Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.03.2015

Организационные аспекты сбытовой деятельности предприятия

Сысолятин Алексей Витальевич
кандидат экономических наук, доцент кафедра Маркетинга и стратегического планирования экономический факультет ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: в статье описывается организационная составляющая сбытовой политики предприятия как важного звена эффективности маркетинговой деятельности и конкурентоспособности компании. Организация сбыта рассмотрена на конкретном примере одного из ведущих операторов регионального рынка мясных продуктов Кировской области.
Ключевые слова: организация сбыта, сбыт, товародвижение
Электронная версия
Скачать (292.8 Kb)

Грамотная организация сбытовой политики предприятия имеет принципиальное значение для ведения расширенного производства и успешной реализации продукции.

К основным элементам сбытовой политики ООО «Советский мясокомбинат» относятся:

- транспортировка продукции ООО «Советский мясокомбинат»: сеть торговых независимых посредников (экспедиторы магазинов, торговых павильонов г. Советска);

- хранение продукции: предприятие располагает холодильными установками, рассчитанными по своим техническим возможностям на содержание достаточно больших запасов продукции (на случай поступления неожиданного заказа на продукцию, и т.д.);

- контакты с потребителями, включающие действия по оформлению заказов на необходимый объем продукции (обычно за два дня до отпуска продукции со склада по телефонному звонку в ООО «Советский мясокомбинат»);

- организация платежно-расчетного обслуживания, юридического оформления передачи прав собственности на товар (кассир ООО «Советский мясокомбинат» выписывает накладную, счет-фактуру, приходный ордер в момент получения и оплаты товара со склада потребителем);

- информирование потребителей о продукции и предприятии. Со всеми основными потребителями продукции заключены договора купли-продажи, на сегодняшний день ООО «Советский мясокомбинат» в своем активе насчитывает 310 постоянных и более 500 временных, и разовых клиентов. Более 80% объема продаж приходится на постоянных клиентов;

- сбор информации о рынке. Менеджеры по сбыту, а также кассир (т.к. работает непосредственно с потребителями, занимаясь выпиской документов) постоянно интересуются и собирают отзывы о выпускаемой продукции - как раскупается товар, что не устраивает во вкусовых качествах товара, колбасные изделия какого производителя на данный момент пользуются большим спросом и по каким причинам.

Функция сбыта готовой продукции в ООО «Советский мясокомбинат» осуществляется отделом сбыта и коммерческим отделом.

В своей деятельности отдел сбыта руководствуется: действующим законодательством Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, приказами и распоряжениями руководства предприятия, Уставом общества, Политикой в области качества ООО «Советский мясокомбинат», правилами внутреннего трудового распорядка, правилами технической эксплуатации оборудования, стандартами предприятия, положением об отделе сбыта, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Основными задачами отдела сбыта являются:

1) обеспечение реализации продукции в соответствии с договорами (контрактами), предоставленными заявками, контроль за соблюдением режима поставки;

2) обеспечение приемки, хранения и учета продукции, соблюдение нормативов остатков готовой продукции;

3) обеспечение контроля за организацией труда в структурных подразделениях.

В соответствии с основными задачами отдел сбыта выполняет следующие функции:

- обеспечивает коммерческую деятельность предприятия по сбыту продукции;

- подготавливает информацию для заключения договоров (контрактов) с покупателями на поставку выпускаемой продукции, подготавливает предложения и рекомендации по плану производства продукции по объемам и по ассортименту;

- формирует суточные планы - графики сдачи готовой продукции для соблюдения режима поставок продукции потребителям;

- предъявляет претензии другим структурным подразделениям предприятия за невыполнение внутренних обязательств по изготовлению и сдаче продукции;

- обеспечивает соблюдение нормативов остатков готовой продукции, организует правильное хранение, взвешивание продукции торгующим организациям (потребителям);

- осуществляет учет и контроль за выполнением планов поставки по ассортименту в соответствии с заключенными договорами (контрактами), предоставленными заявками, подготавливает суточные данные об отгрузке продукции;

- регулирует взаимоотношения с потребителями, ведет переписку и прием представителей по вопросам поставки продукции;

- производит сбор и регистрацию первичных сведений и претензий по качеству выпускаемой продукции, поступающих от потребителей;

- участвует в совершенствовании форм доставки продукции потребителям, надзор за условиями транспортировки, складирования и хранения;

- составляет перечень продукции, по которой не имеется достаточного сбыта и устанавливает причины отторжения ее потребителями;

- подготавливает предложения и рекомендации к плану производства продукции предприятия по номенклатуре (ассортименту) и количеству, исходя из результатов изучения рынков сбыта и спроса на конкретные виды продукции.

