Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.03.2015

Формирование профессиональной компетентности магистранта – будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода

Бекоева Марина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия
Аннотация: В статье представлены основные направления и идеи реализации практико-ориентированного подхода, как сложной динамической системы профессиональных, интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека, в формировании профессиональной компетенции у магистранта – будущего педагогического работника образовательной организации высшего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональное образование, практико-ориентированный подход, подготовка магистрантов, педагогический работник, образовательная организация
Электронная версия
Скачать (477 Kb)

Современной образовательной системе присущи качественно новые модели высшего профессионального образования, создающие условия для развития личностно-творческого потенциала будущего педагогического работника и накопления первоначального практического опыта. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности (Ст.2, п 12) [16]. В связи с этим стратегические ориентиры государства и трансформационные изменения современного общества в экономической, политической, социальной и культурной сферах обусловливают актуальность проблемы формирования профессионально-мобильной, компетентностной личности магистранта, которому необходимы такие профессионально-важные качества, как: постоянный научный поиск и ориентация на достижение высоких результатов в практической деятельности; динамичность; наличие внутреннего механизма развития; направленность на преодоление нестандартных профессиональных ситуаций; способность к целеполаганию, планированию действий; готовность к проектированию собственного профессионального развития в естественных и специально смоделированных условиях и т.д.

На основе многочисленных опытов и наблюдений Е.Г. Великая и В.В. Чурко пришли к выводу, что «развитие возможно только в определенных случаях, путем приложения определенных усилий со стороны самого человека и при помощи тех, кто начал аналогичную работу раньше и уже достиг какой-то степени развития. Ведущая идея здесь состоит в том, что для того чтобы человек развивался, он должен желать этого на протяжении продолжительного времени, случайное или преходящее желание не дают достаточного импульса. Вторая особенность заключается в том, что перед приобретением новых профессионально важных способностей или возможностей, ранее неизвестных человеку, он должен обрести те способности, которые он себе приписывает, о которых он мечтает, и знает, что может их использовать и даже контролировать. Человек, как правило, не знает самого себя. Он не осознает даже степени своего незнания [5, с. 43-46].

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы (В.И. Байденко, И.А. Зимняя [8], Б. Оскарссон, Р.Г. Отиева [15], Б.А. Тахохов [15, с. 156-162] и др.), их систематизация и обобщение позволили определить компетентность как личностно-профессиональное интегративное качество специалиста, успешно завершившего определенную ступень образования, выражающегося в способности и готовности к продуктивной профессиональной деятельности с учетом ее общественной и личностной значимости. Такая постановка вопроса указывает на способность и возможность эффективного целенаправленного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих вновь сформированных компетенций. Профессиональную компетентность, соответственно, определили как личностное системное новообразование, влияющее на способность работника добиваться успехов в решении профессионально-важных задач на основе интеграции внутренних процессов саморазвития, самореализации, профессиональной мобильности и карьерного роста.

Профессиональная педагогическая компетентность магистранта имеет практико-ориентированную направленность и выступает в качестве системного личностного новообразования, влияющего на формирование мотивации успеха в решении сложных профессиональных задач на основе интеграции мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов, внутренних процессов самообразования, самоорганизации, саморазвития и личностного роста. Профессиональная компетентность обогащается следующими компетенциями: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); умением организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации (ОПК-4)и др. [18].

Общетеоретические основы исследования проблемы формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в современных условиях представлены в трудах Л.А. Амирова [1], М.И. Бекоевой [4], Б.М. Игошева [9], Е.А. Никитиной [10] и др. Выполнен ряд работ, раскрывающих процесс подготовки будущих магистров к профессиональной деятельности (А.И. Скоробогатова [13, c. 63-65], И.Б. Шмигирилова [17, с. 260-263] и др.). Отдельные ученые обращались к проблемам формирования профессиональных компетенций у магистров. Значимы исследования (М.В. Рыбакова [11, с. 61-66], Ф.А. Саглам [12, с. 65-68] в которых фрагментарно представлены отдельные вопросы формирования практической готовности магистранта к преподавательской деятельности. Однако, несмотря на усиливающийся интерес к вопросам совершенствования образовательного процесса в высшей школе, проблема формирования профессиональной компетентности магистрантов, их практической готовности к успешной педагогической деятельности, не стали предметом специального изучения. Основной причиной недостаточной профессиональной компетентности выпускников и их низкой конкурентоспособности выступает отсутствие опыта практики в области будущей профессиональной деятельности.

