Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.02.2015

Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности металлоторговых организаций

Кравцова Алиса Витальевна
Магистрант 2 курса Кафедра финансового менеджмента, факультет менеджмента Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина г. Екатеринбург, Российская Федерация
Аннотация: В  статье описан процесс  изменения рыночной конъюнктуры и снижения покупательского спроса в металлоторговом бизнесе. Оценивается  возможность  расширения металлоторговой деятельности за счет предложения потребителям дополнительных услуг по обработке металлопродукции.  Приведены конкретные примеры расширения деятельности с соответствующим расчетом эффективности.
Ключевые слова: рыночная конъюнктура, снижение покупательского спроса, металлоторговая деятельность, металлотрейдер, обработка металлопродукции, эффективность инвестиционного проекта
Электронная версия
Скачать (467.9 Kb)

Рентабельность металлоторгового бизнеса в последние годы существенно снизилась по причине высокой конкуренции в отрасли. При этом в целом в 2014г. российский рынок металлопроката характеризовался незначительным ростом вследствие влияния мирового рынка, на котором потребление стали увеличилось на 3%. Однако с декабря 2014г. на данном рынке наблюдаются сильные колебания цен вследствие роста ставок кредитования для предприятий.

В этих условиях металлотрейдерам приходится проявлять высшую степень изворотливости, чтобы удержать клиентов и получить приемлемый доход. Но в дальнейшей перспективе им неизбежно придется столкнуться с падением рентабельности в сегменте чистых продаж. Мировой опыт показывает, что за счет чистого трейдинга металлотрейдеры зарабатывают лишь до 10 % маржи.

Получить гораздо больший доход можно, расширив спектр сервисных услуг (порезка, покраска, гибка, сверление и пр.). Но для этого трейдеры должны обладать достаточным производственным опытом и, как минимум, иметь необходимое оборудование.

Металлообработка является важнейшей частью многих производственных процессов в машиностроении, приборостроении, строительстве и других отраслях промышленности. При этом первичное сырье во многих случаях остается прежним — металл.

В наше время металлотрейдеры должны стремиться во всем объеме использовать свои монопольные права на поставку металлопродукции и предложить потребителю не просто исходное сырье, а готовый полуфабрикат — металлоконструкцию. К тому же металлотрейдеры вполне способны предоставить потребителям и сопутствующие виды сервиса: финансовые (в виде товарного кредитования) и логистические (в виде комплекса услуг по хранению и доставке продукции).

Такой комплексный подход трейдеров к ведению бизнеса позволит повысить его рентабельность, снизить общие затраты на хранение и сбыт, а также в полной мере задействовать имеющиеся в компании мощности (производственные, складские, логистические).

В последние годы тренд по переходу металлоторговых компании от «чистых продаж» к полному освоению сервисных услуг усиливается, принося свои первые плоды. Торговым компаниям стало легче ориентироваться в том, что нужно их клиенту: металлопрокат или металлопродукция, прошедшая обработку. Наиболее распространенной услугой по обработке металла является его резка, которая может быть различной.

В перспективе металлотрейдеру стоит самому определить (с учетом существующего и дополнительно приобретенного оборудования, а также спроса), какие виды резки ему будет целесообразно осваивать.

Кроме собственно резки металла, существует довольно большое количество других услуг по металлообработке. Некоторые из них (например, горячее оцинковывание) являются довольно сложными с технологической точки зрения и по этой причине могут быть освоены только крупными компаниями, но при значительных инвестициях. Другие (например, пескоструйная обработка и порошковая покраска) требуют определенной, не ниже минимального уровня, загрузки производства. Поэтому металлоторговой компании необходимо оценивать эффективность вложений в новый вид услуг.

Основное оборудование, необходимое для металлообработки, предоставления сервисных услуг и собственно производства готовых изделий из металла, включает в себя достаточно большую номенклатуру и может иметь дорогую стоимость. Учитывая сложность нынешнего положения металлотрейдеров в период кризиса, вполне возможно, что далеко не все описанное нами оборудование будет под силу приобрести средней или небольшой по размерам металлоторговой компании. Но все же металлотрейдеры должны осознать, что одной лишь торговлей металлопродукцией в будущем они просто не проживут.

