Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.05.2015

Формирование нравственно-ценностных ориентаций студентов в условиях современного вуза

Цораева Фатима Николаевна
доцент кафедры начального и дошкольного образования педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия
Аннотация: Формирование нравственно-эстетических ориентаций у студентов в условиях современного вуза – это деятельность, при которой целостность подходов, форм, технологий и содержания высшего образования стимулируют индивидуальное развитие студентов – будущих работников, стратегическими целями которого являются развитие готовности к восприятию произведений культуры и искусства, воспитание общекультурных компетенций, привития высоких нравственно-ценностных интересов и потребностей, осознание своего места в межкультурной коммуникации, а также формирование должного общекультурного самосознания. Совершенствование новой системы профессионального образования, призванной развивать все стадии духовно-нравственного становления личности, все этапы ее зрелости и нравственно-этического достоинства опирается на эти принципы и убеждения.
Ключевые слова: высшее образование, воспитание, нравственно-эстетические ориентации, образовательная деятельность, культурные ценности
Электронная версия
Скачать (463.1 Kb)

Переход образовательных организаций высшего образования на ФГОС третьего поколения (3+) актуализирует необходимость разработки не только новых технологий подготовки будущих специалистов, но и поиска и создания инновационных воспитательных моделей. Это во многом зависит от сформированности новых ценностей и устойчивых убеждений в современной студенческой среде, имеющую большую социальную значимость в изменяющемся мире.

Проблему воспитания нравственно-ценностных ориентаций у студентов в современных условиях необходимо рассматривать как важное конкретно-историческое динамичное явление, тесно связанное с национально-культурными, экономическими, социально-политическими особенностями. Данный процесс, прежде всего, длительный, изменчивый, многофакторный: он отражает многочисленные субъективные и объективные факторы, обусловливающие сложность воспитательного процесса своим комплексным действием; результаты воспитания не так скоро обнаруживают себя и не так открыто могут быть представлены, как в процессе учебной деятельности. Это определяет сущность, структуру и задачи нравственно-эстетического воспитания, основные направления духовного развития личности, формирования индивидуально-ценностных ориентиров.

Вопросы формирования нравственно-ценностных ориентаций интересовали историков, философов, педагогов, психологов с давних времен и изучались всесторонне во многих исследованиях, проводившихся в разные исторические периоды (Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, Т. Гоббс, И. Кант, Платон, Сократ, И.Г. Фихте и др.). Категория «нравственные ценности» предметом изучения в отечественной философской науке стала с 60-х годов прошлого столетия, когда вырос интерес к проблемам морали, человека, духовности, гуманизации жизни общества, антропологии на основе нравственно-ценностных ориентаций. Моральные, духовно-нравственные ценности как основные компоненты гармонично развитой личности представлены в трудах известных отечественных философов: С.Ф. Анисимова, Р.Г. Апресян, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, О.Г. Дробницкого, В.И. Вернадского, И.А. Ильина, А.Г. Здравомыслова, В.П. Тугаринова, В.Н. Сагатовского, П.А. Флоренского и др. В психолого-педагогическом аспекте проблема формирования нравственно-эстетических, духовных, этических ценностей исследуются в работах: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божовича, А.А. Бодалева, С.Г. Ваниевой, Л.С. Выготского, И.М. Ильичевой, И.А. Каирова, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандрова, В.В. Сластенина, В.А. Сухомлинского, Е.П. Шиянова и др.

Главной особенностью современного подхода к проблеме воспитательной деятельности образовательной организации (Н.Б. Багдасарьян, В.П. Бездухов, З.К. Каргиева, Ю.Н. Кулюткин, И.А. Липский, А.А. Магометов, А.М. Столяренко, Б.А. Тахохов и др.) является системное решение проблемы нравственного воспитания на основе выделения целостного комплекса необходимых условий, обеспечивающих успешность формирования нравственно-ценностных ориентаций обучающихся. Исследователи в определение «нравственно-ценностные ориентации» вкладывают различный смысл, что приводит к расплывчатости сущности и содержания таких категорий, как «ценностное отношение», «ценностные ориентации», «гуманистические ценности», «духовные ценности», «мораль» и другие. Система нравственно-ценностных ориентаций человека, пишут Ц.А. Бадмаева и Н.А. Шагаева, является «фундаментом» отношения к миру. Становление человека предполагает не только развитие умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих нравственных ценностей, составляющих основу его культуры. Уровень образования человека рассматривается как неотъемлемый компонент личностной культуры и структурный компонент культуры общества [1, с. 13-20].

Вопросы гуманизации высшего образования, то есть приобщения обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культурному наследию своего и других народов, как полагают многие ученые (Ф.В. Хугаева, М.И. Бекоева), могут решаться наиболее успешно в процессе преподавания таких дисциплин, как: культурология, психология, педагогика, философия и др. Эти дисциплины воспитывают у студентов гражданские качества, чувства патриотизма, помогают им осознать тот факт, что вне нравственности, духовности человечество не может существовать. Современному педагогу высшей школы необходимо самому отвечать духовно-нравственным и моральным требованиям: быть простым и скромным, честным и правдивым, доброжелательным и справедливым. Высокая нравственность – это не количество просмотренных фильмов, прочитанной художественной литературы, прослушанных музыкальных произведений, а, прежде всего, способность строить высоконравственное, человеческое сообщество.

