Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
12.05.2015

Детская одаренность и работа социального педагога с одаренными детьми: результаты исследования

Алферова Наталья Владимировна
студентка 2 курса магистратуры направления «Технологии социальной работы» Северо - Кавказский федеральный университет социально-психологический факультет г. Ставрополь, Россия
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы детской одаренности. Раскрывается сущность одаренности и понятие «одаренный ребенок». Выявлена специфика работы социального педагога с одаренными детьми и их семьями, его основные задачи и направления деятельности. Приведены результаты исследования, проведенного на базе общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, работа социального педагога с одаренными детьми
Электронная версия
Скачать (476.7 Kb)

В современном мире существует две точки зрения на проблему одаренности детей: одни считают, что «все дети являются одаренными», а другие, что «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Есть и альтернативная позиция этим двум точкам зрения в рамках следующего утверждения: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

И все-таки необходимо разобраться: Что же такое одаренность? И кто такой одаренный ребенок?

На протяжении многих лет психологи, как отечественные (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн), так и зарубежные (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли) занимались изучением вопроса «одаренности детей».

Согласно, выдающемуся отечественному психологу, Б.М. Теплову одаренность, определяется как, «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Однако, советский психолог, К. К. Платонов утверждает, что, «всякая одаренность есть непременно специальная одаренность к чему-нибудь одному... нет никакой «одаренности вообще», но существуют различные специальные предрасположения к той или иной деятельности» [Цит. по: 6, с 39].

И всё-таки одаренностью считается - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Проблема выявления одаренных детей на сегодняшний день остается весьма актуальной. Общество всегда нуждалось и нуждается в «талантах». Одаренные дети – это будущее России, престиж на мировой арене. Каждый пьедестал лучших спортсменов, ученых, музыкантов, певцов, актеров – являются гордостью своей страны. Одаренный ребенок выделяется своими яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Но есть и общие черты, присущие одаренному ребенку, вне зависимости от вида деятельности, в котором проявляются его выдающиеся способности. В частности, одаренные дети обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей [1].

Однако далеко не каждый может распознать и развивать свои способности самостоятельно. Для этого требуется поддержка и понимание ребенка со стороны семьи, распознание, развитие способностей со стороны школы.

Существует огромное количество кружков, секций, для развития у ребенка умений и навыков. И каждый родитель уверен, что именно его ребенок является особенным: записывает его на танцы, уроки иностранных языков, занятия музыкой. В результате, родители заглушают собственные интересы ребенка, т.к. ребенок занимается только тем, чем хотят его родные. А для начала следовало бы узнать, есть ли у ребенка какие-либо способности и если есть, то в какой области. Казалось бы, что одаренность детей является лишь позитивным явлением, но, к сожалению, это не так. Необходимо выделить ряд негативных качеств личности одаренных детей, а именно [5 ,с. 58-62]:

  • неприязнь к школе, если учебная программа скучна;
  • неумение поддержать диалог со сверстниками, из-за того, что они являются интеллектуально слабее:
  • отставание в физическом развитии, если способности развиты в другой деятельности, неспособность принимать участия в различных рода играх;
  • эгоизм по отношению к сверстникам;
  • стремление быть лидером во всех спорах;
  • нежелание находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.

Проблема одаренности, на протяжении долгого времени, тщательно изучается психологами. Очень важно своевременно увидеть заложенные природой задатки, развить талант, поэтому психологи выделили своеобразные признаки одаренности:

  • абстрактно-логический стиль мышление;
  • опережение в интеллектуальном развитии своих сверстников;
  • отлично развитое воображение;
  • сложности в общении со сверстниками;
  • излишняя эмоциональность, чувствительность;
  • умение хорошо излагать свои мысли, иметь большой словарный запас [4].

Также для выявления и определения одаренности существует, разработанные психологами, тесты, методики. Однако не только для психологов одаренные дети являются объектом внимания. Не меньший интерес к ним должны проявлять и школьные социальные педагоги, в задачи которых входит коррекция поведения одаренного ребенка, т.к. его любознательность, стремление все знать, большой творческий потенциал часто выливаются в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими. В такой ситуации социальному педагогу школы необходимо установить связь и с одаренным ребенком, и с его родителями, сделать их союзниками в решении своих задач. Кроме этого в задачи школьного социального педагога входит установление взаимопонимания с одаренным ребенком, он должен помочь родителям развить индивидуальные задатки ребенка, направить его к специалистам, способным дать квалифицированную консультацию, постоянно поддерживать контакт между учителями и родителями этого ребенка. Это важная и сложная работа социального педагога, но прежде чем ее организовывать, необходимо убедиться, что конкретный ребенок обладает высоким уровнем развития каких-либо способностей, т.е. является одаренным. Конечно, данная задача решается школьным психологом, и он должен установить одаренность учащегося и ее вид, однако, социальный педагог в процессе диагностики может выявить признаки одаренности, часто являющиеся причиной нарушений его отношений с окружающими людьми, а порой, и нарушений устоявшихся норм поведения. В такой ситуации социальному педагогу необходимо выяснить наблюдаются ли у такого ребенка признаки трудновоспитуемости и в случае их выявления разработать программу по их коррекции [2].

