Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.03.2015

Применение видеолекций в современном образовании

Капустина Галина Григорьевна
преподаватель, кафедры «Физика», Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Россия
Швец Наталья Леонидовна
преподаватель, кафедры «Физика», Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Россия
Аннотация: В данной статье рассматривается применение новой формы обучения - видеолекции в рамках осуществления модернизации высшей школы, как в дистанционном, так и в традиционном образовании. Учебная видеолекция - это специально подготовленная учебная видеозапись. Показано, что  применение видеолекций расширяет дидактические возможности возможности подачи учебного материала. Анализируются видеолекции по физике некоторых учебных заведений.
Ключевые слова: видеолекция, дистанционное обучение, инновационное обучение, телекоммуникационные технологии
Электронная версия
Скачать (496.8 Kb)

Реформа современного образования связана с бурным развитием информационных, виртуальных и коммуникационных технологий, ориентирована на сокращение периода обучения студентов, изменение содержания образования, углубление знаний учащихся, расширение их кругозора. В рамках осуществления модернизации образования неизбежна новая форма обучения, отвечающая всем требованиям, предъявляемым к инновационному образованию, основанная на использовании интернет-видеотехнологий, современного мультимедийного интерактивного оборудования и обеспечивающая эффективность реализации основных образовательных программ. Таким требованиям в наибольшей мере соответствует дистанционное обучение, целью развития которого является объединение преимуществ виртуального и традиционного образования.

Многие ВУЗы России используют эту форму обучения. В Тихоокеанском государственном университете дистанционное обучение практикуется уже несколько лет.

Используемые сегодня технологии можно разделить на три большие категории:

  1. Неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители). Печатные материалы (учебники, справочные пособия, рабочие тетради) являются традиционным средством для заочного обучения физике. Видео и аудиосредства - это уникальные средства для дистанционного обучения практически по любой дисциплине.
  2. Средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерные тесты, средства гипермедиа, обучающие среды и так далее).
  3. Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективным средством телекоммуникационной технологии, которое может быть использовано в процессе дистанционного обучения физике для доставки содержательной части курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем.

В настоящее время средства дистанционного обучения широко используются при проведении традиционного очного обучения и наоборот, средства дистанционного обучения легко позволяют имитировать традиционное очное обучение. Сегодня стоит вопрос о смешанном обучении, так как граница между традиционным очным обучением и дистанционным обучением в ближайшее время практически совсем исчезнет. Следовательно, возникает проблема создания нового программного и методического обеспечения для дистанционного обучения физике.

Многие фирмы и высшие учебные заведения имеют опыт по созданию видеолекций. Дидактический потенциал учебного видео, позволяющий решать крайне широкий круг дидактических задач, заметно облегчает и ускоряет доступ студентов к учебной информации. [1] Учебная видеолекция - это специально подготовленная учебная видео-запись, снабженная необходимыми таблицами, схемами, иллюстрациями, видеоматериалами.

Применение учебного видео позволяет сообщать разнообразную информацию в рамках учебного материала, формировать наглядные представления о фактах, событиях, законах, явлениях, обобщать систематизировать пройденный материал, повышать плотность аудиторных занятий за счет ускоренной подачи информации, стимулировать деятельность студентов по профессиональному самообразованию. Список дидактических возможностей учебного видео не исчерпывается перечисленным. Практика и теория обучения постоянно его расширяют и дополняют, а развитие информационных технологий делает эти возможности видео все более доступными для вузов, преподавателей и студентов. Все это предопределяет широкое распространение учебного видео в высшей школе. В настоящее времябольшое количество лекций выложено в интернете.

Так компания «Физикон» предлагает мультимедиа-конспект лекций для студентов технических специальностей. Курс составлен в соответствии с Требованиями ФГОСТ 3-го поколения. Лекции составлены в PowerPoint. Всего 32 лекции по 90 мин.

Так же компания «Физикон» предлагает «Виртуальный практикум по физике», состоящий из лабораторных работ по механике, молекулярной физике, электродинамике и электромагнетизму, волновой и квантовой оптике, атомной физике. Всего 35 лабораторных работ.

Лекции физического факультета НГУ состоят из двух частей (два семестра). Первая часть 16 лекций, вторая – 20 лекций. Это материал для физиков, с хорошим математическими и физическими выкладками.

Санкт-Петербургский государственный университет предлагает лекции по оптике и гармоническим колебаниям. Например, на тему «Основы физики колебаний» отводится 10 часов, что не соответствует многим программам технических специальностей (времени на эту тему отводится намного меньше).

Видеолекции МФТИ записаны во время проведения лекций. На каждый раздел физики: механику, электричество и магнетизм и др. предложено приблизительно по 15 лекций. Эти лекции студенты технических специальностей могут самостоятельно просмотреть в интернете.

Северо-западный технический университет подготовил лекции по нескольким разделам физики. Лекции подготовлены специально для дистанционного обучения заочников. В интернете выложено 26 лекций. Длительность каждой лекции 30 минут.

Каким должно быть образовательное видео, чтобы оно использовалось в учебном процессе, чтобы усилия, затраченные на его создание, не пропали даром? В судьбе образовательного видео главную роль играет преподаватель, именно он определяет идеологию учебного курса, а так же методику его изучения. Для использования в учебном процессе, рекомендуется создавать видеозаписи, время воспроизведения которых не более 15 - 20 минут. [2] Если видеолекция используется для заочного или дистанционного обучения, то она должна сопровождаться аннотацией и заданиями, которые организуют деятельность студентов во время работы с видеолекцией. К сожалению, многим из упомянутых самодельных видеозаписей присущ один недостаток - это, по сути, только заготовка, видеоматериал, который необходимо соответствующим образом организовать в учебную видеозапись.

Сегодня необходимо сосредоточить административные, кадровые усилия на повышение качества учебных видеозаписей. Для этого необходимо, в первую очередь понять, что создание видеозаписей для учебного процесса – задача дидактическая и руководить этой работой в вузе должны специалисты по методике создания и использования средств обучения или специалисты по теории обучения.

Список литературы:

  1. Максимов П.В. Повышение эффективности дистанционных форм обучения в технических ВУЗах. / [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2012.- №3. -http://www.science-education.ru/pdf/2012/3/103.pdf
  2. ШалыгинаИ.В. Дидактические требования к видеолекциям. / И.В. Шалыгина,Ю.Е. Шабалин//Совет ректоров. –2012. - № 1. – С. 32 - 41.