Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.05.2015

Проблемы социальной работы с семьями беженцев и их детьми

Чикатуева Лина Эдуардовна
студентка 2 курса магистратуры направление «Технология социальной работы» Социально-психологический институт Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Россия
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются семьи беженцев, дан краткий анализ основных положений законов о правах беженцев. Подробно рассмотрена помощь оказываемая детям беженцев. Сформулированы основные виды социальных услуг, оказываемым семьям беженцев и их детям.
Ключевые слова: миграция, семья беженцев, дети беженцев, социальные проблемы беженцев, социальная услуги беженцам
Электронная версия
Скачать (470.3 Kb)

Миграционные процессы происходили всякий раз, сколько проживает человечество. Напряженность, массовость, мотивы миграций зависят от множества оснований: вера, войны, политические репрессии, природные и экологические катаклизмы, финансовая непостоянность.

Специалисты разделяют категории беженцев и перемещенных лиц. Беженцы – это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных событий. И те и другие обязаны в силу определенных серьезных обстоятельств, оставлять свое постоянное местожительство или даже покидать страну. Беженцы это немного другое, нежели мигранты. Их бегство связано с насилием над личностью, нарушением ее прав. В периоды войн, часто возникающих в различных регионах мира, беженцам приходится переносить очень тяжелые испытания, связанные с военными действия, межнациональными распрями, политическими играми.
Согласно американским источникам, в мире насчитывается более 15 млн. беженцев, а совместно с перемещенными лицами, эмигрантами это число доходит до 40 млн. человек. Согласно статистике Россия принимает примерно 8 тысяч беженцев в год [5]. Это не считая событий, произошедших за последний год (военные действия на Юго-Востоке Украины). За 2014-2015 год на территорию России прибыло несколько тысяч беженцев из Украины.

Наиболее интенсивное увеличения числа беженцев приходилось на начало 90-х годов, то есть период развала СССР. Люди, проживавшие в СССР, поневоле стали гражданами других государств, так как республики, входившие в Советский Союз, отделились и стали самостоятельными. И в этих государствах, русскоязычных граждан стали ущемлять в правах, как например, запрет разговаривать на родном, для них, русском языке. Мы это видим на примере Прибалтийских стран, а в последнее время и на Украине. Сокращение русских школ, ограничения в выборе профессий, проблемы с предоставлением гражданства – все это было и есть до сих пор во многих государствах, изъявивших желание быть самостоятельными.
Возникла необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав граждан, а для этого нужно было пересмотреть политику миграции, и в феврале 1993 года принимаются Федеральные Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Главным условием получения данного статуса для мигрантов из стран СНГ и Балтии является оформление российского гражданства. Всеобщая Декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конференция ООН о статусе беженца (1971), Закон «О гражданстве Российской Федерации», также обеспечивает права беженцев [2].

Не сложно понять, что при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная адаптированность человека: из одной, привычной ему, природной и общественной среды он переезжает в другую, негативно разрывая множество естественных связей и искусственно формируя такие связи на новом месте. Попадая в иную социальную среду семьям беженцев необходимо принять новую культуру, которая, не всегда соответствует их традициям, приходится осваивать новые профессии. Эта ситуация позволяет выделить ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться семьям беженцев: материальные; проблемы с трудоустройством; психологические; психические; физические проблемы со здоровьем.

Решение социальных проблем семей мигрантов осложняется рядом причин:

  • многие, из-за бесконечной боязни бюрократической волокиты, просто не получают статус беженцев, что не дает специальным учреждениям производить четкий учет данных лиц и планировать адаптационную работу с ними;
  • большинство иммигрантов не владеют русским языком; это тоже сильно усугубляет решение многих проблем.
  • отсутствие свободных рабочих мест, надлежащих уровню образования беженцев и вынужденных переселенцев (в основном это среднее образование, недоступность профессиональной подготовки и высочайшей квалификации) затрудняет адаптацию семей беженцев и вынужденных переселенцев в новые социально-экономические условия [4].

Трудности, с которыми приходиться сталкиваться детям беженцев можно связать с такими понятиями, как «травма», «утрата» и «жестокое лишение». Травма становится последствием боязни, связанного с войной, унижением, стихийным бедствием, жестокостью со стороны каких-либо людей. Это может вызывать тяжелый стресс у ребенка. Дети беженцев имели возможность оказаться очевидцами убийств, избиение другого лица, или даже сами могли подвергаться жестокому обращению и насилию. Такие дети нуждаются в психолого-социальной поддержке. Детям также свойственно сравнивать свое положение и положение своих сверстников из более обеспеченных и благополучных семей - их одежда, дом, игрушки, питание.

В данной ситуации, наибольшую помощь и поддержку может оказать только его собственная семья, но так как даже взрослые члены семьи сами подвержены стрессу, у, них не всегда получается не только в полной мере выполнять свои родительские обязанности, но даже негативно влиять на формирование личности ребенка.

