Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
26.05.2015

Воспитание у школьников способности к самореализации как социально-педагогическая проблема

Туаева Лариса Ахсарбековна
доцент кафедры русской и осетинской филологии Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ, Россия
Аннотация: В статье представлены основные подходы к проблеме формирования у обучающихся готовности и способности к самореализации в процессе учебно-воспитательной деятельности. На основе широкого анализа психологической, педагогической и социологической литературы в статье обобщены и систематизированы различные научно-теоретические положения относительно сущности и содержания процесса самореализации как важнейшего социально-педагогического феномена.
Ключевые слова: воспитание, обучение, учебно-познавательная деятельность, школьники, самореализация, самосовершенствование, самовоспитание
Электронная версия
Скачать (464 Kb)

Проблема самореализации, самосовершенствования, духовного становления и максимально самостоятельного олицетворения эмоциональных, интеллектуальных потенций учащихся – это вопросы, уходящие своими корнями в историю просвещении и педагогической мысли. Уже в учениях древних философов (Аристотеля, Платона и др.) прослеживались теоретический анализ этого феномена, а также практические рекомендации путей и способов индивидуального самоосуществления, самореализации. Философы, педагоги, психологи, социологи рассматривают потребность в самореализации как показатель личностной зрелости и одновременно как условие ее достижения.

Самореализация личности школьника, как самостоятельное направление социально-педагогических исследований, возникла в науке сравнительно недавно и имеет сложный ярко-выраженный междисциплинарный характер. Говоря о самореализации школьников, целесообразно вести речь о самоуправлении, саморегуляции и самоорганизации. Если самоуправление и саморегуляция целесообразно рассматривать, применяя теорию распознавания образов, то самоорганизация относится к области синергетики, эффективность которой заключается в самопроизвольном, беспорядочном образовании упорядоченных структур в хаотических системах; самоорганизующаяся система способна изменять способы поведения и внутреннюю структуру.

Анализируя историко-философский контекст, некоторые философы (Р.А. Зобов [4], А.К. Исаев, В.Н. Келасьев [4], Л.А. Цырева [10] и др.), выделяют два основных подхода к проблеме самореализации. Эти подходы основаны на том, что в трактовке самореализации присутствуют две различные философские ориентации: эссенциалистический и экзистенциолистический. В свою очередь эти ориентации базируются на противоположных концепциях человека и человеческой свободы. К эссенциалистической концепции принадлежат взгляды Аристотеля и его единомышленников, которые утверждали, что «самореализации подлежат те свойства личности, ее черты или способности, которые выражают его сущностную природу. По их мнению, самореализация, в конечном счете, понимается как воплощение в жизнь человеческой сущностной природы, реально предшествующей личностному бытию и нередко противоречащей реальному индивиду в качестве идеала, реализуемого и достижимого при соответствующих обстоятельствах и условиях. Данная концепция не учитывает высшие потребности личности, которые не возможно удовлетворены простым преобразованием социальных ситуаций» [10]. Специфической особенностью экзистенциальной концепции выступает не человеческая натура, а само человеческое существование, человеческое бытие. Такое противопоставление наблюдалось уже в античных философских учениях. Еще Сократ говорил, что человеческую натуру следует изучать другим путем, не так, как природу физических явлений и вещей, т.е. не так, как с точки зрения ее объективной сущности. Экзистенциальный подход к проблеме самореализации личности основывается на индивидуально-ориентированной современной философской концепции.

Таким образом, проблему самореализации философы (Ф. Бэкон, К. Роджерс, Л. Фейербах, Э. Фромм) рассматривали как процесс «опредмечивания-распредмечивания» и соотносили феномен самореализации с предназначением конкретным человека и давали объяснение сущности самореализации личности неотделимого от тех задач, которые он ставит непосредственно перед собой. Человеку присуще способность реализовать себя. В этом, по мнению перечисленных философов, заключается смысл жизни и человеческого существования [7; 9].

