Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.04.2015

Прогнозирование емкости рынка и спроса на услуги станции технического обслуживания автомобилей

Сысолятин Алексей Витальевич
кандидат экономических наук, доцент кафедра Маркетинга и стратегического планирования экономический факультет ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: в статье рассматривается модель прогнозирования спроса для организаций по техническому ремонту и обслуживанию автомобилей, приводится алгоритм действий, обосновывается необходимость маркетингового анализа факторов формирования спроса.
Ключевые слова: спрос, прогноз, техническое обслуживание, маркетинговый анализ, автомобили
Электронная версия
Скачать (510.5 Kb)

Станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) являются главным звеном системы автосервиса, предоставляя широкий спектр услуг начиная от ремонта и обслуживания автомобилей до продажи запасных частей и автомобильных принадлежностей. При оценке проектных решений СТОА в условиях активного рынка уместна скорректированная система методик предварительной оценки, анализа и расчетов показателей исследуемой СТОА.

Практика показывает, что спрос на автосервисные услуги носит случайный характер. Поэтому вопрос прогнозирования спроса на услуги автосервиса является для СТО очень важным и требует маркетинговых исследований и анализа полученных данных.

Анализ объема сферы обслуживания легковых автомобилей сводится к следующему:

а) в районе в исходный момент времени t0 (рисунок 1) имеется автомобильный парк определенного размера (точка 1), который диктует исходя из его конструкции, технических условий, возраста, условий эксплуатации и других факторов некоторый объем (потребность) в услугах по ТО, ремонту и другим видам работ (точка 2); 

Рисунок  1  −  Схема  прогнозирования  изменения  размера  парка  автомобилей

А − кривая прогноза изменения размера парка автомобилей;
Б − кривая прогноза изменения необходимого объема сервисных услуг в районе;
В − кривая прогноза изменения фактического объема сервисных услуг в районе;
t0 − исходный момент вре­мени;
t1 − окончание периода краткосроч­ного прогноза;
t2 − окончание периода среднесрочного прогноза;
∆ − предполагаемый разрыв

Рисунок 1 − Схема прогнозирования изменения размера парка автомобилей, необходимого и фактического объемов услуг сервисной системы 

б) потребность в услугах по техническому обслуживанию и ремонту частично (или полностью) покрывается существующей сетью сервисных организаций (точка 3), причем, какая-то часть автомобильного парка (или определенная номенклатура услуг) может обслуживаться (выполняться) в других районах или силами самих владельцев автотранспортных средств;

в) приведенная ситуация не является стабильной, так как в перспективе:

1) растет парк автомобилей (кривая А) и необходимый объем услуг (кривая Б);

2) увеличиваются мощности (за счет расширения, реконструкции, технического перевооружения), существовавшей в исходный момент времени t0, сети организаций (кривая В);

г) чтобы определить необходимость в данном районе сервисной организации, следует оценить предполагаемый разрыв ∆ к моменту времени t1, между необходимым объемом услуг (точка 5) и тем объемом, который может обеспечить существующие мощности системы сервисных организаций при ее модернизации (точка 6);

д) сложность данной задачи состоит в прогнозировании потенциальных потребностей и фактических возможностей существующей сети сервисных организаций;

е) задача решается следующим образом:

1) размер парка автомобилей в районе (кривая А) прогнозируется с учетом динамики его развития в прошлом, состояния в настоящем и показателей насыщения автомобилями населения в будущем;

2) размер потребных услуг (кривая Б) прогнозируется на основании роста размера парка, изменений интенсивности и условий эксплуатации, технического уровня парка, доли потенциальных услуг, удовлетворяемых существующей сетью сервисных организаций района;

3) потенциальная возможность существующей сети сервисных организаций района может оцениваться как экспертно, так и детальной проработкой возможностей роста пропускной способности действующих организаций (за счет расширения, многосменной работы, механизации, повышения квалификации персонала и т. п.);

4) продолжительность времени t1−t0 в оценке прогнозируемых показателей (спроса на услуги) определяется продолжительностью создания и согласования проектно-разрешительной документации, строительством и вводом в действие новго подразделения (участка) организации;

5) продолжительность времени t2−t0 при прогнозировании размера парка для получения более устойчивых результатов должна составлять не менее 5 лет [1].

Особенную важность для целей повышения конкурентоспособности СТО имеет маркетинговый анализ рынка автосервисных услуг, основным предметом изучения которого является определение потребностей и запросов клиентов.

Задача маркетингового исследования и анализа расширения исследуемой организации автосервиса сводится к следующему: в заданном районе для обслуживания и ремонта легковых автомобилей имеется ряд автосервисных организаций, предоставляющих одинаковые услуги; требуется провести оценку возможности развития еще одной СТОА (оценку увеличения спектра предоставляемых ее услуг), при условии, что услуги автосервиса будут востребованы сегодня в долгосрочной перспективе.

Маркетинговый анализ спроса на услуги автосервиса в районе исследования можно представить поэтапно:

1. Определение основных параметров, характеризующих потребность района в услугах автосервиса;

2. Оценка реального спроса на услуги автосервиса с помощью методов маркетинговых исследований;

3. Прогнозирование динамики изменения и расчет потенциального спроса на услуги автосервиса в районе (рисунок 2). 

Рисунок 2 – Алгоритм прогнозирования спроса населения на услуги автосервиса

Рисунок 2 – Алгоритм прогнозирования спроса населения на услуги автосервиса

Результаты прогнозирования спроса используются: во-первых, для разработки стратегического плана развития компании на рынке автосервисных услуг на основе научного подхода, позволяющего сориентироваться в выборе целей; во-вторых, для технико-экономического обоснования проекта по организации СТО.

Таким образом, от уровня и качества прогнозирования спроса на услуги автосервиса во многом зависит уровень конкурентоспособности СТО, обеспечивающий привлекательность данных услуг для конкретного заказчика.

Список литературы:

  1. Вараксин, В. И., Шилин, В. В., Созонтов, А. В. Особенности технологического расчета станций технического обслуживания: Методическое пособие к практическим занятиям для студентов инженерного факультета [Текст]. − Киров: Вятская ГСХА, 2012. − 56 с.