Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
12.02.2015

Теоретико-прикладное значение иностранного языка в процессе нравственного воспитания школьников

Любанец Ирина Ивановна
преподаватель факультет славянских и германских языков, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусьфакультет славянских и германских языков, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь
Шило Елена Валерьевна
Заведующий кафедрой иностранных языков факультет славянских и германских языков Барановичский государственный университет г. Барановичи, Республика Беларусь
Аннотация: Воспитательный потенциал является специфической чертой любого занятия по иностранному языку. Процесс обучения иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания обучаемых. Иностранный язык направлен на формирование нравственной позиции обучаемых посредством формирования и воспитания морально ответственной личности путем общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ.
Ключевые слова: воспитательный потенциал, нравственное воспитание, иностранный язык, виды деятельности, предметно-тематическое содержание, качества личности
Электронная версия
Скачать (594.2 Kb)

Иностранный язык как предмет преподавания имеет свои цели и содержание. Под целью понимается результат решения задачи, которая заключается в том, чтобы привести обучаемого от незнания языка к определенному владению им [3].

Принято выделять три цели обучения: практическую, общеобразовательную и воспитательную. Названные цели тесно связаны между собой и взаимодействуют. Практическая цель обучения означает практическое овладение языком как средством общения.

Цели обучения могут также быть избирательными (например, овладение навыками и умениями устной речи или чтения научно-технической литературы) и комплексными (умение воспринимать речь на слух, говорить, читать, писать). С помощью практической цели обучения характеризуется ряд умений, необходимых для успешного овладения языком. Это умения пользоваться литературой, работать со словарем, владеть приемами, обеспечивающими запоминание слов и правил и их извлечение из памяти. Таким образом, в процессе достижения практических целей преподаватель должен уделять внимание формированию у обучаемых умений технологического характера, облегчающих овладение языком.

Цели и содержание обучения иностранному языку определяются следующим образом:

1. Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность обучаемого, формирует у него широкий гуманистический взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания образования.

2. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития обучаемого.

3. Целенаправленное формирование речевых навыков и умений на занятиях по иностранному языку активизируют работу памяти, мышления и других психических процессов и тем самым способствует умственному развитию обучаемых.

4. Социальная сущность иностранного языка заключается в передаче обучаемым творческого опыта, эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации от окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора обучаемых.

5. Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала дисциплины создает прочную основу для формирования творческого человека, практически владеющего иностранным языком. В результате формируется личность способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества, а так же полноценно включаться в интегративные процессы, происходящие в современном мире. Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития духовной сферы обучаемых, повышения гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности обучаемого.

Поэтому основной целью обучения иностранному языку является развитие личности обучаемого, способного и желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. Указанная цель раскрывается в единстве четырех взаимосвязанных компонентов воспитательного, развивающего, образовательного и практического [6]. Рассматривая более подробно первый компонент (воспитательный), можно выделить следующие цели:

  • формирование уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка;
  • воспитание культуры общения;
  • поддержание интереса к учению и формированию познавательной активности;
  • воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности [1].

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, можно сделать вывод, что воспитательный компонент является одним из главных аспектов обучения иностранному языку. Большинство отечественных и зарубежных методистов, прежде всего, говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку, как о главной, основной функции иностранного языка.

Воспитательный потенциал является специфической чертой любого занятия по иностранному языку. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности преподавателя и его поведении. На занятиях по иностранному языку есть своя особенность – это обучение общению, которое по своей сути – личностно. Личностная заостренность и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал заложен в самой системе обучения иностранному языку. Овладевая иностранным языком, обучаемые лучше понимают свой родной язык. Именно занятия языком тренируют и развивают память, волю, внимание, трудолюбие; развивают познавательные интересы; расширяют кругозор; знакомят с культурой, искусством, традициями и обычаями стран изучаемого языка. Все это, несомненно, носит воспитательный и развивающий характер. Изучение иностранного языка формирует чувство солидарности, дружбы, взаимопонимания между народами, и главное: изучение иностранного языка формирует у обучаемого здоровую нравственную личность. При обучении осуществляется воспитание важнейших моральных качеств личности: патриотизм и гуманизм. При этом осуществляется так же и трудовое воспитание в широком смысле этого слова, т.е. формируются навыки интеллектуального труда.

