Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
13.05.2015

Особенности ценностных ориентаций подростков с различным типом акцентуации характера

Сайфутдиярова Елена Фаварисовна
кандидат психологических наук доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы Социально-гуманитарный факультет Башкирский государственный университет (Бирский филиал) г. Бирск, Россия
Шарафутдинова Ралия Рустамовна
бакалавр 4 курса, Социально-гуманитарный факультет, Башкирский государственный университет (Бирский филиал), г. Бирск, Россия
Аннотация: Анализ современных исследований проблемы формирования ценностных ориентаций подростков, позволил авторам статьи установить, что именно этот возраст является определяющим этапом их формирования, становление которых, в свою очередь, является условием формирования их мировоззрения, являются побудителем их активности, придают смысл жизнедеятельности индивида. Эмпирическое исследование позволило установить специфические взаимосвязи между типами акцентуации характера и ценностными ориентациями. Результаты исследования позволят установить закономерности становления характера подростков и осуществлять адекватную коррекцию их поведения.
Ключевые слова: акцентуация характера, ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности, подростки
Электронная версия
Скачать (480.3 Kb)

С конца XIX века интерес к исследованию различных психологических особенностей подросткового возраста не ослабевает. Именно в этом возрасте происходят значительные физиологические и психологические изменения: личностные преобразования, формирование морально-нравственной сферы, мировоззрения, система ценностных суждений и т.п. Особую актуальность на современном этапе приобретают исследования ценностных ориентаций современной молодежи. Исследователи отмечают немаловажную роль структуры семьи (полная или неполная, наличие сиблингов и т.п.), ее типа и стиля семейного воспитания в становлении ценностных ориентаций подростков (Т.А. Лазарева [5]; И.Н. Коноплева, А.С. Лозовенко [6]; И.А. Хижкина [10]), влияние образовательной среды, определяющей содержание усваиваемых ценностей, норм и правил поведения в обществе (М.А. Титова [8]), изучается роль кросскультурного фактора в формировании иерархии ценностей подростка (Т.Ц. Тудупова [9]) и т.п..

Е.А. Гилязиева и Т.А. Павленко отмечают, что именно в подростковом возрасте происходит «формирование ценностных ориентаций как личностнообразующей системы …, которая регулирует побудители активности человека, детерминируя возможные способы их реализации» [2, с. 47]. Авторы подчеркивают неустойчивость ценностей на протяжении развития человеческого общества в связи с чем ценностные ориентации современных подростков значительно отличаются от тех, которые были характерны для их сверстников в конце XX века. Р.Т. Кокоева отмечает, что функционирование системы ценностей подростка оказывает определяющее воздействие на формирование направленности его личности, становление активной социальной позиции и мировоззрения [4]. Ценности, с точки зрения Т.Ц. Тудуповой, придают смысл жизнедеятельности человека, определяя процесс познания им социального мира [9].

Следует отметить, что подростковый возраст характеризуется противоречивостью эмоциональных состояний, их неустойчивостью, конфликтностью, склонностью к крайностям в поведении – от застенчивости к проявлениям вспышек агрессии. Данный возрастной период является важным этапом становления характера и проявления акцентуаций, а черты характера, как отмечают Д.А. Бычковский и Ю.А. Фесенко, еще не скоррегированы их жизненным опытом [1]. Именно в этот период, с нашей точки зрения, важно уделять внимание формированию ценностной составляющей личности подростка. В связи с этим целью нашего исследования является установление взаимосвязей между типами акцентуации характера и теми ценностями, которые наиболее значимы для представителей того или иного типа. Мы предположили, что у каждого типа акцентуации будут выявлены специфические взаимосвязи с терминальными и инструментальными ценностями.

Реализация эмпирической части исследования осуществлялась с применением методик:

1) «Ценностные ориентации» (М. Рокич), направленная на выявление системы значимых ценностей подростков, позволяющих определить наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности [7];

2) «Патохарактериологический диагностический опросник» для подростков (А.Е. Личко) позволяет установить наличие определенного типа акцентуации характера у подростков [3].

В целях подтверждения гипотезы исследования мы применили корреляционный анализ Пирсона позволяющего установить наличие и тесноту взаимосвязей между двумя признаками.

В исследовании участвовали учащиеся 6-7-х классов МОБУ СОШ № 10 г.Бирска Республики Башкортостан в возрасте 12-13 лет в количестве 33 человек.

