Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.03.2015

Управление инновациями в организации

Качанова Александра Андреевна
студентка кафедры менеджмента, факультет экономики и управления, филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Смоленск, Россия
Аверченкова Валерия Павловна
студентка кафедры менеджмента, факультет экономики и управления, филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Смоленск, Россия
Аннотация: В данной статье ставится задача рассмотреть управление инновациями в организации. Необходимо определить эффективность инноваций, а также изучить проблемы, которые возникают при их внедрении в организацию. Проанализировать современные подходы к реализации проектов. В статье изучены главные проблемы, которые касаются оценки управления инновациями в организации.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, внедрение инновации, инновационная технология
Электронная версия
Скачать (592.2 Kb)

Инновация – новый взгляд на отношения в организации, которые складываются в процессе социальной и экономической деятельности; они представляют собой совокупность идей, готовых к внедрению на данном этапе развития предприятия. Управление инновациями заключается в инновационном менеджменте. Это такой вид организации работы, при которой инновации будут применять практически и в оптимальном объеме. Инновационный менеджер ответственен за выполнение данной работы. Он продолжает работу креативного менеджера, который создает инновации [1].

Для внедрения инновации в цикл производства организации и распорядок дня работников нужно соблюдать некоторые условия. Первое условие – это согласование с руководством достоинств и недостатков инновации, для того чтобы выявить сильные и слабые стороны нововведения. В данном случае, менеджеру необходимо разбираться в практической части инновации. Для внедрения потребуется большое количество затрат, как материальных, так и трудовых. Инновация не может быть полезна во всем, поэтому придется решить, для какого отдела новшество будет позитивным моментом, а для какого – негативным.

Иногда, руководство некоторых отделов просто не желает «идти в ногу со временем», поскольку они не хотят поступаться особыми привилегиями на рабочем месте. Например, после внедрения инновации некоторых сотрудников могут уволить, в связи с измененной политикой организации. Инновационный менеджер довольно часто может встретить сопротивление любой новинки, затрагивающая интересы некоторых отделов. Сначала нужно рассказать о всех плюсах от внедрения инновации начальникам отделов, финансирование которых от внедрения новшества увеличится, потому что они в дальнейшем станут сторонниками инновационного менеджера. В дальнейшем, необходимо будет попробовать убедить креативного менеджера действовать сообща для того, чтобы внедрить инновации в жизнь. После этого, необходимо обратиться к руководству с предложением возобновить внедрение инновации с акцентированием внимания руководства на прибыли, полученной от внедрения инновации.

Главным моментом внедрения инновации являются расходы, и в этом случае, даже объяснения того, какую выгоду получит организация от внедрения технологии, не будет являться достаточными. Проблема заключается в том, что инновация носит в момент своего внедрения в организацию теоретический характер, это может означать, что вероятность провала сохраняется. И тогда существует только один выход из такой ситуации - применить микроинновации, т.е. частичное применение инновации в производстве или в каком-то отделе. Такая политика поможет снизить затраты организации на внедрение инновации, а также позволит выявить достоинства и недостатки стороны новой технологии в процессе практической деятельности. Именно от микроинновации зависит позиция руководства по вопросу о внедрении технологии [2].

Процесс выделения инновации подразумевает, что инновация может быть получена путем внутренних исследований или путем внешнего заимствования. Внутреннее исследование: случайная технология (например, в производстве какой- либо продукции), которая разрабатывается специализированным отделом или креативным менеджером и его командой. Случайная инновация случается крайне редко и надеяться на то, что данное событие произойдет в вашей фирме, не стоит. Использование специального отдела – это основа для производства инновации, проблемой может быть только небольшая вероятность разработки чего-то совершенно нового, что раньше не встречалось. Процесс разработки инновации креативным менеджером и его командой является быстрым способом внутренней генерации инноваций, проблемой является только то, что этот вариант очень дорогой, поэтому компаниям среднего уровня и некоторым крупным фирмам не подходит. Им выгоднее использовать другой способ, сочетающий в себе экономичность и разработку инноваций. Основные средства внешнего заимствования инноваций - франчайзинг и промышленный шпионаж. Если внедрение инновации прошло продуктивно, то необходимо подсчитать расходы и начинать как можно быстрее получать прибыль. Для инновационных менеджеров медленный рост прибыли и малое количество денежных средств, которые поступают от инновации, является причиной увольнения, вот почему необходимо в течение малого периода времени показать руководству эффективность новой технологии.

Иногда бывает, что процесс внедрения инновации прошел не слишком успешно, остались недоработки, которые нужно исправить. В нашем случае только заинтересованность персонала в инновации, с помощью менеджера по работе с персоналом, либо с помощью собственных организаторских способностей инновационного менеджера, дает фирме возможность решить все проблемы, которые связаны с недоработками идеи на этапе внедрения. Проблемы, которые возникают в процессе реализации инновации – это часть работы инновационного менеджера, но они могут быть переложены на менеджеров других специализаций (по договоренности инновационного менеджера с другими менеджерами, либо по указанию руководства). Устранять неполадки в работе организации следует оперативно в любое время.

Современные подходы к реализации проектов имеют перекрестный характер, который позволяет осуществить сжатие процесса инноваций во времени. На уровне организации каждый проект конкретизируется в определенную проблему, которая решается в системе программно-целевого управления федеральными, региональными и другими целевыми комплексными программами. Процесс разработки ЦКП базируется на таких понятиях и принципах программно-целевого планирования, как целенаправленность, системность, комплексность и обеспеченность финансовыми и трудовыми ресурсами. При этом большое внимание уделяется своевременности достижения приоритетного результата ЦКП.

Инновационная технология характеризуется свойством краткосрочной, среднесрочной либо долгосрочной «акклиматизации», т.е. количеством времени, которое необходимо для внедрения технологии. Краткосрочная «акклиматизация» является наиболее эффективной и самой дорогой. Эффективность такой технологии состоит в том, что эффект от ее внедрения может быть заметен уже через пару месяцев. Высокая стоимость такой технологии заключается в большом вложении денежных средств в период «акклиматизации» технологии для начала работы новой. Риск промышленного шпионажа на этапе этого внедрения практически исключается. Среднесрочная «акклиматизация» технологии заключается в том, что ей требуется примерно один год для введения инновации в организацию, также необходимы затраты на такое введение, но они могут быть вложены в «акклиматизацию» не сразу, что являются значительным достоинством такого свойства. Риск промышленного шпионажа сводится к минимуму, т.е. данная «акклиматизация» технологии является оптимальной. Долгосрочная «акклиматизация» является «акклиматизацией», при которой получение прибыли придет через долгий период времени, который может длится несколько лет, но при этом на «акклиматизацию» можно потратить несущественную часть прибыли организации. Основным недостатком такого вида «акклиматизации» является промышленный шпионаж, вероятность которого, из-за большого периода времени для внедрения разработки достаточно высока, и может достигнуть 90% [3].

Инновации, при грамотном управлении, являются основой для стабильной работы компании и увеличить ее прибыль в несколько раз после того, как каждая инновация будет внедрена в организацию.

Список литературы:

  1. Соколов, Н. Кластеры как форма интеграционных процессов в экономике / Н. Соколов, С. Лебедев // РИСК (Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция). - 2014. - № 4. - С. 221-224.
  2. Шумаев, Виталий Андреевич. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России / В. Шумаев, Д. Морковкин // РИСК (Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция). - 2014. - № 4. - С. 123-126.