Доставка продукции до потребителей ООО «Советский мясокомбинат» осуществляется двумя способами — центрозавоз и самовывоз.

Центрозавоз – это централизованная доставка, когда предприятие выступает организатором доставки продукции покупателям. Реализация данного метода требует значительных финансовых затрат, поэтому центрозавоз осуществляется ООО «Советский мясокомбинат» только в отношении крупных покупателей и, в основном, на постоянной договорной основе.

Применение центрозавоза позволяет осуществлять ритмичную и бесперебойную поставку продукции по оптимальным маршрутам с наименьшими издержками, в согласованные сроки. Данный метод сбыта полностью освобождает грузополучателя от участия в транспортировке грузов и обеспечивает доставку готовой продукции в полном объеме.

Самовывоз осуществляется только по предварительному резервированию товара, которое производится по телефону.

По территории г. Советска осуществляется также бесплатная доставка небольших партий товара несколько раз в неделю.

Коммерческий отдел осуществляет действия по реализации продукции (поиск новых покупателей, работа с постоянными клиентами, организация рекламных мероприятий, прогноз продаж, формирование маршрутов).

В целом сбытовая деятельность в ООО «Советский мясокомбинат» организована достаточно рационально. Развитие фирменной торговой сети комбината способствует изучению покупательского спроса. Реализуя значительную часть продукции через собственные магазины, предприятие имеет возможность ускорять оборот денежных средств, получаемых от реализации. На сегодняшний день одна из основных задач сбыта в ООО «Советский мясокомбинат» – получение прибыли за счет увеличения товарооборота, а не путем завышения торговых наценок.

Грамотная организация сбытовой политики предприятия имеет принципиальное значение для ведения расширенного производства и успешной реализации продукции.

К основным элементам сбытовой политики ООО «Советский мясокомбинат» относятся:

- транспортировка продукции ООО «Советский мясокомбинат»: сеть торговых независимых посредников (экспедиторы магазинов, торговых павильонов г. Советска);

- хранение продукции: предприятие располагает холодильными установками, рассчитанными по своим техническим возможностям на содержание достаточно больших запасов продукции (на случай поступления неожиданного заказа на продукцию, и т.д.);

- контакты с потребителями, включающие действия по оформлению заказов на необходимый объем продукции (обычно за два дня до отпуска продукции со склада по телефонному звонку в ООО «Советский мясокомбинат»);

- организация платежно-расчетного обслуживания, юридического оформления передачи прав собственности на товар (кассир ООО «Советский мясокомбинат» выписывает накладную, счет-фактуру, приходный ордер в момент получения и оплаты товара со склада потребителем);

- информирование потребителей о продукции и предприятии. Со всеми основными потребителями продукции заключены договора купли-продажи, на сегодняшний день ООО «Советский мясокомбинат» в своем активе насчитывает 310 постоянных и более 500 временных, и разовых клиентов. Более 80% объема продаж приходится на постоянных клиентов. На всю отпускаемую продукцию ООО «Советский мясокомбинат» выдает сертификат качества, заверенный главным ветеринарным врачом города;

- сбор информации о рынке. Менеджеры по сбыту, а также кассир (т.к. работает непосредственно с потребителями, занимаясь выпиской документов) постоянно интересуются и собирают отзывы о выпускаемой продукции - как раскупается товар, что не устраивает во вкусовых качествах товара, колбасные изделия какого производителя на данный момент пользуются большим спросом и по каким причинам.

Функция сбыта готовой продукции в ООО «Советский мясокомбинат» осуществляется отделом сбыта и коммерческим отделом.

