Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.02.2015

Жизнетворчество как система духовно-нравственных идеалов

Айназарова Светлана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для гуманитарных и естественно-научных специальностей Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Российская Федерация
Хатагова Светлана Викторовна
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры иностранных языков Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: в статье описывается одна из наиболее существенных психолого-педагогических причин «отторжения» от классики – неготовность к восприятию ее внутреннего содержания, прежде всего, мотивационная. В связи с этим важнейшей педагогической задачей мы считаем преодоление негативного отношения молодежи к классическому наследию через изучение жизнетворчества классиков русской литературы XIX века как системы духовно-нравственных идеалов воспитания будущих поколений.
Ключевые слова: классическая литература XIX века, жизнетворчество, морально-нравственный облик молодых поколений, духовно-нравственные ценности, современное общество
Электронная версия
Скачать (279.4 Kb)

Важнейшая особенность современного этапа развития России – ее возвращение на мировую арену в качестве одной из влиятельных геополитических сил. Престиж страны в значительной степени определяется морально-нравственным обликом молодых поколений, системой принятых ими ценностей. О необходимости возрождения духовно-нравственных основ жизни общества говорится на государственном уровне. Главные проблемы современного общества имеют именно духовно-нравственный характер. Нередко встречаются среди учащейся интеллигентной молодежи, выпускников вузов те, кто не отличается ни настоящим профессионализмом, ни высокой общей культурой и нравственностью.

Одна из причин такого негативного явления – серьезные недостатки в воспитательной работе с гражданской учащейся молодёжью, студентами учебных заведений – будущими педагогами, врачами и т.д. Главной из них – недооценка духовно-нравственных ценностей и идеалов в их личностном развитии, ставка на авторитарные меры воздействия.

Между тем в жизни и творчестве классиков русской литературы XIX века – общепризнанных лидеров общечеловеческой культуры – реально представлена система тех духовно-нравственных идеалов, поиск которых так затянулся в наши дни.

В организации воспитательного процесса студентов учебных заведений можно констатировать наличие ряда противоречий:

  • между сложностью духовно-нравственных проблем, с которыми сталкивается современное общество, и уровнем готовности молодых специалистов к их решению;
  • между воспитательным потенциалом жизнетворчества классиков русской литературы, аккумулирующего духовно-нравственные основы жизни общества, и степенью использования его в реальном педагогическом процессе;
  • между богатейшим духовно-нравственным содержанием русской классической литературы XIX в. и методическим обеспечением его реализации в педагогическом процессе.

Одна из наиболее существенных психолого-педагогических причин «отторжения» от классики – неготовность к восприятию ее внутреннего содержания, прежде всего, мотивационная. Классика – серьезное чтение, требующее глубоких размышлений, нравственных переживаний, она ориентирует человека на идеал, на преобразование себя. Классика призывает молодого человека возвышаться, трудиться, карабкаться вверх. Очевидно, что к такой духовной работе молодые люди не готовы.

В связи с этим важнейшей педагогической задачей мы считаем преодоление негативного отношения молодежи к классическому наследию.

Мысль о том, что классическая литература фактически способна конструировать будущее – одна из ключевых в понимании литературного процесса. В России литература никогда не была просто чтивом, забавой для праздного ума. Та Россия, которую мы сегодня имеем, создана, в том числе, и писателями XIX века. Более того, они продолжают оказывать свое влияние на процессы, происходящие в России. В известном смысле, онинаши современники.

Классики русской литературы XIX века создавали не просто художественные произведения себе для заработка или людям для удовольствия, но творчеством своим фактически меняли настоящее и созидали будущее. В этом и состоит одна из главных особенностей классики: она не просто картинка, снятая с прошлого, но и модель будущего. Иначе говоря, классика жизнетворна потому, что она проективна.

Для приобщения учащихся к духовному наследию классической литературы в педагогической работе важно перейти от принципа жизнеописания к принципу жизнетворчества.