Один из способов преодоления этих проблем, по нашему мнению, это практико-ориентированный подход к подготовке магистрантов, как будущих педагогических работников, от компетентности которых зависит качество высшего профессионального образования в будущем. Уже сегодня следует пересмотреть и совершенствовать принципы, формы, методы и концептуальные положения формирования содержания профессионального образования. Необходимо учитывать и требования работодателя, который должен выдвигать своеобразный заказ на качество и виды трудовых ресурсов, востребованных на рынке труда. Бесспорна и выгода от этого процесса для каждой из сторон: работодатель получает квалифицированные кадры, в которых испытывает необходимость, без собственных вложений и средств на их образование; заметно повышаются ценность и качество профессионального образования; у работников появляется возможность непрерывного профессионального роста; на замену рынку академических знаний приходит рынок компетенций и соответствующих квалификаций.

Поэтому, при разработке образовательных программ для магистратуры главный акцент необходимо делать на принципы практико-ориентированного подхода. Это позволит сформировать у магистрантов – будущих педагогических работников (В.Н. Воронин, А.А. Коростелев): умение выделять из общей ситуации основную проблему, находить оптимальный способ ее решения; способности анализировать и прогнозировать достигнутые результаты и их соответствие требованиям образовательных услуг, современного рынка труда; навыки толерантного отношения к мнениям и взглядам коллег, культурного диалогического общения [7, с. 25-32]. Перечисленные условия соответствуют критериям профессиональной компетентности магистра.

В основе реализации данных критериальных характеристик лежат объективные профессиональные проблемы, сложность и значимость которых возрастает от курса к курсу. Необходимо также обоснование специфики профессиональной деятельности магистрантов, которые предпочитают работать большими коллективами, малыми группами, или индивидуально.

Практико-ориентированная направленность обучения должна сохраняться с первых дней обучения до его завершения, практические и лабораторные занятия необходимо проводить с использованием инновационных педагогических технологий и должны быть ориентированы на индивидуальную поисковую деятельность. Магистрант не только закрепляет основные теоретические положения учебной дисциплины, а учится анализировать, обобщать, прогнозировать, планировать, в интерактивной форме раскрывать свои позиции и мнения по выбранному способу разрешения педагогической ситуации, самостоятельно организовывать свою исследовательскую деятельность.

Ряд авторов (А. Вербицкий, С.М. Вишнякова [6], Л.Е. Солянкина [14], В. Шершнева, Ф. Ялалов и др.) практико-ориентированное образование связывают с использованием возможностей профессионально направленного изучения магистрантами профильных и непрофильных дисциплин. Под целью практико-ориентированного образования Ф. Ялалов понимает формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения магистрантами знаний, умений, навыков и опыта деятельности, называя данную разновидность практико-ориентированного подхода деятельностно-компетентностным подходом.

Готовность к профессиональной деятельности в рамках профессионально-ориентированного подхода рассматривается нами как сложная динамическая система профессиональных, интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики человека. Мы солидарны с мнением С.М. Вишняковой, согласно которому практико-ориентированную компетентность магистранта – будущего работника следует определить как совокупность устойчивых характеристик личности, которые раскрывают связи между теоретическими знаниями и практическими навыками; формируют готовность к выявлению оптимальных способов деятельности и объективной оценке своих возможностей в их соответствии с предстоящими трудностями, повышают профессиональную мобильность и конкурентоспособность, сокращают сроки адаптации специалистов в условиях современного рынка труда [6, с. 104]. Профессиональная готовность, выступая новообразованием личности магистранта, пишет М.И. Бекоева, характеризует его субъектное отношение к профессиональной педагогической деятельности, отражает его способность и готовность к успешному осуществлению образовательного процесса в образовательной организации, указывает на наличие у субъекта определенных компетенций, мотивации, а также личностно-ценностных характеристик [3, с. 64-69].

