Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.04.2015

Специфические характеристики педагогической культуры сотрудников пенитенциарных учреждений

Гагиева Лиана Албековна
соискатель кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия
Аннотация: В основе педагогической культуры сотрудника УИС лежит высокий уровень сформированности его духовно-нравственных качеств личности, культурологическое мировоззрение, диалектическое сознание. Проявление сотрудником пенитенциарного учреждения творческого подхода в профессиональной деятельности обусловлено совокупностью развитых качеств, прежде всего, профессиональных и психолого-педагогических знаний и умений, творческого мышления, педагогических способностей. Не менее существенны способности профессионального обучения и воспитания подчиненных, осознание ответственности за педагогические последствия принимаемых решений, педагогическое лидерство и др.
Ключевые слова: пенитенциарная педагогика, педагогическая культура сотрудника пенитенциарного учреждения, нравственно-правовые ценности, профессиональное становление, профессионально-педагогическое мастерство
Электронная версия
Скачать (517.4 Kb)

Сложный характер задач, решаемых уголовно-исполнительной системой России, предъявляет исключительно высокие требования к профессиональным качествам сотрудников пенитенциарных учреждений. При этом испытывается острая потребность в научно-педагогическом обеспечении совокупности соответствующих профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих решать профессиональные задачи на высоком компетентном уровне. Требует разрешения также противоречие между необходимостью педагогического осмысления профессиональной культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС) как регулятора человеческих отношений, поведения и мыслей наряду с законодательно-правовыми требованиями и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы в практике пенитенциарных учреждений.

Таким образом, проблема формирования педагогической культуры сотрудников пенитенциарных учреждений, как важнейшей составляющей их профессиональной компетентности, является на современном этапе одной из наиболее значимых и востребованных, требующей дальнейшего осмысления ряда педагогических феноменов, составляющих структуру, содержание и модель реализации педагогической культуры в условиях пенитенциарных учреждений. Вот почему одной из основных задач, стоящих перед администрацией правоохранительных органов, – создание необходимых условий для формирования правовой, нравственной и педагогической культуры сотрудников УИС.

Вышесказанное позволяет нам утверждать, что современный сотрудник пенитенциарной системы для успешной профессиональной деятельности в условиях исправительных учреждений должен иметь качественную педагогическую и психологическую подготовку, обладать высокой педагогической культурой, которая выражает функциональный уровень сформированности общей профессиональной культуры сотрудника. Для компетентного решения практических задач ему необходимо овладеть широкими научными знаниями (Л.А. Гагиева), умениями и навыками в области пенитенциарной педагогики и психологии, среди которых: формирование нравственно-правовых ценностей на основе собственных оценок, знаний, поступков; развитие способности к результативной профессиональной коммуникации, в самоутверждении в основных сферах социальной жизни; формирование интересов, связанных с профессиональной направленностью; приобретение нравственно-правового, социального опыта и т.д. [4, с. 57-59].

Данную идею подчеркивают и ученые, занимающиеся проблемами использования педагогического потенциала для развития профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел (П.Е. Суслонов, Н.У. ярычев, ); формирования у них профессиональной этики (С.Г. Банных, Е.В. Зарубина, Ю.К. Саранчин,); повышения коммуникативных способностей для более успешного осуществления своей профессиональной деятельности и активной жизненной позиции (К.Л. Лебедева, B.В. Текучев); формирования нравственно-правовой и педагогической культуры (О.Г. Кутеева, В.Г. Самарин); формирования коллективистических отношений у сотрудников пенитенциарных учреждений (М.О. Ашурова, Н.Г. Бублий [3, с. 14], Л.П. Гадзаова [5, с. 162-167], З.К. Каргиева [5, с. 162-167], И.М. Розова) и т.д.

Педагогическая наука, по мнению перечисленных ученых, дает ответ на вопрос об особенностях работы по нравственному воспитанию, специфике нравственных знаний, необходимых сотрудникам УИС в жизни, и о создании таких условий, при которых эти знания найдут свое практическое применение и будут способствовать формированию убежденности в истинности и незыблемости следования общечеловеческой морали.

