Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
12.04.2015

Логистические решения торгового предприятия в области закупок

Сысолятин Алексей Витальевич
кандидат экономических наук, доцент кафедра Маркетинга и стратегического планирования экономический факультет ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: в статье рассмотрена организация закупок в контексте  концепции торговой логистики на примере торгового предприятия регионального рынка продовольственных товаров, определены параметры поставок и партии завоза товаров.
Ключевые слова: торговля, логистика закупок, оптимальный размер заказа, выбор поставщика
Электронная версия
Скачать (308.6 Kb)

Актуальность логистики в существующем состоянии розничного рынка обусловлена нарастанием конкуренции среди торговых операторов и появлением новых форматов торговли. В результате этих процессов все больше внимания со стороны торговых предприятий отводится логистике как инструменту достижения конкурентных преимуществ [1].

ООО «Красногорский торговый дом» - это одна из крупнейших в г. Кирове оптово-розничная компания, специализирующаяся на торговле продовольственными товарами.

Поиском и выбором поставщиков на предприятии занимается отдел закупки. Для того, чтобы изучить поставщиков, а также их коммерческие предложения, заместителем директора ООО ТД «Красногорский» составляется собственная база данных потенциальных поставщиков [2].

При выборе поставщика ведется их изучение положительные и отрицательные стороны его деятельности, определяются более выгодные позиции для фирмы. При работе с поставщиками предприятие оценивает следующие возможности и угрозы:

Таблица 1 - Возможности и угрозы работы с поставщиками

Факторы взаимодействия

Положительные

Негативные

Налаженные хозяйственные связи

*

Длительные партнерские отношения (более 5 лет)

*

Отработанная ценовая политика (применение скидок, дифференцированных цен)

*

Возможность представлять фирму на рынке г. Кирова

*

Прямой выход поставщиков на внутренний рынок

*

Нарушение договора при поставках товаров

*

В сфере отношений с поставщиками для ТД «Красногорский» имеются как возможности, так и угрозы. Внутренний рынок является очень привлекательным для прямого выхода поставщиков, на сегодняшний день это основная угроза со стороны поставщиков товара. Выходом из данной ситуации для магазина может служить расширение ассортимента товаров, предоставляемых потребителям.

Таким образом, выбор поставщика является основой создания устойчивой базы снабжения магазина. Как правило, решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой продукции, условиям поставки продукции, цене и уровню обслуживания. Немаловажным при выборе поставщика является его техническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое положение и местонахождение, поэтому менеджеры ТД «Красногорский» обращаются к дополнительным источникам информации (СМИ, Интернет, специализированные издания, мнение конкурентов, покупателей).

Оценка поставщиков проводится по следующим направлениям:

1) отдел закупки уделяет внимание не только размеру прибыли, но и соблюдению сроков оплаты заказа. А это одно из первых условий в установлении партнерских договоров покупателя с поставщиками. Поэтому отдел закупки должен обладать информацией о всех потенциальных поставщиках и заключенных контрактах, чтобы впоследствии выделять средства в зависимости от требований договора.

2) если организация - покупатель является плательщиком НДС, то при выборе поставщика заключают договоры с теми из них, которые также являются плательщиками НДС с целью снижения налога на добавленную стоимость в бюджет.

В целях минимизации налоговых платежей по налогу на прибыль, при заключении договоров главный бухгалтер оценивает и предлагает формулировки заключаемого договора, чтобы они соответствовали интересам ТД «Красногорский» и требованиям НК РФ.

ТД «Красногорский» при работе с поставщиками использует модель АВС, которая базируется на законе Парето «20/80». Как правило, различают три группы поставщиков: поставщики типа А – это те, с которыми предприятие делает приблизительно 75 % оборота по конкретной группе товаров. Такой оборот дают примерно 5 % поставщиков, к ним относятся: ОАО «Кировский молочный комбинат», ОАО «Кировский маргариновый завод», ОАО «Кировский мясокомбинат», ОАО «Кировхлеб».

Поставщики типа В дают, как правило, 20 % оборота, к ним относятся: ОАО «Слободской мясокомбинат», ТД «Вятич» и другие.

