Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.02.2015

Монетизация социальных сетей

Аванесов Григорий Мкртычевич
кандидат технических наук, доцент, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Рыбакова Елена Александровна
доцент,кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: Рассматривается несколько способов монетизации социальных сетей. В зависимости от методов, они разделяются на основные категории: реклама и продажи, они приносят прибыль практически постоянно.
Ключевые слова: социальная сеть, компания, маркетинг, товар, услуга, информационное пространство
Электронная версия
Скачать (472.3 Kb)

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Большинство людей сегодня не представляют свою жизнь без он-лайн общения в сетях. Такая ситуация для предприимчивого бизнесмена – ещё одна возможность заработать, монетизация социальных сетей [1, 2, 29].

Существует несколько способов монетизации. В зависимости от методов, они разделяются на основные категории: реклама и продажи, они приносят прибыль практически постоянно. Также есть ещё методы, которые нельзя напрямую назвать монетизацией, но приносящие прибыль владельцам, одноразовую или редкую [3, 5-7, 13-15, 17-19, 22, 24-28].

Реклама - основной способ монетизации сети. Рекламу подразделяют на виды в зависимости от своего базирования и маркетинга (выбора целевой аудитории):

1. Контекстная реклама. Реклама, основанная на персональных данных пользователя сети, его предпочтениях и интересах. Ярким примером контекстной рекламы являются всплывающие окна той тематики, которую вы изучаете в данный момент. Так, например, при просмотре в социальной сети сообществ, связанных с автомобилями, их покупкой или модернизацией, рядом будет реклама сайтов продажи или ремонтных мастерских. Контекстная реклама, по статистике, привлекает гораздо больше внимания, нежели иной вид. Это обусловлено тем, что при поиске необходимой информации человек будет взаимодействовать только с определенной тематикой.

2. Поведенческая реклама. Поведенческая реклама схожа с контекстной, однако представляет более широкий вариант. При поведенческой рекламе анализируются не запросы настоящего времени, а все запросы человека. Создаётся определённая поведенческая стратегия пользователя, на основании которой и предоставляется реклама. Таргетинг данной рекламы, как и контекстной рекламы, очень высокоточен.

3. Политическая реклама. Данная реклама - особый вид, так как она не относится ни к одной из предыдущих категорий: она не основана ни на поведении, ни на интересах. Политическая реклама пользуется спросом в период выборов или голосований, так же как и предвыборные обращения и баннеры. При такой рекламе возможно появление сразу нескольких объявлений конкурирующих между собой. При этом политическая реклама представляет собой наиболее прибыльную для организатора социальной сети, поскольку кандидаты и их партии зачастую тратят более крупные суммы, нежели обычно. Минусом такой рекламы является отсутствие нацеленности.

4. Спонсорство сообществ, групп. На первый взгляд, спонсорство не приносит прибыли, однако это не всегда так. Это способом монетизации для спонсируемых, а в случае информационного спонсорства то и для спонсора, так как происходит его реклама. Так же сама социальная сеть может брать процент со спонсора, как налог.

5. Брендированные страницы. Не самый популярный способ рекламы, однако, всё ещё используемый. За созданным брендированным аккаунтом следит человек, регулярно активизирующийся в сообществах и прочим.

6. Видео- и аудиореклама. Данный метод популярен для сетей, где возможно распространение медиа-контента. Самый известный ресурс, использующий подобную рекламу, «YouTube». Перед просмотром желаемого видео, пользователь, даже не желая того, смотрит рекламный ролик и лишь после этого будет доступно иное.

Помимо рекламы важным способом монетизации социальных сетей являются продажи или платные приложения. При таком подходе социальная сеть зарабатывает напрямую на своих пользователях.

Наиболее массовое распространение в социальных сетях получили «подарки» и «голоса», а также способы выделения своего аккаунта, например, премиум-аккаунт. При помощи их, пользователи могут разнообразить своё общение, дифференцироваться от основной массы людей. Основанный на психологическом приёме метод может приносить огромные деньги практически постоянно. Главное правило, не перестараться с коммерциализацией сети: часть «подарков» сделать бесплатными или доступными по цене для любого юзера сети. Также необходимо максимально упростить процесс оплаты, ведь человек не станет утруждать себя походами в банк или до терминала-банкомата для перевода маленькой суммы, а вот отправить сообщение или звонок на определённый номер из дома он готов.

В свою очередь, самым простым и излюбленным способом является посредничество. Социальная сеть предоставляет площадку для продаж или консолидации, при этом взымая определённую, но небольшую плату в виде процента от сделок или за вход на эту площадку. Хорошей иллюстрацией этого подхода является социальная сеть Марка Цукерберга "FaceBook" с механизмом marketplace, где пользователи могут выставлять свои объявления за плату в 1 доллар.

Альтернативным способом монетизации является предоставление информации социальной сети для различных социологических, маркетинговых и иных исследований. Сегодня социальные сети включают в себя огромное количество человек различных социальных групп, возрастов, территориального нахождения и прочих признаков. Это поистине уникальное место для исследований, основанных в большинстве на статистике: наиболее популярные страницы для определенной категории, время нахождения людей в Интернете [16, 21, 23, 25].

Подбор персонала - перспективный способ монетизации сети. Видя профиль личности, его поведенческие особенности, компании могут предположить насколько хорошо он вольется в трудовой коллектив, будет выполнять свою работу. Безусловно, подобная возможность интересует фирмы, а значит, они готовы за это платить [4, 8-12, 32]. Существует версия, что подбор персонала за вознаграждение использует для прибыли социальная сеть "В Контакте", но официально подтверждений этому нет.