В своей деятельности отдел сбыта руководствуется: действующим законодательством Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, приказами и распоряжениями руководства предприятия, Уставом общества, Политикой в области качества ООО «Советский мясокомбинат», правилами внутреннего трудового распорядка, правилами технической эксплуатации оборудования, стандартами предприятия, положением об отделе сбыта, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Основными задачами отдела сбыта являются:

1) обеспечение реализации продукции в соответствии с договорами (контрактами), предоставленными заявками, контроль за соблюдением режима поставки;

2) обеспечение приемки, хранения и учета продукции, соблюдение нормативов остатков готовой продукции;

3) обеспечение контроля за организацией труда в структурных подразделениях.

В соответствии с основными задачами отдел сбыта выполняет следующие функции:

- обеспечивает коммерческую деятельность предприятия по сбыту продукции;

- подготавливает информацию для заключения договоров (контрактов) с покупателями на поставку выпускаемой продукции, подготавливает предложения и рекомендации по плану производства продукции по объемам и по ассортименту;

- формирует суточные планы - графики сдачи готовой продукции для соблюдения режима поставок продукции потребителям;

- предъявляет претензии другим структурным подразделениям предприятия за невыполнение внутренних обязательств по изготовлению и сдаче продукции;

- обеспечивает соблюдение нормативов остатков готовой продукции, организует правильное хранение, взвешивание продукции торгующим организациям (потребителям);

- осуществляет учет и контроль за выполнением планов поставки по ассортименту в соответствии с заключенными договорами (контрактами), предоставленными заявками, подготавливает суточные данные об отгрузке продукции;

- регулирует взаимоотношения с потребителями, ведет переписку и прием представителей по вопросам поставки продукции;

- производит сбор и регистрацию первичных сведений и претензий по качеству выпускаемой продукции, поступающих от потребителей;

- участвует в совершенствовании форм доставки продукции потребителям, надзор за условиями транспортировки, складирования и хранения;

- составляет перечень продукции, по которой не имеется достаточного сбыта и устанавливает причины отторжения ее потребителями;

- подготавливает предложения и рекомендации к плану производства продукции предприятия по номенклатуре (ассортименту) и количеству, исходя из результатов изучения рынков сбыта и спроса на конкретные виды продукции.

Доставка продукции до потребителей ООО «Советский мясокомбинат» осуществляется двумя способами — центрозавоз и самовывоз.

Центрозавоз – это централизованная доставка, когда предприятие выступает организатором доставки продукции покупателям. Реализация данного метода требует значительных финансовых затрат, поэтому центрозавоз осуществляется ООО «Советский мясокомбинат» только в отношении крупных покупателей и, в основном, на постоянной договорной основе.

Применение центрозавоза позволяет осуществлять ритмичную и бесперебойную поставку продукции по оптимальным маршрутам с наименьшими издержками, в согласованные сроки. Данный метод сбыта полностью освобождает грузополучателя от участия в транспортировке грузов и обеспечивает доставку готовой продукции в полном объеме.

Самовывоз осуществляется только по предварительному резервированию товара, которое производится по телефону.

По территории г. Советска осуществляется также бесплатная доставка небольших партий товара несколько раз в неделю.

Коммерческий отдел осуществляет действия по реализации продукции (поиск новых покупателей, работа с постоянными клиентами, организация рекламных мероприятий, прогноз продаж, формирование маршрутов).

В целом сбытовая деятельность в ООО «Советский мясокомбинат» организована достаточно рационально. Развитие фирменной торговой сети комбината способствует изучению покупательского спроса. Реализуя значительную часть продукции через собственные магазины, предприятие имеет возможность ускорять оборот денежных средств, получаемых от реализации. Эффективность реализации сельскохозяйственной продукции существенно зависит от правильной гибкой системы управления товародвижением, позволяющей сохранить качество продукции, реализовать экономический потенциал [1]. На сегодняшний день одна из основных задач сбыта в ООО «Советский мясокомбинат» – получение прибыли за счет увеличения товарооборота, а не путем завышения торговых наценок.

Список литературы:

  1. Березина Е.А. Оценка эффективности сбыта сливочного масла ООО «Коймолпром» // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 13 (013-2015) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/13/2401/
  2. Захаров С.В., Сербиновский Б.Ю., Павленко В.И. Маркетинг: учебник / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко. – М.: Высшее образование, 2009. – 361 с.
  3. Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 383 с.