Оценка деятельности одной из металлоторговых компаний показала наличие следующих проблем:

  • рост товарных запасов, что влечет за собой отвлечение средств из оборота и повышение потребности в денежных средствах;
  • увеличение дебиторской задолженности и появление просроченной задолженности, что может привести к утрате платежеспособности предприятия;
  • падение показателей прибыли и рентабельности.

Рост товарных запасов вызван двумя причинами: во-первых, снижение потребительского спроса; во-вторых, ожидание роста отпускных цен производителей, что привело к дополнительному закупу металлопродукции.

Для решения данной проблемы предлагается простимулировать спрос через предложение дополнительных сервисных услуг — резки листового проката и размотки и резки бунтовой арматуры в прутки.

Увеличение дебиторской задолженности связано, в первую очередь, со снижением платежеспособности покупателей вследствие макроэкономической ситуации — со второй половине 2013г. российская экономика стала испытывать проблемы. Для снижения объема дебиторской задолженности предлагается проводить постоянный ее мониторинг, контролировать оплату счетов, увеличить объемы предоплаты. В случае с просроченной задолженностью предлагается, если возможно, использовать факторинг.

Последняя проблема, связанная со снижением в 2013г. объемов прибыли и показателей рентабельности, характерна для всех металлоторговых компаний.

В реализации стратегии расширения рынка при помощи оказания дополнительных услуг на первоначальном этапе предлагается приобрести достаточно недорогое оборудование для резки листового проката и арматуры — двухколонный ленточнопильный станок PEGAS 440x600 HORIZONTAL со сроком полезного использования 5 лет.

Планирование объема продаж производилась с учетом сезонного спроса на прокат (рис.1). 

Рис.1. Планируемые объемы оказания услуг по резке листового металла

Рис.1. Планируемые объемы оказания услуг по резке листового металла

Оценка эффективности инвестиционного проекта исходя из того, что финансирование данных капиталовложений производится за счет собственного капитала, поэтому ставка дисконтирования рассчитана на уровне ключевой ставки по двум вариантам: ставки за ноябрь 2014г. и февраль 2015 (табл.1).

Таблица 1. Расчет эффективности инвестиционного проекта по приобретению металлорежущего оборудования

Наименование показателя

Вариант 1

(Ключевая ставка 10,5%)

Вариант 2

(Ключевая ставка 15%)

NPV, тыс.руб.

2248

1870

PI, руб./руб.

2,93

2,60

IRR

69%

69%

DPP, лет

1 год 9 мес.

1 год 10 мес.


И в первом варианте, и во втором варианте приобретение оборудования для оказания дополнительных услуг в металлоторговле характеризуется высокой степенью отдачи: капиталовложения окупятся менее, чем за 2 года; на каждый вложенный рубль будет получено от 1,6 руб. до 1,93 руб. прибыли, которая за 5 лет (срок жизни проекта) составит от 1,9 млн.руб. до 2,2 млн.руб. с учетом фактора времени.

Данный проект характеризуется очень низкими рисками, и даже в случае дальнейшего роста инфляции и снижения спроса у металлоторговой фирмы есть достаточный запас финансовой прочности.

Таким образом, в условиях изменения рыночной конъюнктуры и снижения покупательского спроса возможно расширение металлоторговой деятельности за счет предложения потребителям дополнительных услуг по обработке металлопродукции.

Список литературы:

  1. Березовский В.А. Планирование и анализ финансового состояния организации в рыночных условиях [Электронный ресурс]: монография/ Березовский В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2011.— 171 c
  2. Галченков Ю.С., Черников А.А. Обобщенный комплексный показатель деятельности предприятия. Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия с помощью обобщенного комплексного параметра // Российское предпринимательство. 2011. № 2-1. С. 56-58.
  3. Каранина Е.В., Круглова Н.В. Механизм оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия с позиции стратегического управления // Наука и экономика. 2011. № 3. С. 15-21.
  4. Ткалич Д. В помощь металлотрейдеру: возможности развития сервисных услуг URL:http://www.metalika.ua/articles/v-pomoshch-metallotreideru-vozmozhnosti-razvitiya-servisnykh-uslug.html (дата обращения: 20.02.2015).
  5. Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России. – М.: Издательство «Дело и Сервис». – 2011.