Мы исходим из того, что в процессе подготовки магистранта к педагогической деятельности его профессиональное становление как можно полнее должно совпадать с логикой его субъектного развития. В основу образовательного процесса должны быть положены общеметодологические принципы целостности и гуманистической направленности учебно-познавательной деятельности; междисциплинарного взаимодействия в педагогическом процессе; субъектно-личностной направленности и рефлексивности профессионального становления будущего педагогического работника. Организация процесса формирования практической готовности магистранта – будущего педагога к профессиональной деятельности необходимо осуществлять на основе диалогичности взаимоотношений участников образовательного процесса, субъект-субъектного характера этих отношений; единства теории и практики; свободы выбора в процессе практической подготовки магистранта к своей будущей профессиональной деятельности; объективно сформированной самооценки и самоконтроля.

Результативность профессиональной подготовки будущих педагогических работников высшей школы обеспечивают систематизация и совершенствование образовательного процесса, междисциплинарная (спецкурсы, основные дисциплины, курсы по выбору, гуманитарный и естественнонаучный блоки и т.д.) и предметно-методическая (учебные занятия, производственная практика, научно-исследовательская работа, гранты, учебные проекты, междисциплинарные комплексные формы контроля, лабораторные работы, опытно-экспериментальная деятельность и др.) интеграция. В комплексе средств и методов обучения, обеспечивающих формирование у магистрантов практической готовности к педагогической деятельности, высокую эффективность доказали педагогические задачи и ситуации моделирования, творческие задания, тренинги общения, деловые, позиционные и ролевые игры, педагогические мастерские, используемые в процессе аудиторных занятий. Интерактивные формы семинарских и практических занятий предоставляют возможность формировать творческий потенциал у магистрантов еще при освоении теоретического блока профессиональной подготовки через вариативный подход к решению типовых педагогических задач.

Таким образом, практико-ориентированная подготовка магистранта, как субъекта деятельности образовательной организации, наиболее успешно обеспечивается на основе следующих психолого-педагогических условий: наличие рефлексивности и субъектно-личностной направленности профессионального обучения; активное использование таких практико-ориентированных педагогических технологий, как: моделирование и решение ситуативных производственных задач; опора на ценностный потенциал содержания образования; активизация проектной и научно-исследовательской деятельности; усиление практико-ориентированного аспекта подготовки магистрантов за счет интеграции теоретических знаний и практических навыков, приоритет субъект-субъектных отношений в образовательном процессе; междисциплинарная интеграция гуманитарного и естественнонаучного блоков; реализация опыта отечественного культурного наследия как веками испытанного эффективного средства подготовки специалистов к работе по воспитанию молодого поколения, способствующего успешному самоопределению личности в системе гуманистических духовно-нравственных ценностей; включение личностного опыта в процесс обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Амирова Л.А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития //Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований Уральского отделения Российской Академии образования. 2009. № 8 (65). С.86–96.

2. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) //Образование и наука. 2013. № 8 (107). С. 3-13.

3. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Организация учебного процесса студентов на основе модульного обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. – Владикавказ, 2013. № 3. С. 64-69.

4. Бекоева М.И. Педагогические условия использования модульного подхода в современном вузе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 295-298.

5. Великая Е.Г., Чурко В.В. Личностное измерение человеческого капитала //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 43-46.

6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. Высшая школа, 1999. – 538 с.

7. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский цент проблем качества подготовки специалистов. 2004. – 42 с.

9. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 201 с.

10. Никитина Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога: Дис. … канд. пед. наук. – Иркутск, 2007. – 199 с.

11. Рыбакова М.В. Реализация компетентностного подхода в процессе отбора педагогического персонала образовательных учреждений //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 61-66.

12. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практико-ориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. №1. С. 65-68.

13. Скоробогатова А.И. Повышение квалификации работников образования в контексте реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» //Карельский научный журнал. 2014.№1. С. 63-65.

14. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1.

15. Тахохов Б.А., Отиева Р.Г. Индивидуализация обучения в современной высшей школе //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 2. С. 156-162.

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.

17. Шмигирилова И.Б. Компетентностный подход в системе образовательных подходов и технологий //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 260-263.

18. Нормативные документы по учебному процессу. Магистратура. http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?s=124&m=50761