Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.05.2015

Государственное регулирование агропродовольственной сферы северного региона

Козырев Александр Андреевич
магистрант Факультет управления Московский университет им. С.Ю. Витте Москва, Россия
Аннотация: В статье выделены основные направления государственного регулирования агропродовольственной сферы северных регионов. Обоснованы практические мероприятия по таким направлениям как совершенствование нормативно-правовой базы, финансовое оздоровление, фискальная, ценовая и страховая политики, а также информационно-аналитическая поддержка субъектов АПК.
Ключевые слова: государственное регулирование, АПК, агропродовольственный рынок, северный регион
Электронная версия
Скачать (444.2 Kb)

Специфика хозяйствования в северных регионах России подразумевает невозможность осуществления деятельности только на принципах экономической эффективности. Ряд ограничений накладывают суровые условия климата, несовершенство транспортной сети, отсутствие развитой конкуренции.[2] В условиях агропродовольственной сферы, главным образом производства продовольствия и его доведения до конечного потребителя, эта проблема становится еще более актуальной. В связи с чем, остро необходимым представляется усиление государственного регулирования агропродовольственной сферы в условиях северных регионов России.

Полагаем, что нормативно-правовая база должна быть скорректирована по следующим направлениям: дифференциация налоговых ставок по наиболее значимым видам налогов в зависимости от направления расходования полученных доходов для того, чтобы заинтересовать предприятия агропродовольственной сферы в реализации мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производства на основе инновационных технологий; законодательное закрепление соотношения между налоговыми доходами бюджетов различного уровня, учитывающее объективные возможности территорий с экстремальными природно-экономическими условиями.

Важной проблемой, как отмечает А.Н. Алексеев, является также финансовое оздоровление субъектов агропродовольственного рынка, испытывающих острую потребность в денежных средствах.[5] Реализация федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении сельскохозяйственных организаций в подавляющем большинстве случаев ведет к прекращению их деятельности, выводу активов, возрастанию социальной напряженности на селе. Необходимо нормативно запретить распродажу сельскохозяйственных организаций по долям, предусмотрев их передачу в муниципальную собственность для осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению.

Фактически, современная нормативно-правовая ситуация характеризуется отсутствием единого базового нормативного акта, регламентирующего комплексное законодательное регулирование агропродовольственного рынка. Нормативные правовые акты федерального и региональных уровней регулируют лишь отдельные отношения в сфере торговли, государственного контроля безопасности пищевых продуктов, развития ресурсно-сырьевой и материально-технической базы для государственных нужд. [6] Усугубляет положение несоблюдение тех законодательных актов, которые прямо или косвенно связаны с обеспечением населения продовольствием, улучшением его качества. Однако, данная проблема, без сомнения, относится к масштабу федеральной, а власти северных регионов в данном случае могут лишь выступать с определенными законодательными инициативами.

Что касается мер фискальной и ценовой политик, полагаем, что передача субсидирования агропродовольственного рынка на региональный уровень привела к очевидному снижению удельного веса дотаций и субсидий в закупочной цене сельхозпродукции и ухудшению уровня развития инфраструктуры рынка. А.Н. Алексеев по данному поводу справедливо отмечает, что необходимы прямые выплаты, осуществляемые путем выделения субсидий из федерального бюджета.[3] Необходимо также поддержание ценового паритета между промышленной и сельскохозяйственной продукцией с помощью установления единых закупочных цен, посредством сочетания договорных и рыночных цен, установление государственных надбавок к ценам и тарифов на услуги.

Совершенствование страховой политики должно позволить субъектам агропродовольственной сферы использовать свои будущие урожаи в качестве залога при кредитных и лизинговых операциях, а так же заметно снизить риски, связанные с экстремальными условиями хозяйствования. Исследования показывают, что объем страховых взносов устанавливается с учетом регулярности воздействия неблагоприятных факторов, которые в условиях Севера оказывают на сельхозпроизводителей особенно ощутимое влияние. В связи с этим стразовые тарифы достигают рекордно высоких значений (до 16-18 % от стоимости страхуемого урожая), а это означает, что страховые взносы оказываются фактически неподъемным бременем даже для крупных сельхозпроизводителей, не говоря уже о крестьянско-фермерских хозяйствах региона. Полагаем, что государство должно выплачивать товаропроизводителям северных регионов бюджетные субсидии в размере до 60% от величины страховых взносов.