B.В. Текучев, исследуя роль коммуникативных способностей в формировании активной жизненной позиции у сотрудников пенитенциарных учреждений, выявил, что «на эффективность формирования активной жизненной позиции оказывают воздействие межличностные отношения, стиль их взаимоотношений с общественными организациями, коллегами, органами государственной власти т.д.» [13, с. 104].

К.Л. Лебедева, рассматривая профессиональное становление личности, развитие ее индивидуального и духовно-ценностного потенциала, обращает внимание на то, что преобразование личности сотрудника пенитенциарного учреждения в результате нравственного и правового воспитания, присвоения профессионально значимых ценностей, является центральной фазой осознания сотрудником себя как носителя определенных профессиональных ценностей, профессиональной культуры [7, с. 86].

В работе, посвященной исследованию нравственного формирования личности сотрудника пенитенциарного учреждения в рамках общественно-педагогической деятельности, С.Н. Айназарова, С.В. Хатагова доказывают возможность совершенствования данного процедуры через обогащение и практическое использование содержания, форм и методов пенитенциарной педагогики» [1, с. 7].

Воспитание молодых сотрудников пенитенциарных учреждений представляет собой значимое направление как в общем, так и в профессиональном образовании и включает в себя психологическую, профессионально-этическую и педагогическую подготовку. Создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников пенитенциарных учреждений приобретает решающий шаг и становится приоритетным направлением кадровой политики в данной сфере. Профессиональная подготовка должна быть, по преимуществу, практико-ориентированной, насыщенной тренингами, семинарами, дискуссиями, практическими занятиями и деловыми играми.

Успешному решению этих проблем, на наш взгляд, способствуют знания из пенитенциарной педагогики, в которой исправление выступает в качестве конечного результата комплексного воспитательного воздействия на личность осужденного, который превращает его в безопасного для себя и для общества гражданина. Учитывая динамичность, сложность, многоаспектность, разнообразие решаемых сотрудником пенитенциарного учреждения задач, недостаточность, а нередко и противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и другие обстоятельства, можно с полной ответственностью отнести педагогическую деятельность сотрудника к разряду творческих, а основным условием обеспечения педагогического мастерства в ней обозначить педагогическую культуру.

Таким образом, пенитенциарная педагогика – раздел педагогической науки, исследующая организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы. Данная дисциплина одной из своих целей ставит сформировать знания, умения и навыки, необходимые для исправления лиц, совершивших преступления, приобщение их к трудовой деятельности и последующей адаптации к нормальному существованию в социкме. В отличие от других отраслей педагогической науки пенитенциарная педагогика исследует механизмы исправления лиц разных возрастных групп (от несовершеннолетних правонарушителей до преступников преклонного возраста), что, несомненно, затрудняет решение поставленных перед нею задач.

Возникновение пенитенциарной педагогики, как самостоятельной отрасли педагогики, относится к началу 60-х годов прошлого столетия. Однако ее основы были изложены уже в середине XIX века в правовых, пенитенциарных и психологических исследованиях, посвященных социальным институтам исполнения наказания. В России вопросы обращения сотрудников исправительных учреждений с преступниками, нравственные и религиозные средства и методы воздействия на заключенных впервые были изложены в 1871 году профессором московского университета И.Я. Фойницким в учебнике «Тюрмоведение». Далее его идеи были продолжены петербургским ученым А.Я. Гердом, который сконцентрировал их в научно-практических разработках по трудовому воспитанию осужденных, уважению к личности заключенного, сотрудничеству педагогов и воспитанников, самоуправлению в местах лишения свободы и т.д. А. Гердтом в Петербурге была открыта первая в истории России колония для несовершеннолетних правонарушителей. Заметный вклад в решение педагогической проблемы исполнения наказания внесли И.П. Башкатов, А.В. Буданов, В.Г. Деев, А.И. Зубков, С.А. Лузгин, В.Ф. Пирожков, А.В. Глущенко, А.М. Столяренко, М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева, А.И. Ушатиков и др. В настоящее время проблемами пенитенциарной педагогики активно занимаются такие ученые, как: Г.Б. Андреева, С.А. Анохин, Н.В. Баркалова, М.В. Воропаев, Ю.С. Исмагилова, В.М. Литвишков, А.В. Митькина, Н.П. Тюменева, Л.Г. Устинова, В.В. Хорольский, М.В. Шайкова и др.