Большинство современных отечественных и зарубежных философов, как бихевиористского, так и гуманистического направлений, пишет Э.В. Галажинский, проблему самореализации личности и ее духовного становления осуществляют на стыке психологии и философии, поскольку являлись известными специалистами в области психиатрии [3].

Проблемы самореализации личности в многообразных видах социально-педагогической деятельности представлены в исследованиях Б.Г. Ананьева, В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, Л.С. Выготского, Г.П. Ивановой, А.Н. Леонтьева, Т.В Машаровой, В.А. Мудрика, Л.В. Мардахаева, Р.В. Овчаровой, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.С. Торохтий, З Фрейда, В.Д. Шадрикова и др.

Авторы концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн считали, что человек через деятельность присоединяется к жизни других людей, приближаясь к их культуре, привычкам, навыкам, приёмам обращения с орудиями труда и т.д. Эти ученые считают, что деятельность развивает и организовывает психику, а, следовательно, и саму личность. А.Н. Леонтьев писал, что «подлинное рождение человека происходит тогда, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда он сознательно участвует в коллективной, общественно значимой деятельности. В основе становления и совершенствования личности лежит иерархический ряд мотивов, побуждающих личность к деятельности». По его мнению, процесс самореализации личности выражается в «отражении» себя в продуктах своей деятельности, в опредмечивании своих способностей и сущностных сил в результате социальной деятельности. [5].

Примерно такого же мнения и другой известный ученый С.Л. Рубинштейн, который писал, что растущая личность выстраивает свой «жизненный путь», отстаивая уникальную собственную индивидуальность, осмысленно утверждает в обществе личностную позицию, вступает в различные межличностные отношения. Весь процесс применения своих индивидуальных потенций личность может реализовать на креативном уровне, проявляя оригинальность, индивидуальность и универсальность. Такое понимание процесса самореализации сближает научную основу деятельностного подхода и гуманистическую направленность психологии [8].

Интерес к исследованию психологических условий формирования способности к самоактуализации и самореализации проявляли и западные психологи (Г. Айзенк, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс [7], Г. Олпорт [6], З Фрейд, Э. Фромм [9], К. Юнг и др.).

Одним из первых, кто попробовал увидеть в человеческих доминирующих инстинктах потребность в самореализации считается З Фрейд [8]. Человек от животного отличается тем, писал З. Фрейд, что он пытается выйти за пределы утилитарных естественных запросов, стремится знать не только то, что ему нужно для выживания, но и хочет постигнуть сущность своего «Я-личность» и смысл жизни вообще. Эта самореализация достигается человеком с помощью формируемой им системы ориентаций в общении с другими индивидами. Идентификация и является тем «ощущением», которое позволяет человеку со всей ответственностью в обществе заявить о себе как о «Я-индивидуальности», и активно влияет на эту потребность социальная среда [8].

В систему социальной самореализации, по мнению Э. Фромма, входят потребность в связях с людьми, в общении, в самоутверждении, в формировании самосознания, в привязанностях, в необходимости иметь предмет поклонения и многое другое [9]. Поиск собственной идентичности, человеческой натуры своего «Я», стремление к сохранению ценностей национальной культуры, обычаев, традиций есть фундаментальная и глубинная потребность человека осознавать себя, свое экзистенциальное обстоятельство. Корни независимости духа, считает Э. Фромм, в личностном самопознании, преодолении нашей ограниченности. Возникновение потребности в самореализации, по мнению Э. Фромма, следствие экзистенциальной потребности как психического состояния, вечного и неизменного в своей основе [9]. Определенные социальные условия в состоянии лишь изменить способы ее удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д. Адаптируясь к определенным социальным условиям, индивид развивает в себе такие качества характера, которые побуждают его признавать за основу именно те действия, которые приходится ему совершать [9].

По мнению Г. Олпорт, самореализация подростка – это осмысливаемый и субъективно важный процесс выявления личностью своих возможностей и способностей в отношениях и деятельности. Самореализация школьника как социально-педагогический процесс предполагает: открытость опыту и его принятию; идентификацию себя с окружающими людьми; многообразное восприятие личностью чувственно-заданных ситуаций; творческий характер активности и деятельности [6].

