Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.05.2015

Разработка стратегии улучшения и развития Кировской области

Березина Екатерина Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования Экономический факультет Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: Проведен анализ социально-экономического развития территории. Выявлены сильные, слабые стороны области, определены возможности и угрозы территории. Разработаны основные стратегии улучшения и развития Кировской области.
Ключевые слова: область, потребители, развитие, SWOT-анализ, возможности, стратегия
Электронная версия
Скачать (477.3 Kb)

Кировская область, одна из крупнейших в Нечернозёмной зоне Российской Федерации, расположена на северо-востоке Русской равнины в центрально-восточной части Европейской России. Территория области составляет 120 374 км². Численность населения – 1 304 348 чел. (2015). Городское население – 75.58 % (2015).

Административным центром области является город Киров. К другим крупным городам Кировской области можно отнести Кирово-Чепецк, Слободской, Вятские Поляны, Котельнич.

Административное деление области включает 39 муниципальных районов, а также пять городов областного подчинения и одно закрытое административно-территориальное образование федерального подчинения - Первомайский.

Область граничит на востоке с Пермским краем и Удмуртией, на севере – с Республикой Коми и Архангельской областью, на западе – с Вологодской, Костромской, Нижегородской областями, на юге – с республиками Марий Эл и Татарстан [2].

Анализ социально-экономического развития Кировской области можно провести по ряду показателей:

  • Среднемесячный доход на душу населения – 17416 рублей;
  • Продолжительность жизни - у мужчин 61,7, женщин 74,5;
  • Обеспеченность дошкольными учреждениями - всего 487, 743/1000 мест;
  • Обеспеченность больницами- 102,4/10000 коек на человек;
  • Валовый территориальный продукт - 239,8 млрд рублей;
  • Объем инвестиций в основной капитал - 44000 на душу населения;
  • Уровень безработицы – 5.1%.

В качестве основной категории потребителей Кировской области можно рассмотреть ее население.

По последней переписи населения, доля населения:

  • Ниже трудоспособного возраста - 15,2%;
  • Трудоспособный возраст - 60,4%;
  • Старше трудоспособного - 24,4%.

Доля женщин 54,1%, мужчин - 45,9 % .

На каждого 1000 мужчин в регионе приходится 1177 женщин. Средний возраст - 40,7. У мужчин - 37,7, у женщин 43,3.

Национальный состав:

  • Русские 91,9%;
  • Татары 2,8%;
  • Марийцы 2,3%;
  • Удмурты 1%;
  • Украинцы 0,6% .

Существуют 4 основных метода развития территории:

  1. Развитие социальной сферы.
  2. Улучшение городской среды.
  3. Экономическое развитие.
  4. Стратегическое рыночное планирование.

Развитие социальной сферыподразумевает финансовое обеспечение хорошего состояния школ, больниц и поликлиник, детских учреждений, облегчение бюрократического бремени и т.д. необходимо разумное сочетание между адекватным и привлекательным общественным обслуживанием и затратами на его содержание.

Улучшение городской среды, т.е. архитектурного облика города, его открытых пространств, землепользования, планировки улиц, пешеходных зон, чистоты и экологического состояния. Необходимо учитывать вопросы экологии и окружающей среды, оценивать экологические последствия увеличения плотности населения, жизни в высотных зданиях, заторов уличного движения и парковок, загрязнения воздуха, городских пространств.

Экономическое развитие– повышение экономической эффективности в работе местной администрации, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности места. Для этих целей многие территории создают специальные отделы или агентства содействия экономическому и деловому развитию.

Стратегическое рыночное планирование – это предположение, что будущее, с одной стороны, в основном, неопределенно, а с другой, - проектируемо как гибкая система, способная «поглощать» удары и быстро и эффективно приспосабливаться к новому развитию событий и новым возможностям. Территория должна создать информационную систему и системы планирования, внедрения и контроля, способные мониторить изменяющуюся среду и конструктивно реагировать на возникающие возможности и угрозы.

С целью разработки стратегии улучшения и развития Кировской области проводится SWOT-анализ территории.

Техника SWOT–анализа представляет собой качественный анализ перспектив, включающий описание: сильных сторон (Strengths) фирмы, слабых сторон (Weaknesses) фирмы, возможностей (Opportunities), предоставляемых внешней средой, угроз (Threats), предоставляемых внешней средой [3].