Деятельность сотрудников пенитенциарных учреждений, по мнению этих ученых, отличается следующими специфическими психологическими характеристиками. Во-первых, правовая регламентация деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений – одна из характерных особенностей профессиональной деятельности в ОВД. Деятельность сотрудников строго регламентирована нормативными документами, законодательными актами, уставами и т.п. Эта особенность отличает деятельность сотрудников ОВД от других отраслей человеческой практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает большую возможность для свободной реализации своих личных мнений о наиболее эффективной организации труда. Правовая регламентация подчиняет работу сотрудника строгому порядку, установленному правовыми нормами закона. Исполнение сотрудником своих служебных обязанностей на низком профессиональном уровне всегда является нарушением того или иного закона. Все это в результате призывает к повышенной ответственности сотрудника за свои решения, действия и поступки.

Следующей специфической особенностью профессиональной деятельности и, соответственно, педагогической культуры является широкая коммуникативность, как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникативных способностей сотрудников пенитенциарных учреждений состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует высокой педагогической культуры, знания психологии человека, психолого-педагогических основ общения.

Коммуникативные способности сотрудника – качество, необходимое для грамотной организации различных плановых воспитательных, профилактических мероприятий. Организация воспитательной работы с осужденными, их перевоспитание требует значительных усилий со стороны сотрудников пенитенциарных учреждений, участвующих в этой нелегкой работе. Важным является то, как отмечает Е.Н. Соколова, чтобы сотрудник УИС умел мыслить масштабно, научно, трезво оценивать тенденции и перспективы воспитательной работы [10, с. 156–157]. Развитие внутренних качеств личности – процедура более сложная и длительная, чем формирование навыков и умений, однако его возможности достаточно велики, пишет А.М. Киселев. По его мнению, это связано с уровнем сформированности профессионально важных качеств сотрудников УИС, среди которых ведущее место принадлежит педагогической культуре [].

Существует необходимость использования эффективного подхода к одолению внутреннего сопротивления осужденных. Основной признак личности осужденного – это резкое отрицательное отношение к воспитательным мероприятиям, твердое внутреннее сопротивление им. Часто у осужденного такое совмещение негативных качеств личности, дисгармоническое развитие личностных качеств, которые при наличии внутреннего сопротивления создают определенные трудности в их перестройке. Личностную структуру осужденного характеризуют: привычки антиобщественного поведения, твердые антисоциальные установки, неадекватная защитная реакция, невосприимчивость к исправительным воздействиям, неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) и т.д.

Пенитенциарный работник является представителем закона и госу­дарственной власти. Его деятельность регламентируется множеством нор­мативных документов, предписывающих круг обязанностей в определенных ситуациях, включая организацию надзора за осужденными, порядок его осуществления, обязанности должностных лиц порядок проведения обысков и досмотров, действия администрации и дежурной смены при происшествиях и чрезвычайных обстоятельствах, вопросы взаимодействия с другими службами учреждения. Строгое следование этим предписаниям является отличительной особенностью деятельности сотрудников УИС. Но ни один нормативно-правовой документ, ни одна инструкция не в состоянии предусмотреть все возможные обстоятельства и ситуации, возникающие в реальной жизни и требующие немедленного оперативного принятия сотрудником самостоятельного, нередко единственно справедливого, решения. Параллельно с узкоспециальными профессиональными действиями, знаниями и навыками немаловажная роль принадлежит моральным качествам сотрудника, его нравственному сознанию

