Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.04.2015

Особенности формирования стратегий выхода зарубежных компаний на российский рынок

Паршаков Кирилл Дмитриевич
Магистр 2 курс Кафедра теории и практики менеджмента, Институт Высшей Школы Экономики и Менеджмента Уральский Федеральный Университет, им. Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, РФ
Аннотация: В данной статье описывается, и исследуются поведение, стратегия и мотив входа на российский рынок компаний занимающихся люксовой одеждой.
Ключевые слова: зарубежные компании, российский рынок, люксовая одежда, стратегия
Электронная версия
Скачать (453.4 Kb)

Мотивы выхода иностранных производителей одежды на российский рынок.

Россия считается наиболее привлекательным розничным рынком, где развитие экономики ежегодно достигает более 4%.

Рынок одежды и обуви занимает второе место по объему среди рынков розничного сектора. Так, 36% российского люксового рынка занимает одежда. Кроме того, целевая аудитория составляет более 143 миллионов человек. Согласно оценкам одной из исследовательских компаний, российский рынок одежды и обуви в 2011 году составлял 56 млрд. долларов, при этом был спрогнозирован его рост на ближайшие несколько лет в среднем на 10%. В связи с этим, к 2014 году рынок должен увеличиться до 75 млрд. долларов. Следует отметить, что по динамике и размерам рынка товаров класса люкс, анализируя страны БРИК, Россия сдает позиции только перед Китаем.

Исследуя российский рынок высокой моды, необходимо отметить, что именно Москва наряду с Миланом, Лондоном и Парижем становится признанной столицей мировой моды. Количество представленных здесь брендов далеко не уступает Европе. В связи с этим, при дальнейшем анализе, мы будем оценивать рынок люксовой моды, который установился и масштабно развивается в главных мегаполисах России – Москве и Санкт-Петербурге.

По оценкам специалистов, более 100 000 жителей Москвы можно отнести к потребителям, способным купить себе люксовую продукцию. Так, в 2012 году было проведено исследование, оценивающее спрос российских покупателей на бренды класса люкс. В список самых востребованных компаний индустрии люксовой моды попали Chanel – 7 место, Louis Vuitton – 10, Dior – 14, Hermes – 15, Gucci – 24, Prada – 39.

Русские покупатели – самые излюбленные клиенты крупнейших брендов класса люкс. Но парадокс российского рынка люксовой продукции состоит в том, что цены на одинаковые товары в сравнении с Европой и Америкой значительно варьируются и превышают в два-три раза цены за рубежом, в связи с чем большая часть россиян совершают покупки за границей. Но, согласно прогнозам компании Esper Group, занимающейся оказанием услуг в индустрии моды, к 2014 году около 70% покупок люксовых товаров россиянами будет происходить на внутреннем рынке страны.

Такие прогнозы связаны на прямую с положительными показателями роста рынка люксовых товаров в России. Так, согласно исследованиям американской консалтинговой компании Bain&Co, прирост российского рынка за 2011 год составил 9%, а за 2012 год – 12%.

Но, для полного понимания всей картины, необходимо вернуться к первоначальным истокам, когда рынок люксовых товаров только начинал зарождаться в России. Изначально он сформировался в стране в начале девяностых и был разделен между тремя основными участниками. В те времена мировые производители дизайнерской одежды, часов и ювелирных украшений даже не думали о ведении бизнеса в России, в связи с этим дистрибьюторы с легкостью получали эксклюзивные права на продажу иностранной продукции.

Первой на рынок вышла компания Bosco di Ciliegi, сделавшая ставку на продажи премиум продукции, именно этот сегмент сейчас удерживает лидирующие позиции в общих продажах люксовой продукции и составляет 45%. За время работы на российском рынке в портфеле данной группы появилось около 80 монобрендовых торговых точек. Сейчас компания развивает мультибрендовые магазины.

Спустя два года, на рынке высокой моды в России появляется компания “ДжамильКо”, охватившая практически все сегменты люксовой продукции, завезя в страну бренды различные по стоимости.

Наконец, через год на российский рынок выходит компания Mercury. Заняв лидирующие позиции, она монополизировала рынок люксовых товаров. Mercury заключила с люксовыми международными компаниями специальные договоры, в соответствии с которыми, больше никому не позволялось торговать их товарами в Москве. Компания сама назначала величину наценки, которая всегда оказывалась больше общепринятой. Но новые тенденции и изменения на рынке стали причиной того, что именно компания Mercury из-за своего монополистического положения и отчетливого консерватизма начала стремительно терять своих клиентов. Мировые дома высокой моды стали самостоятельно осваиваться на российском рынке и утратили необходимость в посредниках.

Следует отметить, что на сегодняшний момент, наблюдается отчетливая тенденция открытия торговых точек без содействия партнеров. Образуются новые люксовые коридоры, выходы на рынки новоявленных брендов и расширяются магазины. Начинается уделяться особое внимание обслуживанию, сервису и комфорту потребителей.

Итак, одиннадцать лет назад компания Louis Vuitton стала первым мировым люксовым брендом, вышедшим на российский рынок и отказавшимся от своих посредников. Сперва дом моды открыл свой первый бутик в Столешниковом переулке, после чего в ГУМе, а затем и в регионах страны. Таким образом, на сегодняшний момент компанией представлены четыре магазина в России: два в Москве, один в Санкт-Петербурге и еще один в Екатеринбурге, который открылся только в 2009 году. Так, дела у компании в России идут довольно успешно, каждый год продажи возрастают на 15-20%.

Необходимо обозначить тот факт, что именно полулегальные пути или, как их еще называют - «серые схемы», которыми пользовались российские дистрибьюторы международных люксовых компаний, поставлявшие продукцию в нашу страну по невысоким ценам, стали одной из причин расторжения договоров с ними большого количества известных брендов. Разногласие в нормах управления таможенными делами привело к аннулированию контрактов многих мировых брендов с российскими дистрибьюторами.

Еще одним основанием для разрыва договоров и утраты эксклюзивных прав на продажи люксовых товаров стала контрафакция, которая продавалась посредниками смешанно с качественными оригинальными товарами. В связи с этим, к примеру, семь лет назад компания Chanel прекратила сотрудничество с дистрибьюторским холдингом Mercury, что значительно отразилось на его деятельности, ведь этот люксовый бренд составлял до 10% в обороте группы.

Однако, такой феномен оценивается достаточно положительно и является свидетельством того, что рынок стал более прозрачным и цивилизованным, исчезла необходимость в дистрибьюторах, тогда как, к примеру, на стремительно растущем рынке высокой моды в Китае существует значительная потребность в посредниках, в связи с тем, что все еще налагаются ограничения на деятельность зарубежных компаний внутри страны.

Список литературы:

  1. Васильева А., Издержки роскоши // Электронный портал «Kommersant.ru» www.kommersant.ru/pda/money.html?id=1927490.
  2. Официальный сайт Louis Vuitton, Электронный доступ: http://www.louisvuitton.eu/front/#/eng_E1/Stores.
  3. Рейтинг LuxurySociety “The Top 50 Most-Searched for Luxury Brands in Russia” 2012 года, Электронный доступ: http://luxurysociety.com/articles/2012/05/the-top-50-most-searched-for-luxury-brands-in-russia.
  4. «Россия выделена как ключевой рынок для развития Louis Vuitton» // Электронный портал РБК Daily, Электронный доступ: http://www.rbcdaily.ru/market/562949979038976.