Процесс воспитания и процесс обучения иностранному языку непрерывно связаны друг с другом, составляют единое целое и их не следует разделять. Роль иностранного языка в процессе воспитания обучаемых огромна, в этом заключена важная сила и мощь иностранного языка. Как известно, целью обучения иностранному языку является формирование межкультурной компетенции обучаемых, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности обучаемых являются нетрадиционные формы занятий по иностранному языку, в ходе которых обучаемые приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также воспитываются знания о культурном наследии родной страны, что позволяет обучаемым принимать активное участие в диалоге культур. Развивающий и воспитывающий потенциал занятий можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

  • формирование у обучаемых интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
  • развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций обучаемых [1].

Определенно можно сказать, что основное назначение иностранного языка как предметной области обучения видится в овладении обучаемыми умением общаться на иностранном языке. Процесс обучения иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания.

Важен тот факт, что иностранный язык направлен на формирование нравственной позиции обучаемых посредством формирования и воспитания морально ответственной личности путем общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ. Воспитательная цель предмета «Иностранный язык» - воспитание гуманистического мировоззрения, уважения к представителям других культур, патриотизма; формирование системы ценностных ориентаций, нравственных и эстетических взглядов; воспитание культуры общения, чувств, поведения, потребности в самовоспитании [4].

Формирование нравственной позиции обучаемых осуществляется через разнообразные виды деятельности. Такими видами деятельности выступают:

  • говорение: диалогическая и монологическая речь;
  • чтение: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое;
  • письмо: речевые и грамматические упражнения;
  • аудирование: восприятие речи на слух;
  • перевод аутентичных и адаптированных текстов [4].

Воспитание нравственных качеств личности обучаемых также осуществляется через предметно-тематическое содержание иностранного языка и через комплекс основополагающих видов деятельности. Иностранный язык как учебный предмет обладает широкой и всесторонней содержательной стороной, которую можно разбить на следующие сферы и их составляющие:

  • социально-бытовая сфера: семья, взаимоотношения, помощь по дому, друзья, животные, жилье, покупки и магазины, здоровый образ жизни, полезные и вредные привычки, культура быта, межличностные отношения;
  • учебно-трудовая сфера: учеба, уроки иностранного языка, правила поведения в учебном заведении, традиции, выбор профессии, планы на будущее, образование, роль иностранного языка;
  • социально-культурная сфера: национальные и семейные праздники, культурный досуг, искусство, спорт, международное сотрудничество, культурная жизнь страны, национальный характер;
  • социально-познавательная сфера: географическое положение, климат, обычаи, традиции страны, выдающиеся люди, исторические сведения, государственное устройство и т.д [1].

Благодаря разнообразному и глубокому предметно-тематическому содержанию учебных пособий, педагоги имеют возможность формировать нравственные качества обучаемых, могут создавать различные педагогические ситуации, связанные с формированием нравственных качеств обучаемого.

Содержание дисциплины осуществляется не только через целеполагание и различные формы организации учебного процесса, но и через разнообразные методы обучения и воспитания, которые выступают как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Если брать во внимание структуру личности обучаемого, то методы могут быть направлены на формирование сознания (рассказ, беседа, показ, демонстрация, иллюстрирование), на формирование поведения (упражнения, задания, тренировки), на формирование чувств (одобрение, похвала, контроль).

Учебные виды деятельности, цели занятий, содержание дисциплины, методы обучения и воспитания находятся в тесной взаимосвязи и активно влияют на формирование таких нравственных качеств личности обучаемых, как доброта, сознательность, активность, взаимопонимание, почитание народных обрядов и праздников, экологическая грамотность, патриотизм, гуманность, а также самоопределение и самовоспитание.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на занятиях по иностранному языку преподаватель имеет возможность формировать мировоззрение обучаемого, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения обучаемого в той или иной жизненной ситуации [3].