Кроме того, считаем целесообразным cогласиться с рядом ученых, высказывавших предложение о создании национального агропродовольственного страхового резервного фонда, накопление средств в котором, должно осуществляться как за счет государственных субсидий (не менее 5 млрд.руб. в год), так и за счет поступлений от сельхозтоваропроизводителей.[7] Важным является также централизованное определение критериев наступления страхового случая, в связи с тем, что зачастую страховые компании, под различными предлогами, уходят от обязанности осуществления страховых выплат.

Меры таможенно-тарифной политики, по нашему мнению, должны основываться не на общих запретах, а на дифференцированной защите отдельных товарных рынков, в первую очередь рынков мяса и мясопродуктов, молочной продукции и др., а также учете особенностей развития агропродовольственной сферы в регионах Севера.

Так, аграрии центральной части страны заинтересованы в ужесточении таможенного режима по отношению к сельскохозяйственной технике, в частности в увеличении пошлин на ввоз техники, бывшей в эксплуатации. Однако, в случае с сельхозпроизводителями дальневосточных регионов страны остро встает вопрос транспортировки сельскохозяйственной техники, ведь основные ее производители базируются в западной части страны и доставка техники на расстояния в несколько тысяч километров оказывается очень дорогостоящей. В связи с чем, встает вопрос о целесообразности приобретения сельхозтехники для отдаленных северных и северо-восточных регионов России у зарубежных поставщиков, что актуализирует выработку регионально-ориентированных мер таможенно-тарифного регулирования.

Также считаем оправданным введение минимальных ввозных пошлин для суперсовременных сельскохозяйственных машин и технологий, производство которых отечественной экономикой в настоящий момент не обеспечивается.

На региональном уровне меры таможенно-тарифного регулирования агропродовольственного рынка также могут находить свое применение через механизм создания особых налоговых режимов. В частности, в условиях особой экономической зоны, функционирующей в Магаданской области, сельхозпроизводители освобождаются от таможенных пошлин на любые образцы ввозимой сельхозтехники и другие иностранные товары.

Отдельным направлением государственного регулирования должно стать осуществление мер информационно-аналитической и маркетинговой поддержки субъектов агропродовольственного рынка северных регионов. Полагаем, что такая поддержка способна значительно повысить эффективность деятельности субъектов агропродовольственной сферы исследуемых территорий.

Список литературы:

  1. Аверин А.В., Григорьева В.В. Опыт организации системы внутреннего контроля и мониторинга качества государственных услуг по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 1. С. 4-7.
  2. Алексашина Т.В. Рынок интеллектуального капитала: перспективы формирования и развития. - Москва, 2014. – 150 с.
  3. Алексеев А.Н. Организационный механизм управления агропродовольственным рынком районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2010. № 11. С. 88-89.
  4. Алексеев А.Н. Продовольственное обеспечение северных регионов: проблемы и перспективы // Интеграл. 2007. № 6. С. 96-97.
  5. Алексеев А.Н. Теоретические основы развития агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера. – М.: РУДН, 2010. – 158 с.
  6. Алексеев А.Н. Факторы, влияющие на развитие агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера // Перспективы науки. 2011. № 17. С. 115-117.
  7. Алексеев А.Н., Филатов В.В., Социально-экономическая сущность агропродовольственного рынка // В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3. С. 287-291.
  8. Ведров Е.С., Петухов Д.В., Алексеев А.Н. Маркетинговые исследования. - Москва, 2010. – 242 с.
  9. Винничек Л.Б., Фудина Е.В. Повышение эффективности и устойчивости сельскохозяйственного производства// Международный сельскохозяйственный журнал. – Москва, 2009. – № 5. – С. 17–19.
  10. Морковкин Д.Е Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. 2010. № 5. С. 97-101.
  11. Скрынник Е.Б. Формирование современной агропродовольственной политики Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра. экон. наук. - Москва, 2010. - 46 с.