Проблема жизнетворчества активно исследуется психологической наукой. Пономарёв Я.А. рассматривает её как форму развития личности, сориентированную на максимум (направленность на себя); Сохань Л.В. – как направленность личности на реализацию жизненного проекта, жизненного сценария (направленность на проект). Леонтьев Д.А. определяет жизнетворчество как личностно ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром (направленность активности во вне).

Гораздо беднее представлены педагогические исследования жизнетворчества. Педагоги предпочитают использовать более устоявшиеся понятия, такие как «жизнедеятельность», «жизнь и творчество», «творческий путь», «жизнеописание», «жизнеутверждение» и т.д. Из проанализированных учебных пособий термин «жизнетворчество» употребляет только Л.Д. Столяренко, рассматривая «воспитание как жизнетворчество человека культуры». При этом сущности понятия автор не раскрывает. Е.В. Бондаревская понимает под жизнетворчеством «включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни» и относит его к базовым воспитательным процессам, наряду с социализацией, культурной идентификацией, индивидуализацией и духовно-нравственным развитием личности. По мнению А.В. Колесниковой, позицию которой мы разделяем, жизнетворчество есть «творение нового бытия, новой онтологической реальности, и в ней – нового человека».

Акцентируя психолого-педагогическую сущность понятия, мы определяем жизнетворчество как осознанную активность субъекта по реализации совокупных возможностей своей природы, совершенствованию продуктов профессиональной деятельности, а также общественной среды (социума, государства), мотивируемую его личной ответственностью за содержание и качество индивидуального и общественного бытия. Таким образом, педагогический смысл понятия «жизнетворчество» заключается в его ориентировании субъекта на значительную активизацию собственной энергетики (иначе взглянуть на себя – на свою профессиональную деятельность, место и роль в жизни общества); на необходимость наполнения жизни человека новыми видами деятельности и отношений, новыми практиками, существенно расширяющими и обогащающими его жизненное пространство, позволяющими полнее реализовать его творческий потенциал.

Идея жизнетворчества противостоит принципу детерминизма. Человек детерминированный – значит обусловленный причинами, не зависящими от него самого, – наследственностью, природой, социальной средой, обстоятельствами жизни. Человек жизнетворческий – это человек самодетерминированный, являющийся причиной себя самого. Этот принцип реализует личностно ориентированную методологию, которая рассматривает в качестве источника развития собственную активность личности. Именно такое отношение к жизни было характерно для писателей XIX века.

В условиях учебных заведений обращение к жизнетворчеству классиков русской литературы особенно актуально. Творцами русской классической литературы XIX века были по преимуществу образованные, интеллигентные люди – М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, носил эполеты А.С. Пушкин, государственными чиновниками были Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев.

Духовно-нравственный потенциал жизнетворчества классиков литературы сводится к следующим положениям: каждый классик – пример непрерывного самосовершенствования, движения к духовному и нравственному идеалу; каждый из них исходил из реальных проблем жизни народа, стремился усовершенствовать ее как средствами художественного творчества, так и личным участием в социальном строительстве; каждый классик являет собой пример самоуважения, личного достоинства, служения народу, российского патриотизма. Жизнетворчество классиков – одна из теоретических основ совершенствования воспитания будущих поколений, альтернативная традиционным установкам авторитарной педагогики. Имея столь богатое духовное наследие, было бы неправильным игнорировать его при поиске идеалов для воспитания будущего поколения; тем более представляется недопустимой ситуация отчуждения студентов от русской классической литературы.

Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2004. - № 1. - С. 18 - 26.
  2. Колесникова А.В. Жизнетворчество как способ бытия русской интеллигенции // Школа мысли. 2004. - № 4. - С. 11 - 29.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // М.: Политическая литература, 1975. - С. 268 - 304.
  4. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная // М.: Наука, 1990. - С. 18 - 26.
  5. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С. 424 - 448.
  6. Сохань Л.В. Жизнь как творчество/Отв. Ред. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович // К.: Наук. думка, 1985. – С. 297 - 302.