Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.04.2015

Налоговый менеджмент компании во внешнеэкономической деятельности: проблемы правового обеспечения

Савицкая Дарья Дмитриевна
магистрант факультета «Налоги и налогообложение» Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье излагаются проблемы правового регулирования внешнеэкономической деятельности российской организации и их важность для налоговых менеджеров в современных условиях мировой и российской экономики. Статья затрагивает изменения в междуародном налоговом планировании, различные таможенные/межстрановые/валютные союзы, а также налоговые последствия политических решений в 2014 году.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность компании, налоговый менеджмент, налогообложение экспортно-импортных операций, таможенное регулирование, Таможенный союз, валютный контроль, международное налогообложение, экономические санкции
Электронная версия
Скачать (529.4 Kb)

Налоговый менеджмент – это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Налоговый менеджмент призван регулировать проблемы управления отношениями налогоплательщиков с государством в момент столкновения их интересов, возникающих по поводу уплаты налогов.

Налоговый менеджмент компании – это целенаправленная деятельность хозяйствующих субъектов по управлению налоговыми потоками для достижения целей самого хозяйствующего субъекта, в т.ч. максимизации благосостояния собственников, в условиях действующего законодательства, стратегии развития субъекта и текущего состояния экономики.

Для управления входящими и исходящими налоговыми потоками компании (налоговой составляющей финансовых ресурсов организации) необходимо совершать специализированные управленческие воздействия. Среди них можно выделить следующие:

1. Разработка налоговой стратегии и налоговой политики.

2. Методология налогообложения.

3. Налоговое прогнозирование и планирование;

4. Организация налогового процесса;

5. Налоговый учет;

6. Контроль и регулирование налогообложения компании;

7. Анализ налогообложения;

Подчеркнем, что функции налогового менеджмента приобретают специфичность не только в силу особенности объекта воздействия или самого воздействия, но и в силу сферы их применения: отраслевого подхода.

В этой связи представляется важным рассмотрение налогового менеджмента в сфере внешнеэкономической деятельности, его информационно-правового обеспечения.

Налогообложение внешнеэкономической деятельности характеризуется обширным «налоговым полем», поскольку в данном случае возникают объекты для начисления не только различных налогов – налога на добавленную стоимость, акцизов при пересечении границы Таможенного союза, но и появляются обязанности по уплате таможенных пошлин и таможенных сборов. Соответствующие нормативно-правовые акты в силу новизны Таможенного Союза нуждаются в методологическом осмыслении, структуризации.

В условиях возросшего социально-экономического значения внешнеэкономической деятельности для России особое значение приобретают таможенная политика, таможенно-тарифный и нетарифный механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности, существующее валютное регулирование, положения законодательства о налогах и сборах и международные соглашения.

Правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на данный момент представляют собой еще не устоявшийся комплекс нормативно-правовых актов. Причиной такой нестабильности является разнонаправленность политики государства в совершенствования таможенного законодательства. Так, можно выделить 3 направления:

  • Первое направление - совершенствование таможенного нормативно-правового регулирования связано со сближением таможенного дела Российской Федерации с общепринятыми нормами и практикой. В этом случае особое значение приобретает создание и усовершенствование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
  • Второе направление связано с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья. Примером действия в данном направлении является подписание Договора о зоне свободной торговли (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) между государствами-участниками Содружества Независимых Государств, а также создание в 2010 году Таможенного союза трех стран (России, Беларуси, Казахстана).

В рамках работы Таможенного союза предусматривается создание благоприятных условий для международной интеграции национальных экономик, расширение рынков сбыта национальной продукции, дальнейшего формирования единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

Однако в силу экономических особенностей каждой страны-участницы Таможенного союза невозможно добиться полного равенства условий деятельности для компании-резидента и нерезидента любой страны в рамках Таможенного Союза.

Так, например, согласно Решению «О едином нетарифном регулировании Таможенного Союза» утверждается единый перечень товаров, к которым применяются методы нетарифного регулирования. Кроме того факта, что единый перечень товаров никогда не может быть постоянным документом по объективным причинам, возможно включение в данный список конкретного товара по обоснованному требованию члена-государства и утверждению комиссии Таможенного союза.

