Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.05.2015

Информационные проблемы бюджетирования

Чернина Ольга Александровна
факультет экономики и управления, филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, Россия
Аннотация: в данной научной статье на основе исследования были выявлены информационные проблемы бюджетирования, были рассмотрены возможные пути решения данных проблем, также были сформулированы в наиболее общем виде цели и задачи внедрения системы внутрифирменного планирования и бюджетирования.
Ключевые слова: внутрифирменное планирование, информационное обеспечение, информационные проблемы бюджетирования
Электронная версия
Скачать (562.3 Kb)

Внутрифирменное планирование для большинства организаций опирается на методики и нормативную базу плановой экономики. В результате эти походы не дают объективную возможность использования инструментов современного финансового менеджмента, таких как формирование и анализ запаса финансовой прочности, финансовой устойчивости, риск менеджмента. Плановые документы не подходят для проведения комплексного анализа финансовой деятельности. В результате для проведения мониторинга возникает необходимость дублирования отчетности в наиболее комфортных для этого формах, соответственно информационные потоки затрудняются, не дают объективной и своевременной информации.

Еще одна трудность – этап планирования, в большинстве случаев расчеты основываются на производственных возможностях организации, не уделяется достаточное внимание потребительскому спросу, анализу тенденций рынка. Отсюда возникает проблема ценообразования, которое также основана на затратной методике, а не на тенденциях рынка, не учитываются соответствие спроса и потребления, цены конкурентов, а также появление товаров-заменителей (субститутов).

Таким образом, в части информационного обеспечения выделяется набор информационных проблем:

  1. Неразработанная нормативная база, в результате чего наблюдается недостаток информации о состоянии и структуре затрат. В то же время, статистическая информация, которая могла бы послужить основой либо отсутствует полностью, либо не достаточно репрезентативна.
  2. Проблемой является также отсутствие проработанной системы управленческого учета, то есть подход к планированию и анализу осуществляется на основании бухгалтерских данных или данных налогового учета. Таким образом затраты контролируются не по месту возникновения, а по принципам постатейного разделения, что приводит к препятствиям при попытках управления ими.
  3. Исходя из требований законодательства, система учета и отчетности привязывается к календарным периодам, что также приводит к невозможности учета сезонных факторов, длительности производственного цикла.
  4. Информационные технологии сами по себе не дают выраженного экономического эффекта, неправильно ожидать от внедрения любой информационной системы, в том числе и бюджетирования немедленного эффекта в денежном выражении (“Garbage in - garbage out” / “Мусор на входе - мусор на выходе").
  5. Отсутствие вовлечения сотрудников предприятия в происходящие процесс, недостаточное обоснование целей, которое также приводит либо к их самоустранению, либо к неприятию данных изменений. Можно назвать объективным условием успеха внедрения таких мероприятий, как бюджетирование, только при наличии «центров компетенции» и «центров ответственности».
  6. Предыдущий фактор автоматически влечет за собой следующий – недостаток компетенции сотрудников, которые теперь вынуждены работать не только и не столько в своей области, но быть готовыми работать “на стыке” экономики, менеджмента и информационных технологий. Эта причина вызвана, чаще всего, нежеланием руководства тратить дополнительные средства на повышение квалификации сотрудников, набор высококвалифицированных специалистов, отсутствие мотивации сотрудников на повышение квалификации.
  7. Несистемность управленческого учета, даже при его наличии.
  8. Отсутствие оптимизации и адаптивности иерархических организационных структур.
  9. Непонимание необходимости подобных изменений, как со стороны руководства, так и рядового персонала, и нежелание осуществлять соответствующие вложения в информационные технологии и организационные изменения.

Поэтому на предварительном этапе организации (и в первую очередь менеджменту и собственникам) необходимо понимание целей внедрения системы внутрифирменного планирования и бюджетирования.

Сформулированы цели и задачи в наиболее общем виде:

  • постановка эффективного операционного финансового менеджмента;
  • эффективное оперативное планирование финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • оптимизация использования ресурсов, снижение себестоимости производства продукции и улучшение планирования затрат путем установления бюджетных норм (стандартов) затрат, их оперативного контроля и анализа отклонений;
  • улучшение взаимодействия и координации различных подразделений организации для достижения намеченных целей;
  • контроль и оценка эффективности руководителей подразделений путем сравнения фактических значений контролируемых ими экономических параметров (прежде всего затрат) с плановыми;
  • мотивация сотрудников для достижения целей организации;
  • повышение эффективности деятельности организации путем проведения оперативного экономического анализа “портфеля продукции” и его оптимизации по результатам анализа;
  • выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков;
  • закрепление с помощью современных управленческих технологий изменений в организационной структуре управления.

Список литературы:

  1. Чаусов В., Ашкинадзе А. Критерии оценки систем бюджетирования. – [Электронный ресурс]. –http://www.iteam.ru/publications/finances/section_13/article_197/ (Дата обращения: 20.05.2015).
  2. Макаров Д.В. Информационное обеспечение системы бюджетирования. – [Электронный ресурс]. – http://misbfm.ru/article/informacionnoe-obespechenie-sistemy-byudzhetirovaniya (Дата обращения: 20.05.2015).