Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
22.05.2015

Разновозрастное взаимодействие учащихся как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Попова Ирина Александровна
Студентка гр. ПФ О ПОМ-2-2012 НБ, III курс Педагогического факультета Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Пермский государственный национальный исследовательский университет г. Соликамск, Россия
Аннотация: В статье раскрывается значение общения разновозрастных групп, приводятся приемы и методы реализации коммуникации между учащимися разного возраста, так же раскрываются воспитательные задачи, которые достигаются посредством подобного общения. Кроме того, описываются коммуникативные универсальные учебные действия и как они формируются на том или ином возрастном периоде.
Ключевые слова: коммуникация, разновозрастное общение, коммуникативные универсальные учебные действия, проектная деятельность, разновозрастное взаимодействие учащихся
Электронная версия
Скачать (442.3 Kb)

В условиях обучения одну из наиболее значимых ролей приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учениками. Коммуникация обеспечивает совместный процесс деятельности людей и подразумевает не только взаимообмен информацией, но и обеспечение некоторой коллективности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), кроме этого процессы межличностного восприятия, учитывая взаимоотношения с партнёром. По мнению А.Г. Асмолова, коммуникативные универсальные учебные действия формируют социальную компетентность с учётом позиции окружающих людей, партнеров по коммуникации или совместной деятельности; умение слушать и учувствовать в диалоге; вступать в коллективное обсуждение проблем; интегрироваться в группу и выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1, c. 126].

К коммуникативным действиям относятся:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
  2. постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
  4. управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
  5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  6. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Необходимо формировать адаптивные способности, позволяющие ему в максимально короткие сроки выстроить доверительные, партнерские взаимоотношения с одноклассниками и с педагогами не только в процессе учебной деятельности, но и вне ее. Коммуникативные действия способствуют обеспечению социальной компетентности и осознанной ориентации учеников на позиции окружающих людей (прежде всего, партнера по коммуникации или деятельности) [3, c. 68].

Особое место в развитии коммуникативной компетенции может занимать разновозрастное взаимодействие учащихся. Так как именно посредством такого контакта можно добиться успешной социализации учащихся после окончания обучения в образовательном учреждении, умения строить отношения с окружающими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Рассмотрим способы организации разновозрастного взаимодействия, которые можно реализовать через проектную деятельность, дискуссию, тренинги.

Разновозрастная проектная деятельность — педагогическая технология, направленная на приобретение учеников новых знаний в тесной связи с реальной жизнью и формирования у них опыта социального общения. Во время такой деятельности ученикам приходится выполнять различные роли, проявлять гибкость во взаимоотношениях, что способствует обогащению коммуникативного и в целом социального опыта [2, c. 112].

Работа организовывается так, что старшие ученики курируют деятельность младших, направляют их и помогают решать конфликтные ситуации, что полезно как для тех, так и для других. Деятельность кураторов позволяет старшим выполнить роль организатора, тем самым развивает чувство уверенности в себе и ответственности. Сама проектная деятельность способствует отработке умений формулировать вопросы и давать поручения, контролировать работу, помогать искать решение проблем, принимать решение, ну и наконец находить такие слова, которые будут понятны для детей другого возраста. Описанная работа поможет старшим ученикам не только в развитии коммуникативных способностей, но и выступать в роли учителя и уважительно относиться к их труду. Младшие в свою очередь, научатся слушать друг друга, грамотно выражать свои мысли, быть ответственными и исполнительными.

Следующий вид работы — дискуссия. Дети разных возрастов могут общаться на конкретные учебные темы, интересные и доступные им. Они будут учиться приводить аргументы, выражать мысли, избегать конфликтов, подводить того или иного участника дискуссии к желаемой позиции, уважительно общаться с младшими и старшими школьниками, слушать и слышать, отстаивать свою позицию или на оборот признавать поражение. Дискуссия может быть письменной, допустим на форуме или в группе, где каждый может оставить своё независимое мнение и не бояться давления со стороны старшеклассников или одноклассников.

Следующий способ организации совместной деятельности детей разного возраста — тренинг, который может проводиться в виде игры, мозгового штурма, телеконференции, диспута, внеурочной деятельности, математического вечера, командного состязания, КВН и т.д. [4, c. 35].

В такой работе формируется умение быть частью группы и умение в ней работать, в то же время вносить свои предложения и высказывать мысли, учитывая групповую дисциплину. В тренинге создаётся специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт обучающимся почувствовать себя в атмосфере благополучия и устойчивости.

Таким образом, по средствам описанных видов разновозрастного взаимодействия учащиеся гораздо быстрей и эффективней будут осваивать коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопроса, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли. Кроме этого старшие школьники побудут в качестве кураторов, тем самым на личном примере опробуют роль учителя, что повлечёт за собой не только желание учиться, но и уважительно относиться к педагогической профессии. Ученики будут взаимодействовать не только со сверстниками и учителем, но и с учащимися другого возраста, что должно, скорее всего, благоприятно сказаться на формировании коммуникативных УУД.

Список литературы: 

  1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011. – С. 159.
  2. Байбородова, Л. В. Обучение в разновозрастных группах сельской малочисленной школы: «Окружающий мир»: пособие для учителя / Л. В. Байбородова, И. Н. Чижова, Г. Л. Фурдина, Н. К. Колобова. – Ярославль, Издательство: ЯГПУ, 2005. – С. 187.
  3. Давидчук, Е.Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе: учебное пособие / Е.Г. Давидчук. – С-Пб.: ФЕНИКС, 2002. – С. 198.
  4. Шавровская, В. Модернизация обучения и воспитания в разновозрастных группах: учебное пособие / В. Шавровская. – М.: Просвещение, 2004. – С. 119.