Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.04.2015

Исследование предпочтений потребителей сгущенного молока на региональном рынке

Катаева Наталья Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента и маркетинга факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Россия
Аннотация: в статье дана краткая характеристика российского рынка сгущенных молочных продуктов, изучены предпочтения потребителей сгущенного молока в Кировской области. Для интерпретации результатов исследования использованы методы базового анализа данных маркетинговых исследований.
Ключевые слова: сгущенное молоко, потребительские предпочтения, маркетинговые исследования, базовый анализ
Электронная версия
Скачать (591.5 Kb)

Сгущённое молоко (разг. сгущёнка) - вид молочных консервов, концентрированное молоко с сахаром или (реже) без него. Долгое время выпускалось в жестяных консервных банках, однако в настоящее время встречается и в другой таре - стеклянных и пластиковых банках и т.д.

Российский рынок сгущенных молочных продуктов на протяжении последних лет развивается неравномерно. Объем производства сгущенных молочных продуктов в 2013 году сократился на 1,4% по сравнению с предыдущим годом и составил 860 178 тыс. усл. банок (рисунок 1). Лидером производства сгущенных молочных продуктов в 2013 году стал Центральный федеральный округ (доля около 53%) [1].

Средняя розничная цена на молоко сгущенное с сахаром, усл. банка весом 400 г. в 2013 году увеличилась на 10,4% к уровню прошлого года и составила 54,1 руб./усл. банку [1]. 

Рисунок – 1 Объемы производства сгущенных молочных продуктов в России [1]

Рисунок – 1 Объемы производства сгущенных молочных продуктов в России [1]

При производстве сгущенного молока прослеживается определенная сезонность (рисунок 2), больше всего сгущенного молока производится в летние месяцы.

Рисунок – 2 Объем российского производства сгущенных молочных продуктов, тыс. усл. банок [1]Рисунок – 2 Объем российского производства сгущенных молочных продуктов, тыс. усл. банок [1]

Рисунок – 2 Объем российского производства сгущенных молочных продуктов, тыс. усл. банок [1]

Исследование потребительских предпочтений на сгущённое молоко в Кировской области [2] проводилось с помощью метода анкетирования. Для анализа результатов исследования применялся базовый анализ.

В анкетировании принимали участие 68 человек. В возрасте 15-25 лет (55,88%), 26-39 лет (14,71%), 40-59 лет (23,53%), 60 и более лет (5,88%). Из них мужчин (29,41%) женщин (70,59%). В результате анкетирования было выявлено, что большинство потребителей покупают сгущённое молоко.

Большинство потребителей (44,12% приобретают сгущённое молоко несколько раз в месяц (рисунок 3), предпочтение отдается российским производителей сгущённого молока (70,59%) (рисунок 4).

Рисунок 3 - Динамика частоты покупок сгущённого молока

Рисунок 3 - Динамика частоты покупок сгущённого молока

Рисунок – 4 Динамика предпочтения потребителей производителей сгущённого молока
Рисунок – 4 Динамика предпочтения потребителей производителей сгущённого молока

Рисунок 5 - Динамика известности производителей сгущённого молока

Рисунок 5 - Динамика известности производителей сгущённого молока

Наиболее известным производителем сгущённого молока среди потребителей является МКК «Алексеевский (64,71%).

Рисунок 6 - Динамика известности марок сгущённого молока
Рисунок 6 - Динамика известности марок сгущённого молока

Самой популярной маркой среди потребителей является торговая марка «Густияр» (64,71%).

Большинство потребителей приобретают сгущённое молоко для всех членов семьи (73,53%). Покупатели предпочитают сгущённое молоко с добавлением сахара (61,76%) в жестяных банках (52,94%).

При выборе сгущённого молока потребители в первую очередь обращают внимание на срок годности (58,82%), а затем на состав продукта (55,88%).

Рисунок 7 - Динамика предпочтения производителя сгущённого молока

  Рисунок 7 - Динамика предпочтения производителя сгущённого молока

Наибольшее предпочтение потребители отдают продукции производителя сгущённого молока МКК «Алексеевский»(55,88%).

Реклама сгущённого молока оказывает небольшое влияние (47,06%) на потребителей при выборе продукта.

Рисунок 8 - Динамика средних затрат на сгущённое молоко

Рисунок 8 - Динамика средних затрат на сгущённое молоко

В среднем на покупку сгущённого молока потребители тратят 50-60 рублей (20,59%), при этом уровень доходов респондентов выше среднего.

Таким образом, при исследовании потребительских предпочтений на сгущённое молоко было выявлено, что большинство потребителей приобретают сгущённое молоко несколько раз в месяц. Наибольшее предпочтение потребители отдают продукции производителя сгущённого молока МКК «Алексеевский». При выборе сгущённого молока потребители в первую очередь обращают внимание на срок годности, а затем на состав продукта.

Список литературы:

  1. Рынок сгущенных молочных продуктов. Текущая ситуация и прогноз 2014-2018 гг. [Электронный ресурс]: http://alto-group.ru/otchot/marketing/240-obzor-rossijskogo-rynka-sgushhennyx-molochnyx-produktov-noyabr-2013-g.html (дата обращения 10.04.2015).
  2. Маракулина И.В. Особенности потребительского поведения в Кировской области [Электронный ресурс]: Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 9. С. 36-40. (дата обращения 15.04.2015).