Исследования психологов показывают, что вышеупомянутые трагические события оставляют в психике ребёнка не заживаемую рану, которая долго остается в его памяти. Все дети, пережившие психический шок, страдают от его последствий. Не считая множества физических и психических расстройств у них наблюдается также нарушение процесса уверенного и свободного поведения в обществе. Тяжесть нарушений связана, как правило, со степенью беспощадности насилия, наличием или же отсутствием телесных повреждений у самого ребёнка. Ужесточение такого или иного риска может вызвать психологический болезни, нарушение адекватного поведения, что зачастую приводит к употреблению алкоголя, наркотиков и другим асоциальным проявлениям, в общей массе сильно обостряющим преступную обстановку в регионе.

Известно, что дети в семьях беженцев и вынужденных переселенцев ощущают недостаток еды, воды, отсутствие медицинского обслуживания, должного образования и крыши над головой. Всё это ведёт, как к физическому ослаблению организма, так и эмоциональному истощению личности. Такие обстоятельства могут подтолкнуть ребёнка на преступление, и даже на самоубийство, если ему не будет оказана своевременная помощь квалифицированных специалистов [2].
Социальная помощь детям беженцев заключается не только в том, чтобы гарантировать им элементарные условия для реализации естественных и необходимых потребностей (питание, жилье, медицинское обслуживание и т.д.), но еще предоставить возможность создавать духовно-культурные (учеба, общение с родителями и сверстниками) и профессиональные потребности [3]. Для развития и самоутверждения детей мигрантов немало можно сделать, привлекая образование и художественное творчество. То есть, значительную поддержку может оказать и оказывает школа. Большое значение должно придаваться школьному воспитанию и образованию детей мигрантов.

Стрессовые ситуации отрицательно воздействуют на состояние здоровья, как взрослых, так и детей. Появляется необходимость создания реабилитационных центров, муниципальных, общественных организаций, которые могут помочь и местному населению, и семьям беженцев.

По национальному стандарту Российской Федерации беженцам оказываются следующие основные виды социальных услуг:

  • материальная поддержка. Для преодоления материальных проблем беженцев используются следующие меры: материальная помощь, пособия и субсидии, передача жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, предоставление жилой площади для постоянного заселения, выделение земельных участков под жилищное строительство, социально-бытовое обслуживание;
  • помощь в трудоустройстве. По преодолению проблем с трудоустройством, выполняется содействие занятости вынужденных мигрантов, включая помощь в подготовке и переподготовке, повышении квалификации, в разработке рабочих мест, в получении документов, важных для сохранения и восстановления трудового стажа, решении иных вопросов обеспечения занятости [6];
  • психологическая помощь. Тяжелые испытания, которые приходится выносить семьям беженцев, имеют все шансы вызвать психологические проблемы. Это, например, ситуации, когда человек оказался очевидцем нанесения другому лицу телесных повреждений или видел растерзанное тело, или был на грани смерти, могут служить примерами травматических стрессов. Такие травматические стрессовые ситуации могут отрицательно повлиять на состояние здоровья взрослых и, тем более, детей. Они зачастую вызывают серьезные последствия на долгие годы. В решении данной проблемы потребуется помощь высококвалифицированного работника;
  • социально-педагогическая поддержка. Для решения таких задач как, к примеру, ухудшение психологической атмосферы в семье, повышение числа семейных инцидентов, дисгармония во взаимоотношениях членов семьи, гендерные семейные конфликты, связанные с воспитанием детей, их неуспеваемостью, плохим поведением, социальный работник включает в процесс помощи социального педагога;
  • медицинская помощь. Для решения таких проблем, как психические (дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей), физические проблемы со здоровьем, социальный работник подключает медицинские службы [5].

В заключении необходимо отметить что, социальная работа с семьями и детьми беженцев считается важным условием гармоничного существования современного общества. Общие старания управления социальной защиты, действия Федеральной миграционной службы, добросовестность сотрудников детских домов и школ, позволят справиться и с такой минимальной задачей, как организация социальной работы, которая ориентирована на оказание помощи нуждающимся семьям беженцев и их детям. И задачей – максимум: помочь данным семьям восстановить нормальную идентификацию с обществом, оказать на них положительное воздействие.

Список литературы: 

  1. Агулина С.В. Теоретические основы гендерного подхода в социальной педагогике // Наука. Инновации. Технологии. – 2010. -№ 6. – С.214-220.
  2. Акмалова А.А., Капицин В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учебное пособие. / Отв. ред. П.Д. Павленок.- М.: ИНФРА-М., 2007. – 142 с.
  3. Бурцева И.В. Технологизация профессиональной социальной работы//Наука и современность. – 2012. - № 15-3. – С. 186-190.
  4. Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. - М., 2001. – 136 с.
  5. Ионцев В.А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения // Миграция населения. – Вып. I. – M., 2001. – С. 25-26.
  6. Поликарпова А.И. Региональные аспекты социально-экономической и психологической поддержки безработных // Проблемы развития полиэтничного региона: социально-политические и психологические контексты. – Ставрополь, 2014. - С. 81-85.