Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.04.2015

Исследование предпочтений потребителей слабоалкогольных напитков на региональном рынке

Катаева Наталья Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента и маркетинга факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Россия
Аннотация: в статье рассмотрены основные тенденции российского рынка различных видов алкогольной продукции; проведено исследование потребительских предпочтений на слабоалкогольную продукцию на региональном рынке с помощью метода анкетирования.
Ключевые слова: алкогольная продукция, потребительские предпочтения, анкетирование
Электронная версия
Скачать (637.4 Kb)

В России в последние годы объёмы производства практически всех алкогольных напитков сократились, что является положительной тенденцией (рисунки 1-3). Больше всего в России производится и продается пива (более 800 млн. дкл в 2014 г.), на втором месте по объемам производства водка (около 67 млн. дкл), на последнем месте слабоалкогольные напитки (17 млн. дкл в 2013 г.). Это может быть обусловлено политикой государства в отношении иногда неумеренного потребления россиянами алкогольной продукции [1].

Рисунок 1- Объемы производства пива  в России  [1]
Рисунок 1- Объемы производства пива в России [1]

Рисунок 2- Объемы производства водки  в России [1]

Рисунок 2- Объемы производства водки в России [1]

Рисунок 3- Объемы производства слабоалкогольных напитков в России [1]
Рисунок 3- Объемы производства слабоалкогольных напитков в России [1]

В России пытаются развивать культура потребления алкогольных напитков. Особенно это актуально после присоединения Крыма, где большое количество винодельческих предприятий, производящих слабоалкогольную продукцию.

В 2014 году в России было произведено слабоалкогольной продукции меньше на 35,3 % по сравнению с 2013 г., что составило 17 152,5 тыс. дкл (рисунок 3). Лидером производства слабоалкогольных напитков в 2014 год стал Центральный федеральный округ с долей около 87,2%.

В течение 2012-2015 гг. средние отпускные цены производителей на вина плодовые увеличились с 534,4 руб./дкл. до 598,2 руб./дкл (на 12%).

Рисунок 4 - Динамика объема российского производства слабоалкогольных напитков по месяцам в 2014 г. [1]

Рисунок 4 - Динамика объема российского производства слабоалкогольных напитков по месяцам в 2014 г. [1]

Как известно, производство вина, в отличие от его потребления, носит сезонный характер (рисунок 4), наибольшие объёмы производства наблюдаются в летние месяцы, когда созревает виноград.

Исследование на рынке Кировской области проводилось с целью выявления потребительских предпочтений относительно винных изделий [2]. Метод проведения исследования: интервьюирование; метод сбора данных: анкетирование; форма для сбора данных: анкета. Объем выборки определен с помощью процентных величин, структура выборки: 37% мужчин, 63% женщин. Средний возраст респондентов 19-24 года.

В ходе исследования потребительских предпочтений на винные изделия было выявлено, что большая часть респондентов покупает и употребляет вино (рисунок 5). 

Рисунок 5- Потребительский спрос на вино

Рисунок 5- Потребительский спрос на вино

Выявлено что большинство потребителей приобретают вино чаще по праздникам чем в обычные дни (рисунок 6).

Рисунок 6- Частота покупки вина

Рисунок 6 - Частота покупки вина

Наибольшее количество опрошенных предпочитают вино импортных производителей (рисунок 7). 

Рисунок 7- Предпочтение потребителей относительно происхождения  вина

Рисунок 7- Предпочтение потребителей относительно происхождения вина

Выявлено, что красное вино пользуется наибольшим спросом, чем белое (рисунок 8). 

Выявлено, что красное вино пользуется наибольшим спросом, чем белое (рисунок 8).

Рисунок 8- Предпочтение покупателей на вино

Большинство потребителей предпочитают вино в бутылках (рисунок 9). 

Рисунок 9- Предпочтение потребителей к упаковке вина

Рисунок 9- Предпочтение потребителей к упаковке вина

В большинстве случаев вино приобретают женщины, чем мужчины (Рисунок 10), а студенты и рабочие составляют основную группу покупателей вина. 

Рисунок 10-  Демографические характеристики потребителей вина

Рисунок 10 - Демографические характеристики потребителей вина

При исследовании потребительских предпочтений на винные изделия было выявлено, что наиболее известными на региональном рынке странами-производителями вина являются: Франция, Италия, Россия, Грузия. Так же наиболее известными марками вина являются такие как: Сакура, Акура, Когор, Каберне, Вина Кубани, Изабелла. Большая часть потребителей приобретают вино для себя. Потребители не выделяют особого предпочтения между сухим и полусухим вином, но при этом больше склоняются к сладким винам, чем полусладким. В основном за одну покупку приобретается не более 1-2 бутылок вина. Покупатели считают, что на срок годности вина в настоящее время нужно обращать внимание. В среднем за одну покупку вина респонденты тратят 300-600 рублей. Выявлено что люди с доходом менее 11 000 рублей приобретают вино чаще, чем люди с более высоким доходом, хотя научные исследования доказали обратное.

Список литературы: 

  1. Рынок слабоалкогольных напитков. Текущая ситуация и прогноз 2015-2019 гг. [Электронный ресурс]: http://alto-group.ru/otchot/marketing/292-rynok-slaboalkogolnyx-napitkov-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2014-2018-gg.html (дата обращения 25.04.2015).
  2. Катаева Н.Н. Оценка конкурентоспособности алкогольной продукции // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – No. 13 (013-2015) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/13/2392/