Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.04.2015

Состояние безопасности пешеходов и необходимость применения зарубежного опыта

Фирсова Ксения Игоревна
Алтайский государственный университет г.Барнаул, РФ
Аннотация: Рассматриваются статистические исследования показателей общего состояния аварийности и аварийности с уча¬стием пешеходов в Российской Федерации. Выделяются основные особенности сфере дорожной аварийности с участием пешеходов. Приводится список стран с высоким уровнем безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, пешеход, автомобиль, безопасность дорожного движения
Электронная версия
Скачать (722.7 Kb)

Анализируя ситуацию, сложившуюся в сфере безопасности дорожного движения во многих странах мира, можно прийти к выводу, что в ближайшем будущем предотвращение травмирования населения, вследствие ДТП, станет одной из важнейших проблем сохра­нения здоровья населения. Как и многие бедствия ДТП отражаются на положении конкретных групп населения, причём наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются пешеходы, ввиду отсутствия средств защиты, которые помогли бы им уменьшить тяжесть послед­ствий аварий на дорогах. Именно в развива­ющихся государствах на долю пешеходов приходится самое большое число жертв ДТП. В Азии, Африке, на Ближнем и Сред­нем Востоке, странах Карибского бассейна более 40 % погибших в ДТП составляют пешеходы. В экономически развитых странах доля пешеходов составляет от 10 до 20 % [1].

Естественно, состояние безопасности пешеходного движения зависит от общего состояния безопасности дорожного движения. Рассмотрение только удельных значений не приведет к верным выводам, поэтому анализ пешеходной аварийности необходимо рассматривать в совокупности с общим анализом дорожной безопасности.

В настоящее время ситуация относительно аварийности в РФ характеризуется следующими особенностями: 1) Основные показатели аварийности в России в несколько раз выше, чем в развитых странах мира, в частности число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2014 году составило 26963 человек, количество дорожно-транспортных происшествий – 199720; 2) Около 70 процентов дорожно-транспортных происшествий в России происходит на территории городов и населенных пунктов, в них погибают более 40 процентов и получают ранения более 65 процентов общего числа пострадавших. При этом 73,92% жителей страны являются городскими [2]; 3) Остается высоким число пострадавших в ДТП детей: за 2014 год произошло 20376 таких аварий, где погибло 878 детей.

В сфере обеспечения безопасности движения пешеходов тенденции следующие:

1) Отмечается некоторое сокращение количества погибших пешеходов, однако их число остается критическим и составило за 2014 год 7250 человек.

2) Остается высоким число погибших пешеходов при наездах на пешеходных переходах. Динамика в период с 2010 по 2014 гг представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика количества ДТП и погибших пешеходов при наездах на пешеходных переходах [3]

Рисунок 1 – Динамика количества ДТП и погибших пешеходов при наездах на пешеходных переходах [3]


3) Увеличение числа наездов на пешеходов происходит в осенне-зимний период (Рис.2).

Рисунок 2 – Количество наездов на пешеходов по месяцам за 2014 год [3]

Рисунок 2 – Количество наездов на пешеходов по месяцам за 2014 год [3]

4) Основное причиной наездов на пешеходов, при нарушениях ПДД со стороны пешеходов является переход проезжей части вне пешеходного перехода.

5) В отношении места наезда на пешеходном переходе распределение наездов в населенных пунктах по схемам за 2014 год выглядит следующим образом (Рисунок 3):

Рисунок 3 – Распределение наездов на пешеходов в населенных пунктах по схемам за 2014 год
Рисунок 3 – Распределение наездов на пешеходов в населенных пунктах по схемам за 2014 год

Для повышения уровня безопасности на дорогах Российской Федерации необходимо оценить зарубежный опыт в данном вопросе. Многие страны столкнулись с проблемой усиленного роста ДТП намного раньше, в силу более раннего роста автомобилизации, и уже успели разработать и внедрить успешные решения в области безопасности дорожного движения. Кроме того, государства, отличающиеся высоким уровнем безопасности, регулярно оценивают международный опыт в данном вопросе. Одним из наиболее масштабных является SUPREME, проект заказанный Советом директоров Европейской комиссии. В проекте приняли участие 31 национальная и международная организация, ответственные за дорожную безопасность [4].

На рисунке 4 представлена карта мира разработанная Всемирной организацией здравоохранения по итогам 2010 года, на которой различными цветами, в зависимости от числа погибших в ДТП на 100000 населения, государства обозначены различными цветами: темно зеленым – государства с высоким уровнем безопасности (<=10 погибших на 100000 населения), зеленым – страны со средним уровнем (10,1-20), желтым и оранжевым – государства с низким (20,1-30 и 30,1-40 соответственно). Российская Федерация по данным ВОЗ имеет данный показатель равным 18,6, т. е фактически находится на границе среднего и низкого уровня дорожной безопасности [5].

Рисунок 4  – Оценка состояния безопасности дорожного движения в странах мира [1]

Рисунок 4 – Оценка состояния безопасности дорожного движения в странах мира [1]

Таким образом, успешный опыт в решении вопросов безопасности дорожного движения имеют: Канада, Австралия, Гватемала, Япония, Фиджи, Куба, Израиль, Филиппины, Новая Зеландия, Мальдивская Республика Исландия, Норвегия, Сербия и большинство стран Евросоюза.

Естественно, каждое государство отличается друг от друга многими показателями: уровнями экономического и социального развития, особенностями дорожных сетей и управления процессами перевозок, расположением и устройством крупных городов и, менталитетом и плотностью населения, климатическими особенностями и др., каждые из которых оказывает прямое воздействие на способы и возможности внедрения тех или иных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Поэтому при анализе эффективных мероприятий необходимо учитывать не только возможность их внедрения на территории РФ, но и возможные отклонения эффективности. Однако, в любом случае детальное изучение способов повышения безопасности в странах с успешным решением таких проблем будет способствовать разработке более качественных рекомендаций в сфере снижения дорожной аварийности.

Список литературы:

  1. Степанов А.В., Рябушенко А.В. Мировые тенденции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов / А. В. Степанов. А.В. Рябушенко // Вестник ХНАДУ. – 2013. – вып 61-62. – С. 95-101.
  2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
  3. Госавтоинспекция МВД России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/
  4. Summary and publication of best Practices in Road safety in the Eu Member State [Электронный ресурс] // European Commission: [сайт]. URL: http://ec.europa.eu/transport/road_safety/
  5. Global status report on road safety 2013 [Электронный ресурс] // World Health Organization: [сайт]. URL:http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2013/en/