На характер нравственного воспитания осужденных, кроме особенностей объекта воспитательного воздействия, влияют и условия, в которых он протекает. Так, в местах лишения свободы педагогическая деятельность регламентирована нормами уголовно-исполнительного права и протекает в условиях изоляции преступников от общества, в коллективе особого закрытого типа, в педагогически неприятной среде, которая может отрицательно влиять на личность. Пенитенциарная педагогика для решения задач исправления и воспитания осужденных использует моральные порицающие свойства уголовного наказания. Важнейшим ее положением является то, что сам факт справедливого применения уголовного наказания имеет большое значение для исправления преступника.

Вместе с тем возможность исправления каждого конкретного осужденного всегда индивидуальна, и, следовательно, достижение цели исправления может быть самым разным. Здесь самое главное – изменить искаженные нравственно-ценностные ориентации личности осужденного, обуславливающие совершение преступлений, на положительные, социально полезные и общественно-значимые установки. В общении с осужденными полезно увидеть в личности не только недостатки, но и преимущества. Поэтому в ч.1 ст.9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к людям, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Это тот механизм, опираясь на которого можно направить сознание и поведение осужденного на трудовую или профессиональную деятельность, на самовоспитание, самообразование, а в перспективе и на активизацию процесса его перевоспитания. Реализация этого подхода чрезвычайно важна, но для воспитателей это сложная процедура, так как нелегкие нравственные дефекты, негативные черты характера осужденных, их непредвзятое отношение, как к требованиям исправительно-трудового права, так и к их носителям лежат, что называется, на поверхности. В то же время те индивидуальные качества и черты характера, которые выражают человеческую сущность, очень часто осужденные скрывают от окружающих, чтобы не стать объектом издевательств и насмешек со стороны окружающих, а подчас и не осознаются самими их носителями.

Успешное решение сложных социально-педагогических задач в профессиональной деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения не возможно без творческого подхода. Педагогическое творчество выступает как специфическое качество (М.И. Бекоева), основанное на закономерностях психологии и педагогики [2, с. 135-140]. Оно направлено на совершенствование и развитие методических систем, разработку новых условий и форм, идей и опыта, средств и способов деятельности. Педагогическое творчество сотрудника, как структурный компонент педагогической культуры, также предусматривает выработку оригинальных приемов положительного воздействия на личностную сферу осужденных.

Воспитательная система, жестко ориентированная на искоренения, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективна, как и педагогика попустительства. Выявлять, формировать, проектировать и закреплять позитивное начало в человеке педагогически намного выгоднее, чем заниматься вопросами перевоспитания только на запретительных нормах. Это не означает снижения требовательности к осужденным, а тем более захваливания и попустительства. Непоправимый вред, как самой личности, так и коллективу осужденных, наносят именно те сотрудники, которые, используя коммуникабельность, организаторские способности, общительность некоторых осужденных, ставят их в привилегированное положение, по отношению к ним допускают послабление требований режима, а иногда и сами создают коллектив таких «активистов», которые в своих поступках ничем не отличаются от «авторитетов» уголовного мира. Ничего общего такой «педагогический» подход с принципом опоры на положительное не имеет.

Важными компонентами педагогической культуры сотрудника пенитенциарного учреждения является его педагогическая техника и культура речи. Первая по своему содержанию представляет собой совокупность навыков и умений осуществления педагогического взаимодействия с подчиненными ему сотрудниками. В нее входят навыки в организации и проведении специальных профессиональных занятий и воспитательных мероприятий, умение осуществлять служебную деятельность с учетом ее педагогических аспектов, навыки руководства деятельностью по самообразованию, умение применять инновационные технические средства в результате проведения профессиональных занятий и воспитательных мероприятий. Культура же речи представляет особую область педагогической техники и выступает внешним показателем уровня общей культуры руководителя, основным инструментом его педагогического взаимодействия с подчиненными. Отличительными признаками педагогической культуры речи выступают ясность, краткость, правильность, уместность, эмоциональность.

