Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.05.2015

Особенности формирования отечественного рынка образовательных услуг

Стародубцева Любовь Викторовна
канд. социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономики образования, физико-математический факультет, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования отечественного рынка образовательных услуг. Изучение проблем и тенденций развития рыночных отношений на рынке в сфере образования в настоящее время является одной из актуальных задач. В области профессионального образования проблема организация систематического наблюдения за ходом и характером качественных рыночных изменений особенно важна.
Ключевые слова: образовательные услуги, образовательные учреждения, рынок образовательных услуг
Электронная версия
Скачать (547.9 Kb)

Изучение проблем и тенденций развития рыночных отношений в сфере образования, отношения между образовательным учреждением и основными социальными группами, которые заинтересованы в его деятельности, организация систематического наблюдения за ходом и характером качественных рыночных изменений в настоящее время являются актуальными задачами.

Рынок образовательных услуг – это система экономических отношений между экономическими агентами по поводу договора оказания образовательных услуг. Характер и направления развития рынка образовательных услуг, обусловленные влиянием широкого круга разнообразных факторов, являются предметом постоянного интереса субъектов этого рынка. Вместо оценки качества образовательной услуги потребителем могут использоваться экспертные оценки уровня и качества знаний учащихся или результаты экзаменационных и тестовых испытаний [1, с. 18].

Образовательные учреждения получили возможность выбора программ, форм, средств и методов обучения и воспитания. В силу того, что значительная часть образовательных услуг предоставляется для потребителей бесплатно, деятельность производителей этих услуг не имеет стоимостной оценки, одна из причин такой ситуации является отсутствие субъекта готового заплатить за эту услугу. Это обстоятельство порождает значительные трудности в мотивации производителей образовательных услуг к предоставлению услуг высокого качества [2, с. 9].

Рынок образовательных услуг стремительно развивается и, как любой другой рынок, подчиняется определенным закономерностям развития. Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования рынок образовательных услуг представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.

Рынок образовательных услуг подвержен влиянию тех же факторов, которые воздействуют на любой рынок. Соответственно, регуляторами здесь являются факторы не только макро и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические. Однако рынок образовательных услуг, и именно в этом, прежде всего, и наблюдается его специфика, сочетает в себе рыночные и нерыночные механизмы функционирования. Такое сочетание механизмов функционирования рынка образовательных услуг вытекает из специфики образовательной деятельности как услуги, направленной на удовлетворение не только частной потребности, но и общественной [4, с. 42].

Одна из важнейших проблем современного образования – установление соответствия между интересами и возможностями различных субъектов, действующих в системе образования. Рынок требует от работников в первую очередь компетенций как суммы знаний и навыков, а не абстрактных, пусть и фундаментальных знаний. Образовательная система плюс ко всему, должна учить и навыкам адаптации, давать знание о самостоятельном управлении жизненными ситуациями, что необходимо гражданам и в будущей трудовой деятельности, и в социальных ситуациях.

Важная задача образовательного учреждения - создать образовательный продукт, соответствующий определённым идеальным представлениям потенциального потребителя образовательных услуг. На начальном этапе образовательному учреждению необходимо обратить внимание на формирование спектра услуг. В некоторых случаях имидж учебного заведения и его привлекательность могут быть высокими благодаря хорошему качеству именно вспомогательных элементов товарного комплекса Следующий шаг при разработке деятельности образовательного учреждения — анализ каждой отдельной услуги. Это необходимо для того, чтобы представить суть услуги, ее ядро, т.е. то, что реально ищет покупатель, заинтересовавшись этой услугой. Для дальнейшего развития учебного заведения необходимо регулярно комплекс предлагаемых услуг.

Качество образовательных услуг определяется кадровым обеспечением, качеством педагогического, научно-исследовательского и административно-управленческого персонала всех уровней (профессиональными, деловыми и личностными характеристиками, способностью к образованию и развитию, обладание современными знаниями и навыками, практическим опытом в профессиональной области и пр.); качеством учебно-вспомогательного персонала. Материально-техническая база образовательного учреждения, адекватная современным требованиям рынка, информационная компетентность персонала в значительной степени определяют успех [3, с. 10].

Отечественный рынок образовательных услуг только формируется. Еще полностью не установлены правила и нормы взаимодействия. Формируются локально-замкнутые участки и участники рынка. Многие участники рынка образовательных услуг стараются решать свои проблемы самостоятельно, стараются получить услугу на безвозмездной основе, что не соответствует принципам функционирования рынка. Более развиты вертикальные связи, чем горизонтальные.

В процессе формирования рынка образовательных услуг (для развития конкурентоспособности образовательного учреждения и реализации принципов рыночного взаимодействия) необходимо достаточное количество квалифицированных специалистов и хорошо организованная система управления процессами для реализации образовательных программ, проведения современных научных и научно-методических исследований, управления рыночными процессами.

Дальнейшее развитие рыночных отношений, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, вызывают необходимость изучения состояния этого рынка, оценок и ожиданий потребителей образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум). Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. –168 с.
  2. Винокурова, Н. В. О возможности инновационного развития педагогических вузов / Н. В. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 2 (6). – С. 9–14.
  3. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании / В. В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С. 9 – 12.
  4. Листвина, Е. В. Риски образовательного пространства / Е. В. Листвина // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 1 (9). – С. 42–48.