Для С - поставщиков (их 75 %) оборот составляет приблизительно 5 %, к ним относятся ИП Шмакова В.Н., ООО «Гулан» и другие, доля которых в обороте составляет менее 5 %. С поставщиками типа А работа проводиться иначе, чем с поставщиками типа С. За счет концентраций усилий на А - поставщиках и А - товарах на предприятии экономится много времени.

При оценке потенциального поставщика необходимо ответить на следующие вопросы: способен ли данный поставщик удовлетворить полностью потребности заказчика в краткосрочном и долгосрочном периоде. Затем из первоначального списка потенциальных поставщиков исключаются те, которые не удовлетворяют покупателя.

При определении типа поставщика применяются следующие критерии:

- удаленность поставщика - при значительной удаленности возникают большие транспортные расходы, увеличивающие себестоимость товаров;

- качество и цена, соответствующие требованиям ТД «Красногорский»;

- удовлетворяющая форма оплаты товаров;

- подходящая для предприятия партия поставки, соответствующая требованиям упаковка.

Магазин «Красногорский» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у поставщиков - изготовителей, а основную часть бакалейных товаров магазин получает с главного склада ООО «Красногорский».

ООО «КТД» осуществляет свою торговую деятельность по договорам с поставщиками товаров чаще всего при условии централизованного завоза товаров, так как при этом эффективнее используется транспорт, рабочая сила, снижаются издержки обращения. Ритмичный завоз по графикам обеспечивает постоянство ассортимента, ускоряет товарооборачиваемость.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Нарушений в выполнении договоров поставки по вине поставщиков (несвоевременное заключение договоров, нарушение договорных обязательств по объему, ассортименту, качеству товаров, нарушения графиков завоза товаров и другим условиям поставки) за отчетный год не наблюдалось.

По каждому товару составляется график поставки на основании среднего товарооборота в днях. Представим данные в таблице 2.

Таблица 2- Расчет объема единовременного завоза товаров в магазине Красногорский» за 2014 год, тыс. руб. 

Товарные группы

Объем завоза в течение года, тыс. руб.

Частота завоза, завозов в год, раз

Частота завоза, завозов в месяц, раз

Плановый единовременный

завоз товаров, тыс. руб.

Хлеб и хлебобулочная продукция

5376,6

180

15

29,87

Молоко и кисломолочная продукция

6652,4

180

15

36,9

Жиры и майонезы

5012,0

120

10

41,8

Бакалея

8383,8

60

5

139,7

Кондитерские товары, чай кофе

10174,7

60

5

169,6

Вино и виноводочные изделия, соки, воды

20349,4

60

5

339,2

Овощи и фрукты

5610,4

72

6

77,9

Мясо, мясные полуфабрикаты, колбасы

15594,8

120

10

129,9

Рыба и рыботовары

9889,4

120

10

82,4

Кулинарные изделия

4061,1

180

15

22,6

Бытовая химия, товары для дома

3042,8

36

3

84,5

Итого

94147,4

-

-

-


В магазине существует централизованная и децентрализованная поставка товаров. Централизованный завоз товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок магазина в согласованные сроки, на основе договора поставки.

Децентрализованная поставка осуществляется со склада фирмы, транспортом предприятия. Поставка осуществляется также на основе заявки.

Проанализируем поставку товаров от поставщиков в соответствие с выбранным видом завоза и транспортом.

Таблица 3 – Характеристика поставки товаров на предприятие 

3.jpg

После организации хозяйственных связей с поставщиками товары поступают в магазин, где проводится приемка по количеству и качеству, при выявленных нарушениях, товар возвращается поставщику или осуществляется дополнительная поставка товара.

В заключение необходимо констатировать, что организация закупочной логистики в ООО «КТД», с учетом масштабов деятельности и имеющимся финансовым и кадровым потенциалом, удовлетворяет современным требованиям и достаточно эффективна.

Список литературы:

  1. Ковалев К. Ю., Уваров С. А., Щеглов П. Е. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. - СПб.: Питер, 2007. - 272 с.
  2. Сысолятин А.В. Выбор поставщика в закупочной деятельности торговой фирмы // Nauka-rastudent.ru. – 2014. – No. 12 (12-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/12/2256/