Следует отметить, что воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка полностью не изучены до сих пор. Эти резервы иностранного языка как учебного предмета наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода. В этих условиях: а) обучаемый становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть ее активным инициатором, деятелем и контролером; б) обучаемые все более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) обучаемые выполняют учебные задания, имеющие четкий личностный смысл; г) на занятиях осуществляется взаимодействие с преподавателем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности. В процессе выполнения разнообразных упражнений и заданий воспитываются внимание друг к другу, взаимная уступчивость, стремление к совместным действиям, усваиваются правила этикета. Изучение иностранного языка способствует осознанию общечеловеческих ценностей. Предметом изучения становятся материально-технические, социально-политические, нравственно-этические и культурно-исторические ценности стран изучаемого языка и родной страны. Формируются представления об актуальных проблемах социально-политической жизни, анализируются нравственно-этические традиции в обществе, вопросы современной морали, накапливается информация о памятниках истории и произведениях искусств, имеющих общечеловеческую ценность. Формируется активное и заинтересованное отношение к духовной жизни людей разных стран, возникает уважение к национальным традициям разных народов, создаются условия, препятствующие появлению «образа врага» по национальному или государственному признаку [5].

И это, разумеется, так, но названные направления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учебного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина заключается в том, что деятельностное обучение пока еще подменяется исполнительским, воспитание является информирующим (его основным приемом остается сообщение готовых знаний), а развитие – декларативным.

Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения кругозора обучаемых, позволяет углубить их знания о структуре родного языка, помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию чувства патриотизма, нравственных качеств личности.

Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства национальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, обучаемые сравнивают получаемую информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и существующие проблемы, уважать традиции и обычаи своего народа, отстаивать национальное достоинство. Чувство национальной самобытности укрепляется в связи с тем, что обучаемые готовятся рассказать иностранным гостям о своей стране: о ее истории, об интересных географических маршрутах, о научных достижениях, о произведениях искусства, о традициях и обычаях.

Воспитание чувства национальной самобытности связано также с повышенным внимание к родному языку при изучении иностранного. На занятиях создаются условия для межъязыкового сравнения, выявления экспрессивных возможностей родной и иноязычной речи, воспитания уважения к родному и другому национальному языку, на котором ведется преподавание. При овладении совокупностью духовных ценностей, накопленных в процессе цивилизации народом страны изучаемого языка, осуществляется диалог двух культур. Это имеет большое значение, так формирование человека духовного, человека культуры происходит благодаря этому диалогу. Это дает возможность по-новому взглянуть на привычные реалии жизни и переосмыслить их еще раз. Такой сравнительный анализ в дальнейшем ведет к формированию гражданской позиции и гражданского самосознания [5].

Знание иностранного языка есть результат большого личного труда обучаемого. Процесс изучения иностранного языка способствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью помогает формировать целеустремленность обучаемых. Упражнения в иноязычной речевой деятельности развивает терпение. Преодоление трудностей формирует настойчивость. Развиваются усидчивость, аккуратность, самостоятельность и другие черты характера. Это обусловлено спецификой учебной деятельности по иностранному языку: ее отличают длительность процесса, отдаленность конечной цели и результата, повышенная сложность речемыслительной деятельности, необходимость регулярных упражнений, полная взаимосвязь всех этапов обучения, безусловная необходимость самостоятельной учебной работы.

Овладевая межличностным общением обучаемые знакомятся с культурными и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думают об идеале. Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранного языка, звучат насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней [8].

Так какие же методы и приемы, используемые на занятиях по иностранному языку, могут содействовать нравственному воспитанию обучаемых? Прежде всего, здесь не последнее место занимают коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения какой-то проблемы, презентуется всей группе. В то же самое время группа выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующей эффективной формой коллективного взаимодействия в данном направлении является ролевая игра. Однако в ходе ролевой игры обучаемый несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях может оговариваться только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого обучаемого.

В ролевой игре обучаемый – активный деятель, причем деятель, которому предоставляется полная свобода выбора плана действий и аргументов доказательства своей правоты в любой момент разыгрывания ситуации. Он знает, что это лишь игровая ситуация и ошибка не приведет к большим потерям. Это знание делает его более раскованным, позволяет избирать тот вариант поведения, который наиболее полно соответствует его внутреннему убеждению, без скидки на возможные последствия от неудачи. Еще одно преимущество игры перед другими формами нравственного воспитания в том, что она открывает неограниченные возможности для творчества, импровизации, поиска, а, следовательно, для нахождения, в конце концов, наилучшего варианта решения поставленной задачи.