Педагогические качества сотрудника УИС, составляющие ядро воспитательного потенциала в его профессиональной сфере, проявляются, реализуются и развиваются в его практической деятельности. На это важное обстоятельство указывал в свое время С.Л. Рубинштейн. «Мое сознание в своей внутренней сущности, – писал он, – опосредовано объективными связями, которые устанавливаются в общественной практике и в которые я включаюсь, вхожу каждым актом своей деятельности, практической и теоретической. Каждый акт моей деятельности и я сам в нее тысячами нитей вплетен, многообразными связями включен в объективные образования исторически сложившейся культуры, и мое сознание насквозь опосредовано ими» [8].

Реализация исправительно-воспитательной деятельности требует от сотрудников пенитенциарного учреждения учета специфических принципов. Ряд авторов (Е.П. Агапов [11], А.М. Киселев, А.А. Цамаева [14], Н.У. Ярычев [14] и др.) выделяют следующие принципы перевоспитания осужденных:

Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Работа перевоспитания невозможна без конкретной и четкой формулировки его цели, под которой следует понимать наиболее объективное представление об ожидаемых, «проектируемых» результатах педагогической деятельности.

Принцип соответствия цели формам, приемам, средствам, и методам воспитательной деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения по отношению к конкретному осужденному. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами и приемами. Средства, формы, приемы и методы выступают специальным педагогическим инструментарием для достижения цели. Достижение поставленной цели всегда предусматривает выбор наиболее подходящего педагогического инструментария, позволяющего в конкретных условиях добиться перевоспитания каждого осужденного.

Принцип связи проблемы перевоспитания осужденного с жизнью. Сущность принципа заключается в том, что деятельность по перевоспитанию осужденного направлена на его подготовку к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадет после его освобождения. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. В этом случае он после освобождения из мест заключения может не найти свое место в обществе, и общество не сможет принять его, что вызовет рецидив.

Принцип активизации деятельности осужденного в общественно-полезной работе. Данный принцип связан органически с предыдущим. Суть его заключается в том, что основным источником развития личности, ее перевоспитания выступает собственная активная деятельность. Его основополагающую идею в общем виде можно представить как формирование личности в различных видах деятельности. Подключение человека к активной общественно-полезной деятельности способствует его личностно-ценностной переориентации, перевоспитанию, социализации. Подобный подход не подавляет личность, а наоборот, активизирует ее трудовую деятельность, способствует наиболее полному проявлению нравственно-духовных сил.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Этот принцип следует из социально-обусловленного характера развития личности осужденных, в данном случае исправления. В условиях строгой изоляции, принудительного нахождения осужденного в малознакомом и разношерстном коллективе, ограничение в своде действий и поступков, резко возрастает роль его ближайшего социального окружения. Это окружение чаще всего бывает разнообразным: от самого позитивного до резко негативного. В подобного рода «зонах» воспитательная, а тем более перевоспитательная деятельность требует особого педагогического мастерства.

Принцип совмещения требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним. В основе данного принципа лежит гуманистическое отношение к человеку, независимо от его статуса. Как утверждал А.С. Макаренко: «…не может быть воспитания без требовательности», но в то же время предупреждал: «…нужно помнить всегда правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему». Объективной предпосылкой этого принципа является закономерность, согласно которому формирование личности не происходит вне деятельности.

Принцип дифференцированного подхода к проблеме перевоспитания осужденных. Осужденные различаются по типу характера, возрасту, полу, уровню образования, национальным, религиозным и социально-групповым признакам, уровнем социально-педагогической запущенности, индивидуально-психологическими особенностями, социальному статусу, уровню жизни до осуждения, типу совершенного преступления и т.д. Все это и требует своеобразия подхода, как к определенной группе, так и к отдельной личности.