Процесс формирования нравственно-ценностных ориентаций студентов Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова (СОГУ) осуществляется, прежде всего, через информирование студентов о ценностях, нравственных приоритетах и культурах, их различиях и сходстве, формирование у них межкультурной компетентности за счет позитивных представлений о духовном, нравственно-ценностном содержании общечеловеческих идеалов. Каждый факультет вуза выступает как центр социокультурного развития, фиксирующий положительные социальные воздействия на обучающихся, защищающий его от антигуманных и антисоциальных воздействий, способствующий его самовоспитанию и гармоничному развитию, поддерживающий его психологически. В этом немаловажную роль играют кураторы студенческой группы. Кураторы организуют жизнедеятельность студенческой группы в течение всего учебного года.

Ведущими направлениями воспитательной системы нашего вуза являются следующие позиции: научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на формирование творческих, интеллектуальных способностей обучающихся – будущих работников в контексте профессиональных компетенций; инновационная учебно-познавательная деятельность на основе гуманизации образовательного процесса; компетентно организованная культурно-просветительская и досуговая деятельность в рамках студенческого самоуправления; организация учебно-воспитательного процесса на основе профессионально-ориентированной деятельности; активизация деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся; систематический педагогический мониторинг качества обучения студентов и др.

В рамках праздника «День осетинского языка и литературы», учрежденный Указом главы Северной Осетии Т. Мамсуровым в 2003 году, провели конкурс лучших студенческих работ, направленных на сохранение родного языка, традиций и обычаев осетинского народа. Праздник этот посвящен выходу в 1899 году книги Коста Хетагурова, основоположника национального языка и литературы, «Осетинская лира». На конкурсе студенты продемонстрировали инновационные подходы в обучении осетинскому языку, степень использования диалога осетинской и русской культур. В своих творческих работах студенты анализировали степень соответствия существующих образовательных программ возрастным и индивидуальным возможностям школьников, их познавательным потребностям, интересам и т.д. Для более успешного осуществления процесса воспитания нравственно-ценностных ориентаций студентов СОГУ К.Л. Хетагурова в образовательные программы, почти по всем направлениям подготовки, были включены такие дисциплины, как: «Традиции и культура осетин», «Культура речи», «История Осетии» и др.

Существенную роль в этом направлении играет плодотворное сотрудничество СОГУ им. К.Л. Хетагурова с университетами Германии, Норвегии, Польши, США, Франции. Вузы в рамках договоров обмениваются студентами, которые проходят обучение в летних языковых школах, периодически организовывают научно-исследовательские практики. В международной деятельности СОГУ, как отмечает ректор университета В. Созанов, особое место занимает немецкий сектор. Сотрудничество между образовательными учреждениями Германии Северо-Осетинским государственным университетом имени К.Л. Хетагурова имеет многолетнюю историю. Благодаря стипендиальным программам Германской службы академических обменов (DAAD) в вузах Германии неоднократно проходили обучение и повышали квалификацию студенты, аспиранты и преподаватели СОГУ. По словам ректора СОГУ В.Г. Созанова, международная деятельность – приоритетное направление в учебно-воспитательной деятельности вуза. «Наша цель – интеграция СОГУ в мировое образовательное сообщество. Это означает участие представителей вуза в различных международных программах, сотрудничество с международными фондами и организациями, оказывать содействие развитию академической мобильности» [8].

Немаловажное значение имеют мероприятия, посвященные различным знаменательным датам. Так 9 мая, в рамках традиционного празднования «Дня Победы», студенты провели настоящую реконструкцию сражений времен Великой Отечественной войны под названием «Бессмертный полк, на котором студенты СОГУ выступили с великолепными танцевальными номерами и памятными военными песнями. Память погибших почтили минутой молчания, после которой в небо были выпущены воздушные шары. Присутствующие возложили цветы к мемориалу, на котором увековечены имена защитников отечества, которые покинули стены университета и не вернулись обратно. Всего 600 человек из СОГУ – студентов, преподавателей и служащих – было призвано в ряды Красной Армии. Более 100 человек не вернулись домой. «Ушли сдавать вы главный свой экзамен, вы заслонили Родину собой», – такая надпись высечена на памятнике погибших защитников, установленном во дворе Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Ректор СОГУ В. Созанов поблагодарил студентов и преподавателей за столь масштабное и качественное мероприятие. «Подвиг поколения победителей – это вечный, неиссякаемый пример для молодёжи, к которому сегодня, на радость фронтовикам, всё чаще обращаются молодые. Значение этого подвига никогда не удастся преуменьшить, так же, как никому не удастся переписать историю», – отметил в конце мероприятия В. Созанов.

Список литературы:

  1. Бадмаева Ц.А., Шагаева Н.А. Формирование нравственных ценностей студентов в процессе освоения курса «Этика и эстетика» //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология, 2014, №2 (136). С. 13-20.
  2. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: учебно-методическое пособие. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005. – 107 с.
  3. Дробницкий О.Г Моральная философия: Избранные труды //Составитель Р.Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2002. – 523 с.
  4. Ильичева И.М. Психология духовности / Автореф. дис. канд. психол. наук. – СПб., 2003. – 23 с.
  5. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. – Самара: СГПУ, 2002. – 400 с.
  6. Лазарев Н.А. Теоретико-методологические основы развития личности студентов с опорой на их религиозно-духовные гуманистические ценности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Сочи, 2001. – 20 с.
  7. Липский И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентации в социально-педагогической деятельности. – Тамбов, ТГУ, 2000. – 45 с.
  8. СОГУ успешно интегрируется в мировое образовательное сообщество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nosu.ru/index.php/ru/484-glavnye-novosti (дата обращения: 18.04.2015).
  9. Хугаева Ф.В., Бекоева М.И. Профессионально-педагогическая компетентность как условие подготовки студентов к реализации поликультурного образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 216-219.