Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.05.2015

Фундаментальный анализ: этапы и структура

Малышенко Константин Анатольевич
к.э.н., доцент Кафедра «Финансы и кредит» «Институт экономики управления» Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Ялта РК РФ
Малышенко Вадим Анатольевич
к.э.н., доцент Кафедра «Финансы и кредит» «Институт экономики управления» Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Ялта РК РФ
Али-Заде Башир Эли-оглы
Студент группы 41 - ФК «Финансы и кредит» Кафедра «Финансы и кредит» «Институт экономики управления» Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Ялта РК РФ
Аннотация: В статье рассмотрены основные этапы и методы проведения фундаментального анализа, показана необходимость и существенность проведения фундаментального анализа на предприятии.
Ключевые слова: фундаментальный анализ, стоимость компании, эффективное управление компанией
Электронная версия
Скачать (483.6 Kb)

Необходимость фундаментального анализа обусловлена тем, что на рынке появляется потребность качественной и достоверной оценки финансово-хозяйственной деятельности компании, как на локальном уровне, так и на глобальном. Осуществляя оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при помощи фундаментального анализа, можно спланировать и спрогнозировать дальнейшую тенденцию роста и развития операционной, финансовой и инвестиционной деятельности компании.

Для эффективного управления финансово-хозяйственной деятельности компании (как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе) необходимо применять основные приемы фундаментального анализа: анализ рентабельности, ликвидности, платежеспособности, деловой активности, денежных потоков, а также производя оценку многофакторных моделей, используемых при прогнозировании несостоятельности организации (модели Альтамана, Таффлера, Лиса). Не следует забывать и об анализе внешних, независимых от состояния предприятия, показателей социально-экономического положения, таких как: уровень инфляции, процентная ставка банков, уровень законодательной защищенности предприятий, уровень государственных налогов и сборов, уровень платежеспособности населения и т. д., которые, в свою очередь, играют немаловажную роль в принятии управленческих решений.

Среди российских учёных, исследовавших и применявших фундаментальный анализ необходимо отметить труды С.В. Банка, Т.Б. Бердниковой, М.В. Ефимова, О.В. Ефимовой, В.Д. Миловидова, Н.В. Семенюты, Р.С. Сайфулина, А.Б. Фельдмана, А.Д. Шеремета и др [1 с. 2].

Фундаментальный анализ (англ. Fundamental analysis) — термин для обозначения методов прогнозирования рыночной (биржевой) стоимости компании, основанных на анализе финансовых и производственных показателей её деятельности. Фундаментальный анализ используется инвесторами для оценки стоимости компании (или её акций), которая отражает состояние дел в компании, рентабельность её деятельности. При этом анализу подвергаются финансовые показатели компании: выручка, EBITDA (Earnings Before Interests Tax, Deprecation and Amortization), чистая прибыль, чистая стоимость компании, обязательства, денежный поток, величина выплачиваемых дивидендов и производственные показатели компании [2 с. 2].

На уровне отдельной компании (финансового инструмента, ценной бумаги), фундаментальный анализ включает в себя анализ финансовых и бухгалтерских отчетов, управления, стратегии бизнеса и конкуренции [5, с. 125].

Фундаментальный анализ обычно бывает трех уровней:

- на уровне экономики, фундаментальный анализ включает в себя изучение национальных экономических индикаторов для оценки текущего и будущего состояния экономики в целом.

- на уровне индустрии, фундаментальный анализ может включать в себя изучение сил спроса и предложения для данного типа продукта или услуги.

- на уровне отдельной компании (финансового инструмента, ценной бумаги), фундаментальный анализ включает в себя анализ финансовых и бухгалтерских отчетов (количественный анализ), управления, стратегии бизнеса и конкуренции (качественный анализ). Общая схема проведения фундаментального анализа, его этапы и факторы представлена на рис. 1. 

Рисунок 1 – Составляющие фундаментального анализа

Рисунок 1 – Составляющие фундаментального анализа

Как видно из приведенной схемы (рис. 1) нами выделены четыре этапа, в которые входит анализ определённых групп факторов. Кроме того отдельно выделены форс-мажор и слухи и ожидания как универсальные факторы, присущие любому направлению. [3 с. 23]

Основными методами фундаментального анализа являются оценка и сравнение компаний по аналитическим коэффициентам, а также построение моделей развития компании [4 с. 3].

Можно заключить, что фундаментальный анализ является мультифункциональной системой оценки стоимости предприятия, его качественных и количественных характеристик, а также основным инструментом в управлении инвестиционной, финансовой и производственной деятельности предприятия.

Список литературы:

  1. Многоуровневый анализ взаимосвязей индикаторов фондового рынка российской федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gu-unpk.ru/public/file/defence/Andreev_Vladimir_Evgenevich_01.10.2014.pdf
  2. Фундаментальный анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фундаментальный_анализ
  3. Малышенко К.А. Особенности осуществления фундаментального анализа в условиях Украины/ К.А. Малышенко. // Економіка, менеджмент, маркетинг і логістика: теорія, практика, перспективи: Матеріали міжнародної науково-практичної конференції студентів і молодих науковців (м. Ялта.11-12 квітня 2013 року) - Ялта, РВНЗ КГУ, 2013. - 312 с.
  4. Финансовый анализ компании - что это такое [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cashgo.ru/blog/214/760/
  5. Хаертфельдер М. Фундаментальный и технический анализ рынка ценных бумаг [Текст]: Спб.: Питер, 2005. – 345 с.