Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
12.04.2015

Контрабанда наркотиков в сфере таможенного дела

Позднякова Алёна Александровна
студентка кафедры истории и регионоведения Томский политехнический университет, г. Томск, Российская Федерация
Гордеев Михаил Юрьевич
студент кафедры истории и регионоведения Томский политехнический университет, г. Томск, Российская Федерация
Аннотация: В статье освещается история развития и методы борьбы с контрабандой наркотиков таможенными органами, органами безопасности и службами правопорядка. А также опасности, которые влечет за собой незаконная перевозка наркотиков и соответственно меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, осуществляемые таможенными органами.
Ключевые слова: Контрабанда, наркотики, таможенные органы, методы борьбы
Электронная версия
Скачать (451.5 Kb)

Контрабанда, как социальное явление, ведет свою историю издревле. Противодействие данному явлению и генезис его развития в России можно представить в виде определенных этапов.

Первый этап (15в.-1917г.). Данный период времени характеризуется появлением такого правонарушения, как контрабанда. Это связано с тем, что в 14-15 вв. развитие товарно-рыночных отношений вызвало угрозу недополучения некоторой прибыли в бюджет по причине беспрепятственного ввоза и вывоза товаров. Так произошло зарождение фискальной функции, связанной со сбором таможенных платежей и сбором налогов. Для решения проблемы таможенных сборов государство создает специальные государственные органы, которые несут ответственность за охрану границ государства и сбор подобных платежей. Результатом стало появление такого преступления, как нарушение правил, установленных государством, по перемещению товаров через границу страны, который получил называние контрабанды.

К такому рода товаров относились и запрещенные к провозу вещества, например, наркотические средства. До 1917г. уровень употребления наркотиков в Российской империи контролировался несколькими органами: Департаментом полиции, Министерством внутренних дел, Медицинским департаментом и церковью.

Этап развития(1917-1991г.). Профессиональная подготовка служащих полиции, пограничной стражи и таможенников был слишком низок для организации эффективной борьбы с теневым оборотом наркотиков в этот период. Первая мировая война усугубила лишь обстановку и в немалой степени способствовала развитию наркомании. Имперским властям пришлось принять первый за всю историю страны превентивный закон «О мерах борьбы с опиумокурением», который стал прототипом статьи №228 УК РФ. Но в 20-х гг. окончание Гражданской войны и экономический кризис привели к употреблению наркотиков в поистине угрожающих размерах. Стали появляться легальные и нелегальные фабрики по их производству. Численность населения, привязанная к наркотической зависимости, росла с каждым разом. Меры, предпринимаемые для искоренения наркотиков, сделали их лишь более высокодоходным товаром.

В связи с этим в 1937 г. задача борьбы с наркобизнесом была возложена на Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности(ОБХСС). А так-же раскрывать преступления, связанные с наркотиками, предназначалось оперативным подразделениям Народного комиссариата боеприпасов(НКБ) и НКВД СССР.

Но так как в 60-70 гг. снова обострилась проблема, связанная с наркотическими веществами в стране, в 1973 году на базе специального отделения создается самостоятельный отдел по борьбе с наркоманией в Управлении уголовного розыска(УУР) МВД СССР. Функции УУР: выявление крупных поставщиков наркотиков, организация содействия с оперативными подразделениями исправительно-трудовых учреждений, со следствием, с другими государственными учреждениями и общественными организациями.

Так, в данный период времени практически полностью сформированы органы государственной власти, которые оказывают противодействие угрозе наркотиков, а также создаются первые правовые документы в этой области.

Современный этап (с 1991 г. по настоящее время). Данный период характерно выделяется тем, что в МВД СССР была создана целая система подразделений для борьбы с преступлениями в области теневого оборота наркотиков и психотропных веществ. Это направление пересекалось также с работой другой специализированной службы – Федеральной службы контрразведки России (ФСК России). Предложение объединить данные органы, было признано нецелесообразным.

В 1998 г. межведомственным приказом МВД, Государственного таможенного комитета России (ГТК России), Федеральной службы безопасности России (ФСБ России) и Федеральной пограничной службы России (ФПС России) был создан общий Центр межведомственного взаимодействия в области предотвращения теневого наркооборота при МВД России. Так, государство вновь, и на высоком уровне, попыталось усовершенствовать организационное и нормативное обеспечение органов по борьбе с наркопреступностью.

В 2003 г. в соответствии с указом президента РФ был создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ГНК России). В 2004 г. он был преобразован в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН России). Сформировано ядро высококвалифицированных сотрудников, его основу составили оперативные служащие из ФСБ и МВД России. Их работу обеспечивают специалисты других областей– экономисты, химики, педагоги, врачи, что позволяет эффективно выполнять широкий круг задач, которые стоят перед данной спецслужбой.

Контрабанда наркотиков представляет собой огромную опасность, как для общества, так и для государства. Злоупотребление наркотиками приводит к потере заработка, разрушенным семьям, огромные деньги идут на медицинское обслуживание. Из-за наркомании распространяются такие тяжелейшие заболевания, как ВИЧ, СПИД, гепатит.

Существует прямо-пропорциональная связь между употреблением наркотиков, ростом преступности и насилия. Наркокартели очень сильно пошатывают государственную власть и коррумпируют законный бизнес. Колоссален также и финансовый ущерб. Большие суммы денег идут на судебные системы, укрепление полиции, на программы лечения и реабилитации наркоманов. Не меньше ужасают и социальные издержки, которые также имеют место быть: во-первых, это уличная преступность, война между группировками, а во-вторых, это страх, упадок городов и разрушение многих жизней.

Для предотвращения такой проблемы, которая подрывает все сферы жизни общества, должны быть использованы самые эффективные способы и методы борьбы с контрабандой наркотиков. Например, по антинаркотической деятельности в сфере таможенных органов, эффективной считается та работа, связанная с обеспечением таможенных органов всеми необходимыми силами и средствами борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Речь идет, прежде всего, о создании высокотехнологичной информационной системы, об обустройстве таможенных постов и контрольно-пропускных пунктов на границе, а также развитии экспертно-криминалистических возможностей.

На международном уровне эффективный инструмент борьбы с контрабандой наркотиков в настоящее время - это совместное проведение такой специальной операции, которая получила название контролируемой поставки. Этот метод был разработан сотрудниками Интерпола в 70-х годах, как международная система скрытого полицейского контроля грузов, которые связаны с наркотическими средствами, из-за значительного роста контрабанды наркотиков.

Таким образом, не стоит забывать, что сегодняшний организованный преступный мир, который специализируется на контрабандных поставках наркотиков, периодически меняет свою тактику. В связи с этим сегодня особое внимание уделяется оперативно-аналитическим методам работы. А силы Федеральной таможенной службы РФ в большей степени направлены на улучшение оперативно-розыскной подготовки собственных сотрудников и обмен опытом в данной области с сотрудниками других российских и иностранных структур охраны правопорядка. [2]

Деятельность таможенных органов связанна не просто с реагированием на возникающие проблемы и преступления, а и с развитием деятельности «действуя на опережение», ведь если предупредить преступление, то можно избежать множества негативных последствий. Именно по этой причине значимая роль уделяется, прежде всего, профилактике правонарушений.

Список литературы:

  1. Мартынчик Е.Г., Илларионов Н.С., Зиняк М.Я. и др. Борьба с наркоманией: Проблемы и перспективы / отв. ред. Е.Г. Мартынчик; отд. философии и права АН Молдавской ССР. – Кишинев: Штиинца,1990, с. 219.
  2. Официальный сайт Центрального таможенного управления ФТС России. ‑ http://www.customs.ru/index.php