Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
08.04.2015

Формирование педагогической компетентности преподавателей и инструкторов автошколы как условие обеспечения безопасности дорожного движения

Джатиев Олег Борисович
соискатель кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия
Каргиева Замират Каникоевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия
Аннотация: В статье отражены стратегические ориентиры государства и трансформационные изменения в сфере подготовки преподавателей и инструкторов автошколы, отличающиеся направленностью на преодоление нестандартных профессиональных ситуаций; наличием внутреннего механизма развития; способностью к целеполаганию, планированию действий и т.д.
Ключевые слова: автошкола, преподаватель автошколы, педагогическая культура, инструктор автошколы, профессиональное образование, образовательная организация
Электронная версия
Скачать (460.9 Kb)

Повышение культуры, профессионализма и качества управления транспортным средством, и следовательно, обеспечение безопасности дорожного движения, напрямую связано с повышением уровня подготовки водителей транспортных средств – эта аксиома ни у кого не вызывает сомнения. Очевидно также, что без улучшения качества обучения в автошколах, обозначенная проблема останется нерешенной. Однако как оценить качество подготовки водителей в автошколах, которое существует в настоящее время? Как выявить причины недостаточного уровня подготовки водителей, какие меры разработать для их устранения? Существует много версий ответов на эти вопросы, но одним из основных, на наш взгляд, является низкое качество педагогической деятельности, реализуемой в современной автошколе.

Отсутствие базового уровня профессиональной компетентности педагога в образовательной деятельности приводит к тому, что даже мотивированный преподаватель или инструктор автошколы тратит слишком много времени на то, что выработать и закрепить свой индивидуальный стиль преподавания, который отличался бы доступностью, легкостью изложения, включал бы элементы творческого и исследовательского подхода, учитывал бы их индивидуальные особенности (пол, возраст, уровень подготовки и т.д.) [8]. И даже в этом случае педагог автошколы затрачивает много времени на «изобретение» давно известных фактов и явлений в педагогике или психологии: закономерности формирования знаний, умений, навыков, законы и закономерности обучения, дидактические методы и принципы обучения, которые делают педагогический процесс целостным, основные функции педагогического контроля знаний обучающихся и т. д. С этой целью были разработаны новые образовательные программы подготовки работников автошкол, которые соответствуют современным требованиям к качеству обучения. И хотя программы в какой-то степени изменились по содержанию, но в них присутствуют те же принципиальные недостатки, которые имели место в предыдущих образовательных программах автошкол.

Совершенствование обучения обеспечивается качеством содержания программ обучения, методического и технического обеспечения педагогического процесса (Г.Г. Капустина [4], Н.Л. Швец [4]), качеством контроля результатов обучения, но в первую очередь – качеством преподавания теоретических дисциплин и усвоения практических умений и навыков, то есть компетентным кадровым обеспечением педагогического процесса. В этом аспекте отечественные автошколы сталкиваются с самыми серьезными проблемами, связанными в первую очередь с тем, что нет учебного заведения, которое целенаправленно готовило бы кадры для этого сегмента образовательных услуг. Это относится не только к преподавателям автошкол, но и к инструкторам (мастерам производственного обучения). Обозначенную проблему С.Ю. Лобарев [9], председатель правления некоммерческого партнерства «Гильдия автошкол», считает одной из самых чувствительных сторон российской автошколы. Государство не готовит специально инструкторов по обучению вождению транспортных средств и педагогов для работы в автошколах. Чтобы стать инструктором, достаточно водительского удостоверения, трехлетнего стажа вождения, удостоверения курсов обучения (100 ч.), автомобиля, который сертифицирован, на котором установлены соответствующие педали, и все - можно получать статус индивидуального предпринимателя и предлагать свои услуги автошколе [5].

Таким образом, проблема повышения качества педагогической компетентности преподавателей и инструкторов автошкол чрезвычайно актуальна в современных условиях.

Среди выявленных недостатков особо следует отметить следующие: отсутствие вариативности учебных программ, сокращенный объем часов на обучение; недостаточное использование технических и информационно-компьютерных средств обучения; низкий уровень методического обеспечения учебной программы, отсутствие дидактических принципов и закономерностей обучения, нечеткие критерии эффективности обучения по представленной программе, приоритет теоретического обучения в ущерб практическому.

Главным показателем успешной работы автошколы выступает высокий процент сдачи ее выпускниками экзаменов на получение права управления транспортными средствами с первой попытки и количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей со стажем управления менее трех лет [5]. Эти показатели, безусловно, являются важными критериями оценки эффективности работы автошколы, однако связаны с результатами деятельности самой автошколы и не позволяют выявить по этим критериям причины хорошей или плохой работы автошколы. Любому человеку с педагогическим образованием или опытом работы в образовательной организации ясно, что эти критерии не в полной мере отражают уровень педагогической деятельности преподавателей и инструкторов автошколы.