Территория может обладать основной сильной стороной, но сильная сторона не обязательно будет конкурентным преимуществом на выбранном целевом рынке. Территория должна выявить, какие именно сильные и слабые стороны больше всего воздействуют на восприятие и поведение именно ее целевых рынков.

Сильные стороны Кировской области:

  • Выгодное географическое положение
  • Железнодорожная развязка
  • Умственный потенциал
  • Социальная инфраструктура
  • Низкая преступность
  • Хорошая демографическая обстановка
  • Торговля
  • Развитая пищевая и молочная промышленность

Слабые стороны Кировской области:

  • Дорожная инфраструктура
  • Отсутствие нефти и газа
  • Экология
  • Суровость климата
  • Недостаток перерабатывающих производств
  • Безработица

Угрозы:

  • Отток молодых кадров
  • Нехватка рабочей силы
  • Снижение уровня инновационных технологий

Возможности:

  • Строительство метро
  • Проведение ярмарок
  • Георазведка (нефть, газ)
  • Туризм
  • Развитие спорта
  • Расширение мелких производств по переработке

В качестве сильных сторон области, которые могут позволить реализовать возможности и снизить влияние угроз, можно выделить:

1.Лес.

Свыше 63% территории области покрыто лесами с богатым растительным и животным миром. В основном это леса хвойных пород. Возможными для эксплуатации являются леса площадью 5,4 млн. га.

2. Образование.

Система образования Кировской области включает в себя более 1500 образовательных организаций всех уровней. В них обучаются и воспитываются более 250 тыс. человек и занято более 17 тыс. педагогических работников. В Кировскую область едут учиться абитуриенты из многих городов-соседей и не только.

К слабым сторонам Кировской области, решение которых требуется в краткосрочном периоде, относятся:

1. Дороги.

Сеть автомобильных дорог Кировской области была сформирована в конце 80-х годов, и с распадом СССР финансирование из федерального бюджета практически прекратилось.

На сегодняшний день территориальная сеть дорог общего пользования области составляет 9690 км, из которых с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием 5484 км (57%). По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием регион занимает 48 место в России и 13 место в ПФО.

2.Недостаточное количество мест в дошкольных образовательных учреждениях.

На данный момент на каждую тысячу детей Кировской области приходится 743 места в дошкольных учреждениях.

Сопоставление сильных и слабых сторон территории с имеющимися возможностями и угрозами позволяет разработать стратегии улучшения и развития Кировской области. 

Таблица 1 - SWOT-анализ Кировской области

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Лес

2.Образование

1. Дороги

2.Недостаточное количество мест в дошкольных образовательных учреждениях

Возможности

1.Увеличение производства лесной продукции

2.Большое количество частных строительных компаний, которые не используют на 100% свой потенциал

Стратегия развития лесной промышленности за счет увеличения объема продукции

Стратегия увеличения количества дошкольных бюджетных учреждений

Угрозы

1.Отток молодых специалистов из области

2.Увеличение количества дорожно-транспортных нарушений

Стратегия поддержки молодых специалистов:

- увеличение целевых мест

- последипломное сопровождение и консультация по трудоустройству

Стратегия улучшения дорожного покрытия


Деятельность, связанную с реализацией территориального продукта, необходимо начинать с повышения уровня информированности потенциальных потребителей территории об имеющихся ресурсах, возможностях, складывающихся перспективах развития территории [1].

Таким образом, реализация разработанных стратегий позволит повысить конкурентоспособность Кировской области и привлечь большее количество потребителей территории.

Список литературы: 

  1. Березина Е.А. Особенности маркетинговых инструментов продвижения территориального продукта. Наука, техника и образование. 2015. № 2(8). С. 85-87.
  2. Официальный сайт Правительство Кировской области / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gov-vyatka.ru/ (дата обращения: 10.05.2015)
  3. Сысолятин А.В. SWOT-анализ среды производственного предприятия на мебельном рынке г. Кирова // Nauka-rastudent.ru. – 2014. – No. 11 (11-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/11/2152/ (дата обращения: 10.05.2015)