Рассмотрим результаты преобладающих ценностей исследованных нами подростков. Количественный анализ позволил установить, что большинство подростков в группе терминальных ценностей отдают предпочтение ценности «Здоровье» (22 респондента из 33) и ставят его на первое место; 16 подростков на второе место поставили ценность «Активная деятельная жизнь», на третье место подростки ставят такие ценности как «Жизненная мудрость», «Красота природы и искусства» и « Активная деятельная жизнь» (по 6 респондентов); 9 подростков на четвертое место поставили ценность «Общественное признание» остальные ценности распределены по рангу ниже в количестве от 1 до 7. Среди инструментальных ценностей подростки на первое место поставили такие ценности как «Аккуратность» (9 человек), «Высокие запросы» (7 человек) и «Исполнительность» (6 человек); на второе и третье место подростки поставили такие ценности как «Аккуратность» (11 и 8 человек, соответственно) и «Воспитанность» (по 7 человек). Остальные ценности распределены по ранговым местам 4-18 предпочтение которым отдали от 1 до 6 подростков.

Исследование типов акцентуации у подростков позволило установить, что из 11 типов (по А.Е. Личко) только один комформный тип не выявлен ни у одного из подростков, остальные типы обнаружены у подростков (от 1 до 5 человек) и четыре человека с промежуточными типами акцентуаций – циклоидно-лабильный (2 человека), гипертимно-неустойчивый и шизоидно-неустойчивый (по 1 человеку).

Рассмотрим результаты корреляционного анализа (рис. 1).

Рис.1. Корреляционные связи терминальных и инструментальных ценностей с типами акцентуации характера подростков

Рис.1. Корреляционные связи терминальных и инструментальных ценностей с типами акцентуации характера подростков

Примечание. В овальных фигурах представлены терминальные ценности: 1 – активная деятельная жизнь, 2 – жизненная мудрость, 3 – здоровье, 4 – интересная работа, 5 – красота природы и искусства, 6 – любовь, 7 – материально обеспеченная жизнь, 8 – наличие хороших и верных друзей, 9 – общественное призвание, 10 – познание, 11- продуктивная жизнь, 12 – развитие, 13 – развлечения, 14 – свобода, 15 – счастливая семейная жизнь, 16 – счастье других, 17 – творчество, 18 – уверенность в себе.
В шестиугольной фигуре представлены инструментальные ценности: 1 – аккуратность, 2 – воспитанность, 3 - высокие запросы, 4 – жизнерадостность, 5 – исполнительность, 6 – независимость, 7 – непримиримость к недостаткам в себе и других, 8 – образованность, 9 – ответственность, 10 – рационализм, 11 – самоконтроль, 12 – смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, 13 – твердая воля, 14 – терпимость, 15 – широта взглядов, 16 – честность, 17 – эффективность в делах, 18 – чуткость.

Корреляционный анализ показал преобладание связей между типами акцентуации характера с различными терминальными ценностями (13), тогда как количество взаимосвязей первых с инструментальными ценностями (5) значительно меньше. И в том и другом случае присутствуют как прямые, так и обратные взаимосвязи. Отсутствуют взаимосвязи терминальных и инструментальных ценностей с такими типами акцентуации характера как циклоидный, астено-невротический и шизоидный. Представленные на рисунке 1 взаимосвязи позволили установить, что три типа акцентуаций имеют взаимосвязи и с терминальными и с инструментальными ценностями – гипертимый, психоастенический и истероидный. Четыре типа акцентуаций характера имеют взаимосвязи либо с терминальными (сенситивный и эпилептоидный), либо с инструментальными (лабильный и неустойчивый) ценностями.

Итак, опишем результаты корреляционного анализа.

Как было сказано выше гипертимный тип акцентуации имеет взаимосвязи с теринальными и инструментальными ценностями: с ценностями «Здоровье» (r=0.369; p<0.04), «Развлечения» (r=-0.367; p<0.04) и «Высокие запросы» (r=-0.362; p<0.04). Подростки с выраженным гипертимным типом акцентуации, характеризующиеся повышенным настроением и активностью склонны заботится о своем физическом и психическом здоровье, осторожно относятся к сомнительным развлечениям и не предъявляют высоких требований к жизни. Психоастенический тип акцентуации связан с такими ценностями как «Активная деятельная жизнь» (r=0.443; p<0.01), «Здоровье» (r=-0.414; p<0.02), «Познание» (r=0.356; p<0.04) и «Исполнительность» (r=-0.376; p<0.03). Подростки с выраженным психоастеническим типом, главной чертой которых является нерешительность, склонность к рассуждениям стремятся к полной и эмоционально насыщенной жизни, расширению своего кругозора, интеллектуальному развитию, но недостаточно дисциплинированны и не заботятся о своем здоровье. Истероидный тип акцентуации характера также связан с обоими типами ценностей: «Развлечения» (r=0.379; p<0.03), «Счастье других» (r=-0.406; p<0.02), «Уверенность в себе» (r=-0.427; p<0.01), «Эффективность в делах» (r=0.371; p<0.03), «Чуткость» (r=-0.482; p<0.005). Для подростков с истероидным типов акцентуации склонных к привлечению внимания к своей особе характерно стремление к развлечениям, нежелание думать о благосостоянии других, низкий уровень чуткости к ним, неуверенность в своих возможностях, стремление добиваться продуктивности в работе.

