Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.04.2015

Оценка конкурентной среды регионального рынка спортивного питания

Сысолятин Алексей Витальевич
кандидат экономических наук, доцент кафедра Маркетинга и стратегического планирования экономический факультет ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: в статье рассматривается конкурентное окружение регионального рынка спортивного питания, проведена оценка конкурентоспособности компаний, построена конкурентная карта рынка. По результатам исследования даны рекомендации по развитию бизнеса на базе устойчивых конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: спортивное питание, конкуренция, рынок
Электронная версия
Скачать (454.3 Kb)

Подъем интереса к здоровому образу жизни обусловило развитие бизнеса спортивного питания, возникновение широкой сети специализированных магазинов, ассортимент изделий в которых постоянно растет.

Спортивное питание представляет собой специализированные пищевые продукты и биологически активные добавки (БАД), в которых в концентрированном виде содержатся все необходимые пищевые компоненты, многие из которых обладают эргогенным действием, т. е. способствуют значительному повышению физической работоспособности человека [2].

На сегодняшний день на рынке спортивного питания в г. Кирове существует немного организаций занимающихся реализацией данной продукции.

Основными прямыми конкурентами ООО «Фаворит» выступают:

1. Сеть магазинов «Гордей» - данная фирма является уже давно устоявшейся на рынке Кирова по продаже спортивного питания. Обладает множеством положительных качеств и преимуществ по отношению к конкурентам. К покупателям осуществляет достаточно серьезный подход. Имеет широкий ассортимент товаров, возможность заказа и быстрой доставки спортивного питания в короткие сроки.

2. Магазин «Геркулес» - магазин с хорошим месторасположением, достаточно устоявшийся на данном рынке, имеет хороший ассортимент часто необходимых товаров. Данная фирма хорошо себя зарекомендовала среди покупателей, имеет наиболее опытный персонал.

3. Магазин «Стимул» - имеет относительно хорошее месторасположение, так как находится вблизи спортивного зала «Стимул» и СК «Прогресс». Имеется хороший ассортимент. Недостатками являются плохая репутация в последствии нескольких инцидентов по отношению персонала магазина к покупателям.

К косвенным конкурентам относятся:

1.Аптеки – имеется небольшой ассортимент в основном отечественных БАДов, минеральных комплексов и витаминов. Данные товары могут быть достаточно низкого качества, но по высоким ценам.

2.Интернет магазины – имеется большой ассортимент, как по низким, так и по средним продажным ценам. Недостатками является: отсутствие консультации, а также гарантии качества на все виды товаров.

Сравнительная характеристика конкурентов приведена в таблице 1. Для более полного сравнения приведем все показатели к единой форме, оценив каждый из параметров по 100 бальной шкале.

На основе данных таблицы по основным показателям конкурентов, можно сделать вывод, что такие фирмы как «Гордей» и «Геркулес» являются наиболее конкурентоспособными. Они выглядят более предпочтительно практически по всем показателям: в удобном и выгодном месторасположении, в широком ассортименте товаров, в сложившейся репутации в связи с успешной и длительной работой с покупателями, а так же данные фирмы могут похвастаться хорошим сервисом доставки.

Таблица 2 – Оценка конкурентоспособности операторов рынка спортивного питания г. Кирова 

Параметры сравнения

Магазин

«Фаворит»

Магазин «Гордей»

Магазин

«Геркулес»

Магазин

«Стимул»

Месторасположение

удобное

удобное

удобное

удобное

Ассортимент товаров

большой

большой

средний

средний

Цены

средние и низкие

средние

высокие

средние и низкие

Качество

обслуживания

высокое

высокое

среднее и высокое

низкое

Ориентация на

покупателя

специализированная

специализированная

специализированная

специализированная

Репутация

нет

отличная

хорошая

средняя

Скидки

скидки до 10 %

скидка 5% постоянным клиентам

скидка 5% постоянным клиентам, золотая карта 10%

нет

Дополнительные

услуги

услуги тренера-диетолога

доставка

доставка

нет

Качество товара

высокое

высокое

высокое

среднее


Далее для оценки позиции магазина «Фаворит» составим конкурентную карту рынка.

Конкурентная карта рынка строится, исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-ой группы (лидеры рынка с быстороулучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым – аутсайдеры рынка с быстроухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа) [1].

Для нахождения доли каждой фирмы рассмотрим объем товарооборота предприятий-конкурентов по группе товаров «Протеины» (Таблица 2).

Таблица 2 – Матрица конкурентной карты рынка по товарной группе «Протеины»

Рыночная доля

Темп прироста

Лидеры рынка

Предприятия с сильной конкурентной позицией

Предприятия со слабой конкурентной позицией

Аутсайдеры рынка

20,68%… 21,49%

12,5%… 20,68%

10,03%… 12,5%

1,83%… 10,03%

Предприятия с быстро растущей конкурентной позицией [7,7%…11,9%]

«Гордей»

Предпри­ятия с улучшающейся конкурент­ной позицией [4,02%…7,7%]

«Фаворит»

Предприятия с ухудшающейся кон­курентной позицией [0,2%…4,02%]

«Стимул»

Предприятия с бы­стро ухудшающейся конкурентной по­зицией [-3,6%…0,2%]

«Геркулес»


Построение конкурентной карты рынка показало, что исходя из потенциальной доли рынка компания «Фаворит» сможет занять сильную конкурентную позицию на рынке. Основными конкурентными преимуществами компании в перспективе должны стать специализированный подход к покупателям, выгодное месторасположение, высокое качество обслуживания, предоставление сопутствующих услуг. Необходимо развитие положительной репутации фирмы за счет активной маркетинговой и рекламной деятельности.

Список литературы:

  1. Березина Е.А. Диагностика конкурентной среды оптового рынка шоколадных кондитерских изделий Кировской области // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 13 (013-2015) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/13/2396/ (дата обращения: 28.04.2015).
  2. Волков, Н.И. Эргогенные эффекты спортивного питания / Н.И. Волков, В.И. Олейников. – Москва: Советский спорт, 2012. – 99 с.