  • Третье направление – это участие России в международных торгово-таможенных организациях, таких как Всемирная торговая организация и Всемирная таможенная организация. В рамках этого направления важнейшим этапом стало присоединение России в 2012 году к Всемирной торговой организации, наблюдателем в которой Российская Федерация состояла более десяти лет. С этого момента таможенно-тарифная политика страны должна формироваться в первую очередь с учетом требований международных таможенных конвенций и рекомендательных документов по таможенно-правовым вопросам ВТО.

В рамках третьего направления предусматривается изменение соглашений Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, касающихся единых мер нетарифного регулирования внешней торговли. С учетом того, что решение большинства вопросов внешнеторговой и иной внешнеэкономической деятельности государства-участники Таможенного союза передали на наднациональный уровень, реализация Россией обязательств перед ВТО в значительной мере будет осуществлять на уровне Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Немаловажную роль в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности играют правовые основы регулирования валютных операций субъектов хозяйственной деятельности.

Особым направлением валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Указанный вид контроля осуществляется по следующим основным направлениям:

    • Определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них лицензий;
    • Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
    • Проверка обоснованности платежей в валюте;
    • Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Отметим, что в дополнение к существующей системе электронного документооборота между банками и Федеральной таможенной службой (ФТС) России таможенными органами делаются предложения по расширению информационной базы, доступной к использованию.

В частности, к уже используемой центральной базе данных электронных копий деклараций на товары предполагается добавить информационные ресурсы, содержащие[2]:

    • Электронные копии ведомостей банковского контроля и паспортов сделок, получаемые ФТС России от Банка России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2006г.;
    • Электронные копии учетных документов валютного контроля, содержащие результаты проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности норм и правил валютного законодательства.

В данном случае организациям-участникам внешнеэкономической деятельности рекомендуется осуществлять постоянный мониторинг не только изменений валютного законодательства, но и находиться в постоянном взаимодействии с таможенными органами и с банками, в которых у организации открыты расчетные счета.

Кроме того, необходимо отметить, что с образованием Таможенного союза валютный контроль приобрел новую специфику [3], поскольку в данном случае, его можно рассматривать как деятельность таможенных органов и банков по контролю за перемещением валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг через таможенную границу государств-членов Таможенного союза. Отсутствие таможенного оформления на территории Таможенного союза и последующая отмена таможенного контроля на внутренних границах государств-участников союза не освобождают участников внешнеэкономической деятельности от соблюдения требования валютного законодательства Российской Федерации.

При формировании правового обеспечения налогового менеджмента компании, необходимо учитывать фактор структуры издержек налогообложения компании-участника внешнеэкономической деятельности, зависящий от конкретного осуществляемого вида внешнеэкономической деятельности.

В случае преобладания внешнеторговой деятельности, у компании-участника внешнеэкономической деятельности формируются обязательства по российскому законодательству о налогах и сборах по исчислению и уплате косвенных налогов: налог на добавленную стоимость и акцизы по экспортно-импортным операциям, таможенные пошлины и сборы. Несмотря на косвенный характер перечисленных налоговых платежей, они оказывают влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности компании. Прежде всего, по причине того, что при уплате налогов по экспортно-импортным операциям отвлекаются существенные размеры собственные оборотных средств от основной деятельности.

Другая форма внешнеэкономической деятельности – инвестиционная – приводит к возникновению налоговых обязательств по исчислению и уплате налога с доходов, полученных российской компанией в своей стране и за рубежом. В этой связи необходимо обратить внимание, что определение налоговых обязательств требует грамотного применения норм по избежанию международного двойного налогообложения.

Существование двойного международного налогообложения является препятствием для процессов глобализации, большинство государств пытаются решить указанную проблему, используя два метода – заключение двусторонних международных соглашений об избежании двойного налогообложения или изменение норм внутреннего законодательства о налогах и сборах, элиминирующее негативные последствия двойного налогообложения.

Для российских компаний характерно усложнение хозяйственных связей, стремление увеличить прибыльность предпринимательской деятельности за счет сокращения издержек, в том числе и налоговых, что влечет за собой необходимость в повышении эффективности и качества менеджмента компании, в том числе и международных аспектов налогового менеджмента.