Ролевую игру можно строить по-разному: и как упражнение, и как показ, имитацию чего-либо, и как моделирование ситуаций, и как стимулирование. Но в любом варианте игра делится на ряд последовательных этапов, чаще всего следующих:

1. Определение целей и задач игры.

2. Выбор игровой ситуации.

3. Подбор участников на роли.

4. Назначение экспертов и их инструктаж.

5. Создание общей модели ситуации.

6. Техническая подготовка к игре.

7. Подготовка каждого участника игры к выполнению своего задания.

8. Проигрывание ситуации.

9. Анализ действий каждого участника игры, плюсы и минусы.

10. Подведение итогов игры [2].

Таким образом, игра выполняет в нравственном воспитании сразу несколько функций: демонстрационную – показ того, как следует себя вести в той или иной ситуации; тренировочную – упражнение в определенных умениях и навыках нравственного поведения, ведущее к их закреплению; контролирующую – проверка наличия правильных умений и навыков нравственного поведения; активизирующую – побуждение поступать в соответствии с моральными нормами и требованиями; аналитическую и диагностическую. Многообразие функций и сравнительная простота их осуществления убеждают в целесообразности использования и расширения сферы применения ролевых игр [2].

В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести рефлексии для того, чтобы обучаемые смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Конечно, во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача преподавателя – показать образцы поведения, обосновав их с точки зрения разумности и морали, определить поведение обучаемого в предполагаемой проблемной ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения, но, ни в коем случае, не в форме назидания и наставления. Лучше всего, если корректировать модель поведения будет не преподаватель, а сами обучаемые, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.

Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно-политической, духовной и художественной литературы.

Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения [3].

Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, от продуманных приемов организации чтения, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности обучаемого.

Что бы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло свое воплощение в повседневной жизни обучаемого, полезно проводить конференции и доклады, представление проектов и написание эссе и сочинений. Особенно важно, если в беседе обсуждаются важные актуальные проблемы.

Большинство тем иностранного языка затрагивают напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания. Однако при всем многообразии тем для обсуждения, отбор языкового материала должен быть основан на его актуальности для обучаемых. Отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современного общества. В этом случае обсуждение изученного материала строится на обмене мнениями, который подразумевает не просто повествование, а носит деятельностный характер; высказывание своего мнения, своего отношения к предмету общения является по своей сути проявлением личности, которое стимулирует развитие общих речевых способностей

Коммуникационные и технологические преобразования в обществе, политическая открытость современного общества вовлекают как в непосредственное, так и опосредованное общение (например, через систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранного языка. Приоритетную значимость приобрело обучение иностранному языку как средству общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов. Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом.

Стоит отметить, что иностранный язык как предмет межкультурной образовательной парадигмы обогащает обучаемого во многих смыслах, так как повышает не только практический эффект обучения, выражающийся в приобретении новых знаний, но также вносит существенный вклад в формирование человека как личности. Поэтому ценность иностранного языка как учебной дисциплины проявляется и в его воспитательном потенциале. В контексте современного развивающего обучения дидакты предлагают кардинально сменить приоритеты целей обучения, на первый план наряду с развивающей функцией следует выдвинуть и воспитательную, которая в большей степени обеспечивает становление личности обучаемого, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной активности. В эпоху постоянного прогресса и изменений во всех сферах жизнедеятельности человека обучаемых необходимо научить учиться [5].

Значимость иностранного языка как учебного предмета состоит в том, что в ходе обучения значительное внимание акцентируется на культурообразующем аспекте содержания образования, в котором наряду с ценностями духовной и материальной культуры, познавательной культуры в области основных наук, ведущих сфер искусства, экономической культуры и культуры труда, политической и правовой культуры, культуры семейных отношений, физической культуры, представлены коммуникативные и информационные культуры.

Иностранный язык направлен на формирование и развитие следующих отношений:

  • отношение к обществу; уважение к людям, семье, власти; формирование гражданской позиции;
  • отношение к труду: трудолюбие, потребность в труде, готовность к профессиональному труду;
  • к прекрасному: чувство прекрасного, эстетическая культура и отношение к действительности;
  • к себе: самоуважение, взаимоуважение, личное мировоззрение.

Иностранный язык должен способствовать формированию поведения, построенного на убеждении значения смысла этой деятельности, общественной активности и инициативы, формировать стремление к общественно-полезной деятельности, к самообразованию, самореализации и самоанализу.