Педагогической наукой в настоящее время наработан целый ряд критериев оценки качества обучения, разрабатываются технологии мониторинга образовательного процесса в целом, но к сожалению, значительная часть этих методических разработок еще не нашла своего применения в педагогической деятельности работников автошкол. Госавтоинспекцией по месту осуществления организацией образовательной деятельности формируется и ведется на бумажных и электронных носителях наблюдательное дело, в котором содержатся: сведения о преподавателях учебных предметов (копии документа о высшем или среднем профессиональном образовании по направлению подготовки «Образование и педагогика» в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо о высшем или среднем профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании по направлению деятельности, удостоверения о повышении квалификации

В современной системе образования идет большая работа по переходу на компетентностую модель специалиста, разрабатываются профессиональные и образовательные стандарты по многим профессиям, уточняются квалификационные требования к представителям многих профессий, разрабатываются модели мониторинга качества подготовки, в том числе – и в дополнительном образовании. Как свидетельствует анализ многочисленных исследований, компетентностный подход как ведущая стратегия образовательной политики, направлен на формирование и развитие необходимых компетенций. Это тем более актуально в современных условиях, так как понятие «компетентность» включено в утвержденное Правительством РФ постановление «Концепция модернизации российского образования до 2020 года», где комплекс универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт личной ответственности и самостоятельной деятельности обозначены «современными ключевыми компетенциями». Термин «компетенция» координируется с образовательной парадигмой непрерывного профессионального образования на всю жизнь.

Под педагогическими компетенциями преподавателя автомобильной школы, как базовой структурной единицы профессиональной компетентности, большинство исследователей понимают способность педагога к эффективной образовательной деятельности в предметно-специализированном учебном процессе (Р.Р. Ильясова [3], П.В. Шумаков), достижению высокого уровня профессиональных знаний в области педагогики, психологии и техники (В.В. Евдокимов [2], А.С. Соколова [6]), а также наличие высокого уровня профессиональной этики и общей педагогической культуры (М.И. Бекоева [1]).

Анализ теоретических материалов по обозначенной проблеме позволил нам определить ряд педагогических условий, направленных на повышение качества подготовки преподавателей и инструкторов автошкол, исходя из современного уровня развития психолого-педагогического знания:

- соответствие учебной программы образовательным потребностям различных категорий слушателей (имеющим разный образовательный уровень: гуманитарное или техническое образование, высшее или средне-специальное; разный опыт педагогической деятельности и т.д.);

- наличие эффективных методов промежуточной и итоговой оценки знаний в области педагогики, психологии, своей специализации;

- чрезвычайно важно включение в образовательную программу методических рекомендаций по проведению практических занятий;

- включение теоретических и практических занятий по использованию технических средств обучения в учебном процессе, в том числе – аппаратно-программных комплексов;

- обязательно включение занятий с активными методами обучения на формирование у слушателей навыков предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в педагогической деятельности;

- учебно-методическое обеспечение (учебные и методические пособия и практикумы по психологии и педагогике именно для преподавателей и инструкторов автошкол, методические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных работе слушателей и т.д.);

- создание единого научно-методического центра, который бы координировал работу по систематическому мониторингу качества образования в автошколах.

Кроме решения перечисленных педагогических задач, следует также сказать и о такой мало реализуемой до сих пор технологии обучения как повышение престижа профессии. Эту задачу успешно можно решить, на наш взгляд, путем организации различных конкурсов мастерства. Предлагаем организовать конкурс на «Лучшую автошколу России», в которой одной из номинаций должны быть «Лучший преподаватель» и «Лучший инструктор». Участие в конкурсе может быть приравнено к повышению квалификации, потребность в которой возникает у преподавателей и инструкторов раз в три года. Уверены, что тогда потребность в самоподготовке, которая и составляет основу качества любого обучения, существенно вырастет у всех участников образовательного процесса в автошколах.

Особого внимания заслуживает сетевая форма реализации основных образовательных программ, указанная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15), которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность [7]. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, как отмечает А.С. Соколова, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [6]. При организации учебного процесса наиболее эффективным подходом, на наш взгляд, является подход, основанный на технологии модульного обучения, которая обеспечит логическое завершение и действенную результативность при блочно-модульном изучении содержания учебного материала и сопровождается рейтинговой системой контроля качества полученных знаний, умений и профессиональных компетенций. Педагогические работники, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, реализующие основную образовательную программу профессионального обучения водителей транспортных средств всех категорий, должны удовлетворять требованиям, указанным в перечне квалификационных компетентностей по соответствующим должностям.

Список литературы:

  1. Бекоева М.И. Педагогические условия использования модульного подхода в современном вузе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 3 (14). С. 295-298.
  2. Евдокимов В.В. Профессионально-педагогическая компетентность мастера профессионального обучения: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006. 207с.
  3. Ильясова Р.Р. Информационные технологии обучения в высшей школе // Nauka-Rastudent.ru. – 2014. – No. 2 / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://rastudent.ru/nauka/2/1208/
  4. Капустина Г.Г., Швец Н.Л. Применение видеолекций в современном образовании // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 03 (015-2015) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/15/2488/
  5. Педагогические основы обучения. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации – преподавателей, ведущих подготовку водителей транспортных средств. М.: ИРПО, 2004.
  6. Соколова А.С. Сетевое (взаимное) обучение: особенности, принципы // Nauka-Rastudent.ru. – 2014. – No. 7 (07-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/7/1941/
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  8. Фельде Ю.В. Педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению: Автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. – Казань 2012. – 20 с.
  9. Комментарий Председателя правления НП «Гильдия автошкол» С.Ю. Лобарева / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.autogild.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/5446