Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
26.03.2015

Использование приемов и стратегий критического мышления на стадии Вызов

Бублий Наталья Григорьевна
учитель биологии гимназии имени А.М. Горького г. Костанай, Республика Казахстан
Аннотация: Критическое мышление направлено на развитие навыков вдумчивой работы с текстом, информацией, базовых качеств личности: коммуникативность, толерантность, мобильность, самостоятельность, ответственность за результаты своей деятельности. Критическое мышление –  это поиск здравого смысла, умение рассуждать, поступать логично, просеивать информацию и принимать решение, что важно, а что нет.
Ключевые слова: критическое мышление, стадия вызов, приемы и стратегии
Электронная версия
Скачать (276.3 Kb)

Мир сегодня становится все более сложным. Обучение школьников требует применение современных образовательных технологий, которые способствуют повышению мыслительной деятельности. Одной из таких технологий является критическое мышление. Ученики должны придумывать, находить решения различных проблем, уметь работать с различными источниками информации, критически анализировать, взвешивать альтернативные мнения. Применение этой технологии в Казахстане считается одной из ведущей.

Что же такое критическое мышление? Критическое мышление- это поиск здравого смысла, умение рассуждать, поступать логично, просеивать информацию и принимать решение, что важно, а что нет.

По мнению М.В. Кларина [1с.15], критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять.

Технология критического мышления включает три фазы: вызов , осмысление, рефлексию, а также приемы и стратегии, направленные на умение учащимися критически мыслить.

Стадия Вызов имеет следующие функции:

1. мотивационная (вызов интереса у учащихся к работе с новой информацией, активизацию их деятельности);

2. информационная (вызов знаний, которые уже имеются у учащихся к началу занятия);

3. коммуникационная ( обмен мнениями между участниками и учителем, без конфликтов)

Эта стадия обязательна на каждом уроке.

Моя цель на уроках учить критически мыслить, активизировать ранее полученные знания, развивать способности выделять главное из большого объема информации.

На своих уроках на стадии Вызов я использую следующие приемы и стратегии:

Использование тонких и толстых вопросов: Тонкие вопросы - это обычные, простые вопросы, где учащимся необходимо знать определенную информацию, воспроизводить факты.

Если в вопрос добавить частицу «бы», то его можно назвать творческим. Например, Что было бы с нашим организмом, если бы мы не употребляли витамины? Как вы думаете, как будет развиваться плод ребенка, если мать употребляет спиртные напитки?

Уточняющие вопросы предполагают получение от ученика лаконичных, коротких ответов. Цель этих вопросов: перепроверить то, что сказал ученик, восстановить упущенную информацию, выяснить личное мнение о каком- то вопросе. Учащийся слышит свою идею из других уст. Например, правильно я понимаю, что земноводные произошли от рыб? То есть вы говорите, что жизнь занесена на Землю с других планет , правильно ли я вас поняла?

Уточняющие вопросы обязательны для ребенка, они формируют способности выражать свои мысли.

Интерпритирующие вопросы: Почему? Один из лучших вопросов. Почему экологические проблемы волнует все мировое сообщество? Зачем лично тебе нужно знать законы Менделеева.

Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений. Чем понятие идиоадаптация отличается от ароморфоза? Как ты относишься к использованию ГМО в повседневной жизни? Что ты чувствуешь, когда говорят о потеплении климата? Можно использовать стратегию» Горячий стул.

На стадии вызов использование оценочных вопросов должно быть разумным, иначе мы можем снизить активность класса.

Практические вопросы направлены на установление связи между практикой и теорией. Например, где мы в обычной жизни можем столкнуться с этой проблемой?

Интересна стратегия корзина идей - это актуализация имеющихся знаний у учащихся Пример урока в 7 классе: Что мы знаем о рептилиях? Ученик работает самостоятельно и записывает в тетрадь, что он сам знает по этой теме. После этого идет обмен информацией между учащимися либо в паре, либо в группе. У кого из ребят совпали идеи, у кого есть разногласия. После этого каждая группа афиширует свои результаты работы. Даже если есть ошибочные мнения, они не критикуются, а в ходе урока исправляются. В корзину идей можно сбрасывать любую информацию: различные точки зрения, факты, имена, понятия, проблемы.

Если тема учащимся незнакома, то можно попросить их высказать свое предположение или прогноз того или иного события, исследуемой темы, предмете и объекте изучения.

Прием игра «Верите ли вы или Нет». У учащихся на столах лежит таблица с тремя колонками. В первой ставят да, в третьей нет. Учитель читает утверждения, учащиеся распределяют их. Вторая колонка остается пустой. После того как будет изучена тема, учащиеся возвращаются к таблице и отмечают во второй колонке, как они справились с заданием, насколько были правы в своих утверждениях.

Очень часто использую на уроках прием «Кластер», помогающий систематизировать материал в виде схемы. Эту работу учащиеся могут выполнять самостоятельно, в парах, в группах. Этот прием развивает умение обосновывать, проводить аналогии, строить прогнозы, рассматривать несколько вариантов одновременно.

Прием рассказ-подтверждение. На интерактивной доске выводятся ключевые слова какой-либо темы, учащимся нужно составить рассказ или просто соединить эти слова в предложения в определенной последовательности. Мы привлекаем внимание учащихся к основному тексту, развиваем фантазию, воображение. На этапе осмысления должны найти подтверждение своим предположениям, сопоставить свою версию с оригиналом текста.

Прием «Перепутанные логические цепочки». На доске ключевые слова в неправильной последовательности, учащимся необходимо восстановить правильный порядок по смыслу, хронологии. После прослушивания мнений, я предлагаю познакомиться с текстом и определить верность суждений. Этот прием развивает логическое мышление, внимание.

Прием «Синквейн» позволяет рефлексировать по какому-либо вопросу, заставляет мыслить. Его можно использовать как на стадии вызова, так и рефлексии.

Пример синквейна:

Амфибии

холоднокровные, зеленые

дышат, прыгают, плавают

животные, приспособленные к жизни и в водной среде, и на суше

земноводные

На этапе вызова можно использовать работу с иллюстрацией, словарную работу, мозговой штурм.

Критическое мышление, подразумевает самостоятельное мышление, где начальным этапом является информация. Оно начинается с проблемы, постановки вопроса, строится на убедительной аргументации.

Отличительной особенностью этой технологии является то, что учащиеся сами конструируют этот процесс, сами отслеживают направления своего развития, определяют конечный результат.

Критическое мышление направлено на развитие навыков вдумчивой работы с текстом, информацией, базовых качеств личности: коммуникативность, толерантность, мобильность, самостоятельность, ответственность за результаты своей деятельности.

Список литературы:

1. Аяганова Ш.Ж. Использование технологии критического мышления в учебном процессе // Администратор в казахстанской школе. 2011. № 1., с. 17.

2. Бейлеров Э.Б. Одаренность и школа // Билим-образование. 2011. №3.

3. Векишев К.Б. Работа с одаренными школьниками в Республике Казахстан//Педагогика.2008.№2., с. 36.

4. Гузеев В.В., Курчаткина И.Б. Как оценить индивидуальный прогресс ученика // Народное образование. 2011. №6., с. 68.