При рассмотрении проблем общения и сотрудничества – межнационального и кросскультурного – происходит формирование потребности и способности понимать чужие точки зрения на социальные и гуманитарные проблемы, достигается согласие и сотрудничество в условиях различия взглядов и убеждений.

В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. В силу своей специфики иностранный язык обладает в этом аспекте гораздо большими возможностями, чем другие предметы. Изучение мировой культуры позволяет воспитать дух интернационализма, чувство причастности к мировой истории, памятникам литературы и искусства, философии и науке, овладеть определенным уровнем языка и культуры другого народа и использовать свои знания для укрепления международных связей.

Спецификой предмета «Иностранный язык» является то, что методическим содержанием современного процесса обучения должна стать его коммуникативность, т.е. речевая направленность. При этом участники данного процесса должны быть речевыми партнерами, а значит, современное занятие по иностранному языку должно представлять собой акт творческого сотрудничества; если этого нет, то исчезает мотивация, общение становится невозможным. Главная методическая задача, стоящая перед преподавателями, состоит в том, чтобы придать обучению форму общения. Важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только при соблюдении этого условия можно эффективно осуществлять воспитательное воздействие. Необходимо строить процесс обучения на сочетании взаимообусловленных факторов: активности, творчества и самостоятельности. Творчество вызывает активность и требует самостоятельности, активность проявляется в творчестве и самостоятельности, самостоятельность есть обязательное условие активности и творчества. Активная позиция в процессе обучения, при которой обучаемый превращается из объекта обучения в субъект учебной деятельности, и индивидуализация всего процесса способствуют интенсификации когнитивных, познавательных и воспитательных составляющих [7].

Наиболее существенным фактором, влияющим на весь процесс обучения и воспитания, является личность самого преподавателя, который должен сделать учебный процесс целостным и привлекательным. От личности педагога зависит психологический климат, который требуется для осуществления общения. Необходимо в совершенстве владеть механизмом проведения занятия, быть методически грамотным и придерживаться современного коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку, учитывать психолого-педагогические особенности обучаемых, развивать педагогическую интуицию, быть гибким и чутким по отношению к текущей ситуации с целью ее корректировки. Стоит помнить о том, что именно обучающий является примером, которому подражают и которому следуют обучаемые, от его личностных качеств, устремленности в профессии, готовности к сотрудничеству зависит успешность как образовательного, так и воспитательного процессов.

Все выше упомянутые составляющие успешного процесса обучения в рамках предмета «Иностранный язык» является самостоятельными и достаточными компонентами для осуществления воспитательного процесса. Но их сочетание и взаимопереплетение многократно повышают качество воспитательного воздействия в рамках образовательного предмета, основная цель которого – приобщить к богатству иноязычной культуры. Уровень иноязычной грамотности является показателем цивилизованности общества. Ее высокий уровень приводит к увеличению интеллектуального и нравственного потенциала общества, так как открывается доступ к общечеловеческим ценностям мировой культуры. В процессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной ее организации у обучаемых развивается понимание того, как необходимо ее выполнять, формируется чувство ответственности, вырабатываются навыки поведения. Все это в совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества обучаемых.

Список литературы:

  1. Баранова, Н.П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П. Баранова, П.К. Бабинская, Н.В. Демченко // Иностранные языки в Республике Беларусь. – 2009. - №3. – С.3 – 12.
  2. Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. Для учителя /О.С. Богданова, С.В. Черенкова. – М.: Просвещение, 1988. – 206с.
  3. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
  4. Духовность человека: педагогика развития: учеб. пособие / Н.В. Михалкович [и др.]; под ред. Н.В. Михалковича. – Минск: Тесей, 2006. – 400с.
  5. Евдокимова, М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка / М.И. Евдокимова // Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – С.7-9.
  6. Ерчак, Н.Т. Возраст и усвоение иностранного языка / Н.Т. Ерчак // Иностранные языки в Республике Беларусь. – 2010. – №1 – С.4-13.
  7. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, А.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; под ред. Н.Л. Селивановой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:Пед.общество России. – 2000. – 256 с.
  8. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. – 2000. – №4. – С.9 – 15; №5. – С.17 – 22.