Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.05.2015

Сохранение межнационального мира и согласия в условиях глобализации как фактор сохранения стабильности и суверенитета государства (на примере украинского населения, проживающего в Республике Башкортостан)

Крайнова Анна Евгеньевна
аспирант 1 курса кафедры права Института управления и безопасности предпринимательства, Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: В статье раскрывается проблема межнациональных взаимоотношений в условиях глобализации. Описывается положительный опыт Республики Башкортостан в деле сохранения межнационального согласия, путем разработки законодательных актов, создания историко-культурных центров, государственной поддержки национально-культурных объединений. В качестве примера эффективной национальной политики приводится украинское население, проживающее в Республике Башкортостан, рассматриваются этнокультурные последствия переселения украинцев на Южный Урал.
Ключевые слова: межнациональные отношения, национальная политика, историко-культурные центры, национально-культурные объединения, переселение, украинское население
Электронная версия
Скачать (481 Kb)

Выработка оптимального пути развития межнациональных отношений в Российской Федерации – одна из актуальных проблем современности. Глобальный процесс демократизации 90-х годов XX века оказал влияние не только на экономическое развитие, он также коснулся области национальных отношений. Негативно на развитие межнациональных (межэтнических) взаимоотношений повлияли ряд факторов. Среди них: размывание и разрушения смыслов и ценностей культуры народов России, проникновение в культурно-информационную систему идей и принципов, чуждых культурным и религиозным основам жизни народов Российской Федерации.

Сегодня реальностью остаются сложные межнациональные отношения, существует необходимость разработки эффективных государственных мер в области межнациональных взаимоотношений. От этого зависит стабильность и процветание многонационального государства, его суверенитет и национальная безопасность. Эффективная национальная политика способствует формированию мировоззрения, воспитания чувства патриотизма подрастающего поколения, влияет на общественное сознание, способствует укреплению дружбы и согласия между народами, благополучию в обществе, сохранению исторически сложившегося государственного единства.

Каждый шаг в области национальных отношений должен быть тщательно продуман, необходим всесторонний подход. Для многонациональной и поликонфессиональной России этнический и религиозный аспекты являются факторами национальной безопасности. Это зафиксировано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, а также в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности. Важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны являются: укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму. В настоящее время в Башкортостане разрабатывается государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан».

Необходимо отметить, что проблеме межнациональных отношений и межкультурного взаимодействия народов, проживающих в Республике Башкортостан, уделялось пристальное внимание и в предыдущие годы. Так, в период с 2003 по 2012 гг. в республике действовала государственная программа «Народы Башкортостана», предусматривавшая государственную поддержку духовной социальной, экономической, культурной жизни и языковой культуры народов Республики Башкортостан. Кроме того, реализовывался ряд нормативно-правовых актов в области национальной политики: Конституция Республики Башкортостан, законы Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», «О национально-культурных автономиях в Республике Башкортостан», «О культуре», «О народных художественных промыслах», «Об образовании в Республике Башкортостан», «О театрах и театральной деятельности в Республике Башкортостан», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан», «О библиотечном деле», «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан», «О государственной поддержке кинематографии в Республике Башкортостан», «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан», Постановление Правительства Республики Башкортостан от 13 апреля 2006 г. «Об историко-культурных центрах», Указ Главы Республики Башкортостан от 26 февраля 2015 года № УГ-39 «О мерах по реализации государственной национальной политики в Республике Башкортостан».

Проанализируем опыт Республики Башкортостан по созданию историко-культурных центров. Идея их создания сама по себе не нова. Данная модель сохранения национального наследия существует во многих субъектах Российской Федерации. Разница же заключается в том, какое содержание вкладывается в форму.

Понятие «историко-культурный центр» подразумевает места сосредоточения историко-культурных памятников, архитектурных ансамблей, представляющих собой несомненную ценность как шедевры древнего зодчества, изобразительного искусства, а также места духовного и культурного становления, боевой славы или скорби народа. представление. Историко-культурный центр – комплекс, включающий охрану памятников культуры, ландшафтов, реставрационные работы, музейную, научно-исследовательскую и издательскую деятельности, возрождение традиционных праздников и промыслов на исторически значимых территориях.

Историко-культурные центры Республики Башкортостан – это комплексы, характеризующиеся компактным проживанием исторически сложившихся этнических групп с высокой степенью сохранности культурного наследия (Саитбаба, Золотоношка, Мишкино, Новые Татышлы, Килимово, Максим Горький, Балтика, Алексеевский, Никольский храм, Суук-Чишма, Село Федоровка), характеризующего данную группу, а также в достопримечательных местах, связанных с выдающимися личностями (Надеждино – Аксаковский, Усень-Ивановское – Цветаевский, Сарайлы – имени Канзафар-бия) или событиями (Темясово, Красный Яр) [7, с. 108].

Создание 16 уникальных историко-культурных центров на территории Башкортостана стало успешным результатом деятельности в плане работы по сохранению культуры и поддержанию этнопсихологического склада народов края.