Сенситивный тип акцентуации обратно коррелирует с терминальной ценностью «Развитие» (r=-0.341; p<0.05). Обладая такими чертами как большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности, подростки не стремятся к физическому и духовному совершенствованию. У подростков эпилептоидного типа акцентуация обратно коррелирует с двумя терминальными ценностями – «Красота природы и искусства» (r=-0.333; p<0.05) и «Познание» (r=-0.335; p<0.05), то есть проявляя склонность к раздражительности, продолжительным аффективным состояниям они не испытывают чувство прекрасного и не стремятся к расширению своего кругозора. Лабильный тип акцентуации обратно коррелирует с инструментальной ценностью «Смелость в отстаивании своего» (r=-0.353; p<0.04), то есть подростки с выраженным непостоянством настроения не умеют отстаивать свою позицию и взгляды. Неустойчивый тип акцентуации коррелирует с двумя инструментальными ценностями – «Независимость» (r=0.412; p<0.02) и «Аккуратность» (r=-0.362; p<0.04). Подростки с данным типов акцентуации предпочитают учебе и работе развлечения и не склонны удерживать порядок в своих делах и быту, но активно проявляют свою самостоятельность и решимость.

Подростковый возраст является периодом активного формирования личности, формирования характера и становления ценностных ориентаций, что является важным условием становления их активной социальной позиции и придавая смысл его жизнедеятельности.

Результаты эмпирического исследования показали, что в исследованной нами выборке представлены все типы акцентуации характера, кроме конформного. Исследования предпочитаемых ценностных ориентаций позволили установить, что среди терминальных ценностей подростки отдают предпочтение таким ценностям как «Здоровье», «Активная деятельная жизнь», «Жизненная мудрость» и «Общественное признание», а среди инструментальных ценностей подростки выделили такие ценности «Аккуратность», «Исполнительность», «Воспитанность», «Высокие запросы».

Результаты корреляционного анализа позволили установить прямые и обратные взаимосвязи гипертимного, психоастенического и истероидного типа акцентуации как с терминальными, так и инструментальными ценностями, сенситивный и эпилептоидный типы акцентуации взаимосвязаны только с терминальными ценностями, а лабильный и неустойчивый – только с инструментальными ценностями, при этом все взаимосвязи носят специфический характер, то есть присущи только одному из типов акцентуаций. Следует отметить, что данные взаимосвязи позволяют установить закономерности формирования личности подростков с определенными типами акцентуаций характера, что в дальнейшем позволит осуществлять адекватную коррекцию черт характера подростков.

Список литературы:

  1. Бычковский Д.А., Фесенко Ю.А. Формирование представления о себе и других у подростков с акцентуациями характера на основании анализа эмоционального компонента отношений // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 5, № 1. С. 102-111.
  2. Гилязева Е.А., Павленко Т.А. Исследование особенностей ценностных ориентаций подростков // Альманах современной науки и образования. 2014. № 4 (83). С.47-49.
  3. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1995. Выпуск 10. – 64 с.
  4. Кокоева Р.Т. Характеристика ценностных ориентаций подростков как фактор их социализации // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 94-96.
  5. Лазарева Т.А. Отражение социальной нормы в ценностных ориентациях подростка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 371-378.
  6. Лозовенко А.С., Коноплева И.Н. Стиль воспитания в семье и ценностные ориентации у подростков с девиантным поведением // Психология и право. 2012. № 2. С. 1-14.
  7. Психологические тесты. //Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М.: ???, 2000. С. 25-29.
  8. Титова М.А. Особенности ценностных ориентаций современных подростков // Образование. Наука. Инновации. 2012. № 1 (21). С.155-160.
  9. Тудупова Т.Ц. Этнокультурное исследование ценностных ориентаций современных подростков // Вестник Бурятского университета. 2010. № 5. С. 51-56.
  10. Хижкина И.А. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков // Вестник ТГУ. 2007. № 19 (54). С.140-144.