Компаниям целесообразно отслеживать общие тенденции мирового сообщества в вопросах международного налогообложения. Некоторые законодательные акты могут кардинально поменять существующую парадигму. Яркий пример - принятие в США Закона о зарубежных счетах – Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), согласно которому финансовые организации по всему миру должны раскрывать сведения о счетах частных американских налогоплательщиков и компаний, которые контролируются американцами прямо или косвенно на 10% и более, несоблюдение которого грозит удержанием 30%-го сбора с любых транзакций, проходящих через США, и закрытие счетов в американских финансовых учреждениях [4].

Важный вывод, которым следует руководствоваться налоговым менеджерам, специализующимся на налогообложении ВЭД, состоит в том, что глобальные изменения в международных нормах, регулирующих налогообложение, влекут за собой последовательное изменение национального законодательства.

Так, Российской Федерацией поддержан мировой курс на деофшоризацию экономики, в рамках которого вводится в действие план борьбы с эрозией налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profits Shifting) – проект BEPS. В результате уже принят закон о контролируемых иностранных компаниях, в которых регламентируется понятие «налоговый резидент» для юридического лица, а также отражены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний [6].

Специалистам, занимающимся налоговым менеджментом в компании, ведущей внешнеэкономическую деятельность, необходимо также учитывать налоговые риски, возникающие из-за проблем правового обеспечения. В частности, введение экономических санкций влияет на изменение таможенного законодательства, вводятся квоты, меняются ставки таможенных тарифов. Всё это отражается на налоговых последствиях внешнеторговой деятельности компании.

Наглядным примером понесенных российскими компаниями убытков в связи с резким изменением нормативно-правового регулирования деятельности стала ситуация с введением ответных эконоимческих санкций 7 августа 2014 Постановлением Правительства Российской Федерации № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

В результате, по данным ФТС России, за сентябрь 2014 на 0,2% снизилась доля во внешнеторговом обороте Российской Федерации со странами ЕС и возросла на 0,1% соответственно со странами АТЭС и ЕврАзЭС.

Таблица 1. Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран (миллионов долларов США) [5]: 

1.png

Понесенные российскими компаниями убытки в виде потери предоплаченных товаров повлекли за собой проблемы для организаций с точки зрения регулирования валютных операций (необходимость закрытия паспортов сделок, предоставление объяснений российским банкам и пр.). Кроме того, компании потеряли постоянных поставщиков, в результате чего появилась необходимость поиска новых (а, соответственно, и финансовые затраты на данный процесс). В результате запрета на ввоз определенных товаров усложнилось таможенное регулирование в рамках Таможенного союза. Теперь остальным странам-участницам необходимо соблюдать требования Российской Федерации и не допускать «оседания» на территории России транзитных товаров.

В заключение отметим, что правовое регулирование внешнеэкономической деятельности российской компании базируется на применении норм национального законодательства и международных правовых норм, является комплексным. Применение отдельных норм вызывает правовые коллизии, возникающие в ответ на несогласованность существующих и вновь вводимых нормативно-правовых актов. Кроме того, целесообразно отслеживать общие тенденции в правовом регулировании внешнеэкономической деятельности, поскольку, как показывает практика, правовые нормы подвержены изменениям в ответ на текущую внешнеэкономическую и политическую ситуацию.

Список литературы:

  1. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В.. Налоговый менеджмент. Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». – 2012.
  2. Зыбина Е.В. Совершенствование технологий валютного контроля// Транспортное дело России. - 2013. - № 3. - С. 110-113.
  3. Матвеев М.М. Валютное регулирование и валютный контроль в условиях таможенного союза // Экономика, предпринимательство и право. — 2013. — № 3 (20). — c. 35-44.// [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.creativeconomy.ru/articles/30335/
  4. Полежарова Л.В. Деофшоризация российской экономики // Экономика. Налоги. Право. - №2/2014. - С. 100-105.
  5. Федеральная Таможенная Служба России //[Электронный ресурс] Режим доступа http://www.customs.ru/
  6. Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" // "Российская газета", N 272, 28.11.2014.