Необходимо отметить, что историко-культурные центры Башкортостана – это не только музейные, познавательные, культурные комплексы, деревни, места и усадьбы, это формы самоорганизации населения для удовлетворения своих национальных потребностей на проживаемой территории, где человек имеет возможность обучаться на родном языке, изучать историю своего народа и края, постигать его культурные устои, принимать активное участие в возрождении национальных ценностей и благоустройстве родной местности [7, с. 108-109]. Сегодня историко-культурные центры республики все больше становятся эпицентрами возрождения традиционной национальной культуры и исторической памяти народов.

Кроме историко-культурных центров в республике действуют более 60 национально-культурных объединений. Их деятельность направлена на формирование механизмов защиты прав народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, развитие их традиций, упорядочение системы государственных мер, направленных на укрепление традиций мирного сосуществования народов. В качестве центров, координирующих деятельность национально-культурных объединений созданы Ассамблея народов Республики Башкортостан и государственное бюджетное учреждение «Дом дружбы народов Республики Башкортостан». Основная цель их работы – создание условий для плодотворного взаимодействия органов государственной власти и национально-культурных объединений, оказание организационно-методической помощи по возрождению, сохранению, развитию духовных ценностей народов. Национально-культурные объединения ведут активную общественную деятельность. Посредством национально-культурных объединений представители различных народов, этнических групп, диаспор и национальных меньшинств имеют возможность самовыразиться и донести до государственной власти проблемы их волнующие, что, несомненно, способствует поддержанию мира и согласия в республике. Так, под руководством Дома дружбы народов Республики Башкортостан регулярно проводятся круглые столы, конференции с участием национально-культурных объединений и представителей органов исполнительной власти Республики Башкортостан, а также организуются национальные праздники, такие как Навруз, Ивана Купала и другие.

Исторический опыт Башкортостана в области межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, учет традиций и интересов всех проживающих на его территории народов могут служить положительным примером, определяет позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений как в Башкортостане, так и в Российской Федерации в целом.

Проанализируем этнокультурные последствия миграции украинцев на территорию Республики Башкортостан.

Следует отметить, что переселение в России имело особую специфику, так как осуществлялось в большей степени внутри страны и носило характер перехода из одних мест жительства в другие, сохраняя при этом связь с центральной властью [3, с. 26]. Не обошел этот процесс и территорию Южного Урала.

Первые украинские поселения появились на Южном Урале в XVIII веке. Заселение украинцами продолжалось и в последующее время, очень интенсивно – в XX веке. Здесь сложились относительно устойчивые этнокультурные комплексы, подвергшиеся значительной трансформации уже во второй половине XX в. Южный Урал (в границах современных Республики Башкортостан, Оренбургской и Челябинской областей) обладает рядом историко-культурных особенностей, среди которых специфическая этноязыковая (тюрко-славянская) среда, где украинцы не являлись доминирующим этносом; транзитный характер миграций; переселенцы не занимали здесь сплошных территорий, расселяясь отдельными компактными анклавами; отсутствие процессов украинизации [8, с. 131].

Переезжая на Южный Урал, украинцы принесли в регион высокую культуру земледелия, усовершенствованные орудия труда, передовые приемы обработки земли, что способствовало распространению в крае различных сельскохозяйственных культур: пшеницы, бахчевых, масляных и т.д. Выходцы из разных историко-этнографических районов Украины, крестьяне были носителями разного агротехнического опыта со своими локальными особенностями, но в целом традиционный хозяйственно-культурный тип украинцев не изменился. В память о своей родине украинцы сохраняли прежние названия в наименованиях вновь основанных поселений. Например, такие названия как Днепровка, Харьковка, Киевка, Черниговка, Полтавка, Черкассы, Тавричанка и другие встречаются на Южном Урале неоднократно [8, с. 137-138].

Всероссийская перепись населения 2010 года учла в Башкортостане 39,9 тыс. украинцев [4]. Украинцы проживают практически во всех городах и районах республики. Большинство представителей украинской национальности (80,1%) [4] проживают в городах и поселках. Наиболее компактно – в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Белебее, Кумертау, Октябрьском, Давлеканово, Мелеузе, Раевке, Чишмах. В сельской местности наиболее многочисленные группы украинцев являются жителями Чишминского, Альшеевского, Стерлитамакского, Иглинского, Благоварского, Уфимского районов.

В первой четверти XX в. начался процесс языковой ассимиляции украинцев. Современная этноязыковая ситуация у потомков украинских переселенцев в республике такова, что идет процесс снижения количества людей, считающих родным язык своих предков, и соответственно рост числа украинцев, считающих родным русский и другие языки народов Башкирии.

В 2002 году украинский язык родным назвали 35,7 % украинцев края [2] (в 1989 году – более 41 % [5, с. 512]). В качестве второго языка свободно владели русским 99,5 % украинцев [2]. В сельской местности бытует местный диалект украинского языка с очень сильным влиянием русского. Этот процесс наглядно свидетельствует о дальнейшем межэтническом сближении украинцев с другими народами республики, и, в первую очередь, с русским этносом, постепенной их этноязыковой ассимиляции. Этому способствовало, наряду с другими факторами, и отсутствие до недавнего времени украинских школ и классов, книг, газет, радио, телевидения и определенная изолированность их от Украины.