Таким образом, самореализация личности в психологическом аспекте также имеет неоднозначную трактовку. Представленный сравнительно-сопоставительный анализ аргументирован различными точками зрения на сущность исследуемого предмета, где исходным методологическим принципом самореализации служит деятельностный подход, а ключевым понятием в его определении – понятие сущностных сил человека.

В работах М.И. Бекоевой, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, Ф.А. Кокаевой, В.И. Тарасенко и других исследователей самореализация, как одна из личностных структур сознания, обретает статус психолого-педагогической категории. По их мнению, под самореализацией следует понимать акт реализации собственного «Я», в ходе которого формируется положительный образ «Я», рождается чувство собственного достоинства – внутреннего основания нравственного самоутверждения. Можно даже говорить о наличии у детей своеобразной потребности, пишут М.И. Бекоева и Ф.А. Кокаева, которая отличается характерными особенностями. Большую роль играют при этом внешние атрибуты учения – желание иметь собственный портфель, свое место для занятий, полочку для книг, ходить каждый день в школу, как папа или мама ходят на работу. Привлекает приятная перспектива возвыситься тем самым в глазах «маленьких» [2].

Чаще всего самореализация рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом, таким образом, все это и является свидетельством актуальности темы данной работы. Стремление к самоутверждению и самореализации личности формируется путем достаточно длительного целенаправленного воспитывающего воздействия. Этому во многом способствует образовательная среда.

Следует отметить общность позиций исследователей данной проблемы в том, что самореализация личности в своей основе предполагает творческое начало. Основу феномена «самореализация личности» составляют также процессы, связанные с саморазвитием, самосознанием, самосовершенствованием, самопознанием, самоопределением, саморегуляцией. Проблема самореализации личности пересекается с понятиями индивидуальности, идентичности, личностного роста, ответственности, самовыражения.

В самореализации личности ведущая роль принадлежит самообразованию и самовоспитанию как результату самоопределения. По мнению социологов, педагогов и психологов для подлинного личностного самоопределения необходима самообразовательная деятельность, удовлетворяющая потребность в самореализации, самопознании и личностном росте. Поэтому воспитание культуры самореализации немыслимо без развития рефлексивных, творческих и познавательных способностей. Современная образовательная организация должна помогать школьникам в реализации интересов и склонностей, развитии задатков, выработке нравственных воззрений; создавать условия для обучения учеников с разным уровнем способностей и задатков; для развития творческого мышления, научить приемам деятельности в коллективе; поощрять самовыражение и уверенность в себе у обучающихся.

Таким образом, самореализация выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, поскольку способствует развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия, силы воли, настойчивости и др.). Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самореализация связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

Список литературы:

  1. Астемирова О.Н. Формирование потребностей в самореализации студентов вузов как проблема социально-педагогических исследований. //Сборник статей аспирантские чтения: «Социально-педагогические идеи в научных исследованиях молодых ученых». Методический сборник. М.: Изд-во МГППУ, 2011. № 1. С. 134-138 с.
  2. Бекоева М.И., Кокаева Ф.А. Факторная модель формирования интеллектуального мышления обучающихся в условиях модернизации российского образования //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. № 4. С. 64-70.
  3. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности // Автореф. дисс.на соис. ученой степени докт. псих. наук. – Барнаул: БГПУ, 2002. – 43 с.
  4. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека: учебник. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. – 235 с.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия. 2005. 352 с.
  6. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2006. – 461 с.
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Изд-во «Прогресс», 2005. – 480 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998. – 764 с.
  9. Фромм Э. Душа человека // Перевод с англ. – Т.В. Панфилова, Т.И. Перепелова. – М.: АСТ, 1998. 648 с.
  10. Цырева Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: Автореф. канд. дис. М., 1992. – 22 с.