Принцип индивидуально-личностного подхода к проблеме перевоспитания осужденных. Каждая личность – это своя сфера, свои социальные проблемы, свои возможности, и потому он, естественно, требует индивидуального подхода (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). Это особенно важно в процессе перевоспитания личности. Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретной личности [9]. Только при таких обстоятельствах возможно трансформация межличностных отношений осужденных, их жизненной установки и идеала, смена которых происходит в результате появления и разрешения внутренних противоречий между прежними убеждениями и новыми ценностными приоритетами, между старыми нормами поведения и новыми требованиями.

Принцип комплексного подхода. Ведущие идеи комплексного подхода вытекает из принятия личности как целостностной, сложной, непрерывно и динамично развивающей системы. Речь идет о применении комплекса мероприятий воспитательного характера, позволяющего обеспечить разносторонность развития личности. Реализация данного принципа основана на активизацию познавательной деятельности осужденных, включение в физкультурную, спортивно-оздоровительную и культурно-массовую деятельность, привлечение их к проведению различных воспитательных мероприятий, к участию в самодеятельных организациях.

Специфической особенностью педагогической деятельности сотрудников является выраженный характер ее педагогического целеполагания, под которой понимается система целей, задач и установок, определяющих педагогическую направленность и содержание деятельности, ее устремленность на решение вопросов профессионального обучения и воспитания сотрудников. В нем находит свое конкретное выражение педагогическая направленность личности воспитателя и его педагогическая предрасположенность. В основе педагогического целеполагания лежат внутренние мотивы – стумуляторы, которые побуждают к активности в учебно-воспитательной работе структурного подразделения. Наглядно представлена здесь взаимосвязь мотивов личности, его убеждений, взглядов, чувств, интересов, желаний, стремлений и характера совершаемых действий и поступков. Целеполаганием профессиональной деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения во многом обусловливается стиль его педагогического руководства. Обычно под ним понимают механизм осуществления педагогических действий, отличающихся наличием оригинальных элементов. В этом плане различают стиль деятельности, стиль работы, стиль руководства, стиль поведения, стиль воспитания, стиль воспитательного воздействия и т.д. Для характеристики стиля педагогической деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения наиболее признана первая из этих сторон. В этой составной части профессиональной педагогической деятельности специалиста высшей образовательной квалификации находят выражение такие компоненты педагогической культуры, как педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и педагогическое мастерство. От уровня сформированности этих ведущих компонентов педагогической культуры зависит качество профессиональной деятельности сотрудника пенитенциарного учреждения в плане воспитательного воздействия на личность осужденного.

Список литературы: 

  1. Айназарова С.Н., Хатагова С.В. Жизнетворчество как система духовно-нравственных идеалов //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 2 (14). С. 7.
  2. Бекоева М.И. Интеграция систем общего и дополнительного образования как основа организации непрерывного профессионального образования //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. – С. 135-140.
  3. Бублий Н.Г. Использование приемов и стратегий критического мышления на стадии вызов //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). – С. 14.
  4. Гагиева Л.А. Методологические основы исследования проблемы совершенствования педагогической культуры //Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №3. – С. 57-59.
  5. Гадзаова Л.П., Каргиева З.К. Преобразование внутренних и внешних факторов становления нравственной личности студента вуза //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 162-167.
  6. Газизова И.А. Духовность и культура личности как морально-этический аспект инновационной экономики //Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 6 (06). – С. 2.
  7. Лебедева К.Л. Психология юриста. – М.: Новый Юрист. 2001. – 448 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 720 с.
  9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. (6-е изд.) – М.: Академия, 2012. – 576 с.
  10. Соколова Е.Н. Педагогическая система морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: сущность и перспективы: монография. – Красноярск. 2008. – С. 156–157.
  11. Социальная работа в вопросах и ответах: учебное пособие /Под ред Е.П. Агапова. – Ростов н/Д.: Центр уникальной полиграфии. 2009. – 324 с.
  12. Тахохов Б.А. Диалог культур в современном образовании //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 2. С. 115-118.
  13. Текучев B.В. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. – СПб.: Питер-Пресс. 2002. – 244 с.
  14. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе //Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. С. 1394-1397.