Украинцы, переселявшиеся на Южный Урал на разных исторических этапах, приносили с собой сложившиеся комплексы материальной и духовной культуры, элементы которых отчасти сохраняются до настоящего времени. Среди наиболее выразительных этнографических черт украинцев на Южном Урале – поселения и жилища, хозяйственные занятия и промыслы, пища, особенности семейно-брачных отношений, обряды и обычаи, фольклор, народные праздники, язык [8, с. 140].

Во второй половине XX в. под воздействием общих процессов унификации и стандартизации во всех сферах жизни многие черты украинской национальной культуры постепенно исчезали. По многочисленным наблюдениям ученых-этнографов, особенно В.Я.Бабенко, можно сделать вывод о том, что более длительное время этнические особенности сохраняются, прежде всего, в традициях питания и фольклоре, другие формы культуры стремительнее подвергаются трансформации [1, с. 167-168, 175-188]. Эти процессы на рубеже 1980-1990-х годов предопределили подъем национально-культурного движения украинцев Южного Урала. В Башкортостане истоки организованного украинского движения восходят к весне 1989 г. и связаны с подготовкой праздника к
175-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко. Еще в советскую эпоху,
13 января 1990 г., в Уфе было создано «Товарищество почитателей украинской культуры “Кобзарь”» (с 1992 г. – Республиканский национально-культурный центр украинцев Башкортостана «Кобзарь») [6, с.48-66]. За период с 1992 г. по 2014 г. состоялось семь съездов украинцев Башкортостана, в нескольких редакциях приняты и реализованы программы национально- культурного возрождения и развития. В настоящее время в республике существует 20 коллективов творческой самодеятельности, некоторые имеют статус народных: «Барвінок», «Червона Калина», «Дніпро», «Чарівниці», «Хуторок», «Вербиченька». Старейший народный хор «Кобзарь» (г. Уфа), основанный в 1992 г., стал визитной карточкой украинцев Башкортостана. В 1993-1995 гг. преимущественно за счет частных пожертвований издавалась региональная газета украинцев Волго-Уральского региона «Криниця». С марта 1994 по май 1997 г. на республиканском радио периодически выходила в эфир передача на украинском языке «Обрій». С 1995 г. начал работать Союз украинок Башкортостана «Берегиня», на рубеже 1990-2000-х годов имел место опыт создания Союза украинской молодежи. Ежегодно РНКЦУБ «Кобзарь» проводит конкурс на лучшее исполнение произведений Т.Г. Шевченко, традиционными для республики стали фестивали и народные праздники «Ой, радуйся, Земле!», «Червона Калина», Ивана Купала. В 1999 г. создан республиканский историко-культурный центр украинцев Башкортостана «Село Золотоношка» Стерлитамакского района, где украинцы составляют более 60% населения. Центр включает в себя музей, библиотеку, сельскую церковь, дом культуры, школу, ведет активную культурно-просветительскую работу [6, с. 48-66].

Таким образом, украинцы сыграли важную роль в истории и культуре Южного Урала. Потомки переселенцев разных периодов представляют важную часть этнокультурного пространства Южного Урала, сохраняя национальные традиции и выстраивая добрососедские отношения с другими народами.

Проанализировав этнокультурные последствия миграции украинцев на территорию Республики Башкортостан, можно сделать вывод, что положительный опыт Башкортостана является показательным для того как можно и нужно сохранять и преумножать духовные, культурные и языковые традиции народов, проживающих на его территории. Данный опыт может быть полезен при разработке дальнейших политических мер в области сохранения межнационального согласия как на территории Республики Башкортостан, так и в других регионах Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Бабенко В.Я. Быт и культура как фактор сохранения этнической идентичности украинцев Башкортостан // Трансформация этнической идентичности в России и в Украине в постсоветский период. – М.: ИЭА РАН, 2013. – С. 150-195.
  2. Владение языками (кроме русского) населением отдельных национальностей по республикам, автономным областям и автономным округам Российской Федерации // Всероссийская перепись населения 2002 года. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17 (дата обращения: 18.05.2015).
  3. Молощенков А.Н. Миграция украинского населения на Южный Урал в первой четверти XX века //Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 23 (161). – История. Вып. 33. – С.26-32.
  4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Всероссийская перепись населения 2010 года. – Т.4 / [Электронный ресурс] - Режим доступа:URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 18.05.2015).
  5. Национальный состав населения РСФСР: по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. // Государственный комитет СССР по статистике. Информационное издание. – М.: Финансы и статистика, 1990. – С.512.
  6. Хабибуллина А.Р. Славянские историко-культурные центры //Ватандаш. – 2011. – №11. – С. 48-66.
  7. Хабибуллина А.Р. Историко-культурные центры Республики Башкортостан: история создания и правовое положение // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 41 (179). – История. Вып. 38. – С.104-109.
  8. Черниенко Д.А. Украинцы на Южном Урале: история и современные этнокультурные процессы //Трансформация этнической идентичности в России и в Украине в постсоветский период. – М.: ИЭА РАН, 2013. – С. 131-149.