В связи с этим, в нашем исследовании была определена задача выявления признаков одаренности у учащихся 5-х классов средней общеобразовательной школы, т.к. раннее выявление одаренности у детей помогает более эффективно решать многие проблемы развития, воспитания и коррекции поведения таких детей [3].

Исследование осуществлялось на базе МКОУ СОШ № 12, с. Николина Балка, Петровского района, Ставропольского края. В качестве основных методов исследования была определена следующая методика: «Как распознать одаренность» (авторы - Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч). Цель методики: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей. Данная анкета заполнялась учителем, работающим с учеником, и самим учащимся. В опросе принимали учащиеся 5-го класса, в количестве 21 человек.

По результатам диагностики было выявлено следующее.

Спортивным талантом обладает - 11 человек (52,3 %); техническими способностями – 7 человек (33,3%); литературное дарование 9 человек (42,8%); музыкальный талант 10 человек (47,6%); художественные способности - 6 человек (28,5%); способности к научной работе проявили 8 человек (38%); артистический талант у 6 человек (28,5%); незаурядный интеллект 8 человек (38%);

Исходя из полученных результатов, можно сделать ряд выводов и рекомендаций. У большинства, исследуемых детей, выявлены способности к той или иной деятельности. Поскольку это была экспресс диагностика, то она не дает возможности однозначно говорить о выдающихся способностях детей в какой-то области, поэтому следует провести ряд других методик, на подтверждение или опровержение, полученных, раннее данных. В качестве рекомендаций по дальнейшей работе социального педагога с этими детьми можно рекомендовать регулярное наблюдение за предполагаемым «вундеркиндом» и, провести более глубокую диагностику ребенка на выявление различных способностей и признаков одаренности. Внедрить систему отслеживания развития детских способностей, закономерностей их динамики, построения набора возможных индивидуальных траекторий развития. Организовать с психологом школы психодиагностику детей с высоким интеллектуальным потенциалом и индивидуальные психолого-педагогические консультации для детей и их родителей. Провести групповую работу по развитию коммуникативных навыков и креативности у учащихся с высокими показателями признаков одаренности, а также организовать в школе работу по оптимизации учебно-воспитательного процесса предусматривающего помощь учителю в определении индивидуального подхода к обучению и воспитанию учащихся.

В заключении необходимо отметить следующее. Порой очень часто детей с проявлениями одаренности, считают какими-то не такими, с отклонениями. Родители думают, что такие проявления в раннем возрасте являются болезнью, опасаются этого, не хотят, чтобы их ребенок был «белой вороной», и всячески пытаются заставить его быть как все. Но одаренный ребенок, не отличается болезненностью или склонностью к нервным срывам, он практически не отличается от своих сверстников ничем, кроме того «дара», «таланта», который он имеет. Его не стоит выставлять напоказ, делать примером для подражания. Не следует и разочаровывать его тем, что он не похож на других. Необходимо лишь гордиться своим ребенком, давать ему необходимую любовь, заботу, поддержку в развитии его способностей, не давать ему, усомниться, прежде всего, в самом себе. Помимо родителей и учителей, важную роль в этом процессе играет школьный социальный педагог, работающий с ребенком. Ему следует обеспечить поддержку такому ребенку и его родителям. Помочь понять ребенку необходимость изучения полного курса школьной программы, а не только тех учебных предметов, которые ему более интересны, т.к. в изучении этих предметов он проявляет особые способности. Социальный педагог должен организовать работу всего педагогического коллектива, направленную на развитие способностей у такого ребенка в других областях знаний. И отличительной особенностью в такой работе социального педагога с одаренными детьми является посреднический характер между учеником и учителями-предметниками и учреждением дополнительного образования детей, призванных развивать способности детей во внеучебное время.

Список литературы: 

  1. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка. [Электронный ресурс]. URL: http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor
  2. Замараева И.В., Агулина С.В. Диагностика социально-педагогической запущенности младших подростков // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. - № 8. – С. 54-55.
  3. Лебедева Е. Комплексный подход к проблеме диагностики одаренных детей // Журнал практического психолога. – 2008. - №8. – с.14-20.
  4. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: Владос, 2009. – Кн.1: Общие основы психологии. – 688с.
  5. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс – минус». – 2009. - №3. – с. 58-65.
  6. Теплов Б.М. Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. – М.: изд-во Московского Университета, 2007.- 404с.