Последний способ нельзя назвать прямым методом монетизации, однако в последнее время он очень популярен среди и социальных сетей, и крупных интернет и компьютерных компаний, - это продажа части акций или полная продажа сети корпорациям. Поскольку изначально социальные сети не были задуманы для монетизации, они зачастую становятся убыточными, и тогда на помощь приходит именно это.

Перечисленные методы не исчерпывают себя, однако являются наиболее популярными и, пока что наиболее прибыльными. Конечно, существуют и уникальные, так называемые нишевые методы, которые, однако, всё же можно отнести к одной из представленных категорий.

Вывод. Социальные сети обладают практически безграничным потенциалом для монетизации, однако не стоит забывать о самом главном - пользователе. Слишком настойчивая монетизация отпугнет потенциальных пользователей, что приведет к краху. Политику необходимо выстраивать так, чтобы пользователь смог отказаться от части рекламы или свести её к минимуму. Вероятнее всего, в будущем будут наиболее популярными те сети, которые «заботятся» о своем пользователе.

Список литературы:

1. Minakov V.F., Ilyina O.P., Lobanov O.S. Concept of the Cloud Information Space of Regional Government // Middle-East Journal of Scientific Research. – 2014. – № 21 (1). – P. 190-196.

2. Putkina L.V. The concept of process approach to management // В мире научных открытий. – 2014. – № 9.1 (57). – С. 469-476.

3. Аванесов Г.М. Интеграционные процессы в корпоративном управлении. // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 4 (28). – С. 173-177.

4. Аванесов Г.М. О проблемах овладения новыми навыками управления. // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 4 (32). – С. 459.

5. Аванесов Г.М. Отраслевая информационно-справочная система // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 5-1 (24). – С. 40-41.

6. Аванесов Г.М. Приоритетные объекты инвестирования корпораций: непрерывное образование и системы управления. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2009. – № 4 (32). – С. 192-194.

7. Аванесов Г.М. Процессы обновления в корпорациях // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2015. – № 1-2 (32). – С. 10-11.

8. Аванесов Г.М. Развитие систем поддержки управленческих решений промышленного предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. – 2009. – № 6-1 (90). – С. 99-104.

9. Аванесов Г.М. Разработка мультиагентной модели управления // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2015. – № 1-2 (32). – С. 11-12.

10. Аванесов Г.М. Управление жизненным циклом мультиагентных средств автоматизации. // Apriori. Серия: естественные и технические науки. – 2014. – № 1. URL: http://apriori-journal.ru/seria2/1-2015/Avanesov.pdf (дата обращения: 25.02.2015)

11. Аванесов Г.М. Управление интегрированными цепями в автомобильной промышленности // Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. – № 1. – С. 191-195.

12. Айрапетова А.Г. Необходимость сочетания функционального и процессного подходов в управлении предприятием. // Сб. научных трудов «Экономика современной России: микро и макро аспекты». – СПб: Изд-во ИМЦ «НВШ –СПб». – 2010. – С. 3 -7.

13. Барабанова М.И., Воробьев В.П., Минаков В.Ф. Экономико-математическая модель динамики дохода отрасли связи России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2013. – № 4 (82). – С. 24–28.

14. Галстян А.Ш., Глушко Д.С., Минаков В.Ф., Шиянова А.А. Повышение эффективности работы предприятий электросвязи на основе различных вариантов вложения средств // Инфокоммуникационные технологии. – 2007. – № 3. – С. 114–119.

15. Галстян А.Ш., Шиянова А.А., Минаков В.Ф. Моделирование стратегического развития рынка страхования в России: проблемы и пути их решения // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014. – № 2 (41). – С. 256-260.

16. Горбунов А.А., Путькина Л.В. Виртуальная предпринимательская структура. Новый подход в системе управления // Мир экономики и права. – № 5. – 2011. – С.13-18.

17. Минаков В.Ф. Логистика мобильной торговли // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 9 (28). – С. 77-78.

18. Минаков В.Ф. Производственная волновая функция // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 10-1 (29). – С. 22-25.

19. Минаков В.Ф. Производственная функция в логистических потоках // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 11-3 (30). – С. 55-58.

20. Минаков В.Ф., Азаров И.В. Моделирование конъюнктуры инфотелекоммуникационного рынка // Terra Economicus. – 2006. – № 2. – С. 35–39.

21. Минаков В.Ф., Корчагин Д. Н., Король А.С. Математическое моделирование автоматизированных информационных процессов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2006. – № 3. – С. 15–19.

22. Минаков В.Ф., Корчагин Д.Н., Король А.С., Галстян А.Ш., Азаров И.В. Оптимизация автоматизированных систем межбанковских расчетов // Финансы и кредит. – 2006. – № 20 (224). – С. 17–21.

23. Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Информационное общество и проблемы прикладной информатики // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 1-1 (20). – С. 69-70.

24. Минаков В.Ф., Минакова Т.Е. Метрика потока в информационной логистике // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 4-1 (23). – С. 63-64.

25. Минаков В.Ф., Минакова Т.Е., Галстян А.Ш., Шиянова А.А. Обобщенная экономико-математическая модель распространения и замещения инноваций // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 47 (302). – С. 49-54.

26. Минаков В.Ф., Радченко М.В., Сингелейцев М.В. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 388.

27. Минакова Т.Е., Минаков В.Ф. Интеграция средств защиты // Научное обозрение. – 2013. № 10. – С. 172-176.

28. Минакова Т.Е., Минаков В.Ф., Лобанов О.С. Каскадная модель коммерциализации инноваций // Материалы 3-й научно-практической internet-конференции Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики. – Ульяновск. – 2014. – С. 63-69.

29. Путькина Л.В. Реинжиниринг бизнес-процессов в сфере услуг на примере компании Xerox // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке» 31 октября 2013 г. Часть 21: М-во обр. и науки РФ. Тамбов. Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». – 2013. – С.91-92.