доходам необходимо ограничить монополию частной собственности на природные ресурсы и определять рыночную стоимость продукции рентных отраслей на уровне средневзвешенных затрат с применением инструментария неравновесной экономики;

3) система государственного регулирования распределения доходов не должна допускать присвоения ренты частными лицами, ограничив право абсентеиста на доходы лишь рамками абсолютной ренты. Обеспечение справедливого распределения ренты выступает как социальная проблема и требует от государства использование соответствующих законодательных рычагов для определения принципов налогообложения, дотационных платежей в интересах той части общества, которая находится в неэффективной экономической среде;

4) с целью оптимизации доли изымаемой государством природной ренты с учетом неравновесного характера экономики следует применять прямое налогообложение в отрасли (роялти, НДД) вместо косвенного (НДПИ, экспортные пошлины), которое учитывает дифференцированное положение недропользователей, условия добычи;

5) для осуществления перевода экономики от сырьевой направленности к наукоемкой стоит инвестировать средства Резервного фонда в перспективные отрасли отечественной экономики, а не вкладывать в финансовые активы зарубежных стран;

6) учитывая, что отрицательная рента способна вызвать социальное неравенство приданием убыточности производству на худших рентообразующих ресурсах, а положительная рента – инфляцию, нужно перераспределять ренту, направляя ее от получателей положительной ренты в пользу получателей отрицательной ренты для сглаживания неравновесия экономики и обеспечения эквивалентного обмена в соответствии с законом стоимости.

Тема ренты и рентных доходов приобретает все большую популярность в обществе. Государство обязано создать законодательную основу для рационального использования рентного дохода. При этом целесообразно обратиться к опыту зарубежных стран, в частности в области применения индикативного планирования.

Список литературы:

  1. Карпиков Е.И. «Свежий» взгляд на рентную проблему // Экономические науки. 2004. №6. С. 17-24.
  2. Афанасенко И.Д. Экономика и духовная программа России. СПб.: Изд-во «Третье тысячелетие», 2001. С. 414.