Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.03.2015

Особенности проведения учебных занятий для повышения заинтересованности студентов

Мазикина Виктория Сергеевна
Социально-психологический факультет, СКФУ г. Ставрополь, Россия
Аннотация: В статье описаны индивидуальные особенности учащихся и особенности индивидуального подхода к каждому студенту. Приводится методика создания ориентационной анкеты учащихся. Заостряется внимание на важности изучения межличностных отношений в группе студентов. Перечисляются личностные особенности студентов. Статья будет полезна преподавателям, которые должны понимать, что индивидуальные различия студентов играют большую роль в процессе обучения для определения возможности повышения мотивации студентов к обучению.
Ключевые слова: образовательный процесс, преподаватель, студент, индивидуальные особенности, мотивация
Электронная версия
Скачать (526.1 Kb)

Перед каждым преподавателем встает вопрос: «Как сделать успешным обучение студента и заинтересовать его к познавательной деятельности?». Ведь это довольно не просто, студентов в группе много и к каждому нужен свой индивидуальный подход. Принцип индивидуального подхода состоит в том, что бы учесть особенности каждого учащегося с целью активного стимулирования их умственных возможностей. К индивидуальным особенностям учащихся можно отнести:

  • характер;
  • волю;
  • чувства;
  • темперамент.

Индивидуальный подход помогает преподавателю изучить каждого студента, и с помощью различных методик создать педагогическую характеристику учащихся. Одной из таких методик является создание ориентационной анкеты учащихся. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, где есть три варианта ответов, соответствующих трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который близок для него, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения.

Это методика позволит выявить преподавателю направленности студента:

  • направленность на себя;
  • направленность на общение;
  • направленность на дело.

Так же в коллективе можно провести социометрию и исследовать межличностные отношения в группе. Эта техника разработана Дж. Морено. Она применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать поведения студентов в условиях групповой деятельности.

Эта процедура может помочь в измерение степени сплоченности-разобщенности в группе, а также позволяет выявить социометрические позиций, то есть кто среди группы студентов является лидером. Работа с лидерами группы позволяет преподавателю задавать дисциплину в группе и мотивировать остальных учащихся к более активной деятельности.

Социометрия позволяет снизить напряженность в коллективе, которая чаще всего возникает из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрия очень проста в использование, она не занимает много времени. Ее использование очень полезно для улучшения отношений в коллективе.

Существенным недостатком является то, что эта техника хороша только уже в сложившемся коллективе, для создания новых коллективов нужно использовать другие методы.

В характеристиках учащихся будет отображены особенности запоминания, восприятия, внимания, уровни развития логического мышления и эмоционально-волевые качества. По этим данным преподаватель может понять готовность учащегося к обучению по определенной дисциплине и корректировать учебные планы для лучшего усвоения материала студентами.

Не стоит забывать и о темпераменте каждого студента ведь это играет определенную роль в обучении. А так же интересы, склонности, способности, взаимоотношения с преподавателем, положение в коллективе группы, состояние здоровья и настроение.

Многим преподавателям приходится мириться с личностными характерологическими особенностями студентов:

  • самоуважение;
  • самооценка;
  •  тщеславие;
  • гордость;
  • самомнение;
  • скромность.

Успешное развитие самостоятельности и интересов учащихся возможно только в том случае, когда учебный процесс интересен каждому студенту, не зависимо от его особенностей и возможностей. Преподаватель должен понимать, что индивидуальные различия студентов играют большую роль и тогда он сможет подметить их и найти возможность повысить мотивацию студентов к обучению.

Список литературы:

  1. Атанов И. В. Формирование компетенций студентов инженерных факультетов с использованием интерактивных методов обучения / И. В. Атанов, И. В. Капустин, В. А. Гринченко // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 358 с.
  2. Гринченко В. А. Особенности проведения лабораторных занятий по техническим специальностям // Современный урок: новые подходы к организации. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. – С. 37-39.
  3. Гринченко В. А. Разработка и особенности использования электронных учебных пособий для студентов технических специальностей // Совершенствование учебного процесса в вузе на основе информационных и коммуникационных технологий. - Ставрополь: Агрус, 2010. - С. 40-41.
  4. Гринченко В. А., Капустин И. В., Капустина Е. И. Особенности самостоятельной работы студентов в высшем учебном заведении // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2015. - С. 109-117.
  5. Гринченко В. А., Мишуков С. В. Расчет статической силы тяги линейного электродвигателя новой конструкции // Новые задачи технических наук и пути их решения. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 18-20.
  6. Kapustin I., Grinchenko V., Kapustina E., 2014. Organization of independent work of students in a higher educational institution. Modern European Researches (issue 4), pp: 17-20.