Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.05.2015

Бизнес-план по созданию и оптимизации нового предприятия в сфере услуг

Долженкова Алина Игоревна
cтудент кафедры математики и моделирования; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Россия
Аннотация: В статье предлагается инвестиционный проект по созданию модульной автомойки. Была рассчитана экономическая эффективность проекта и проанализирована чувствительность основных показателей к изменению исходных параметров.
Ключевые слова: бизнес-план, сфера услуг, эффективность, рентабельность, рынок
Электронная версия
Скачать (499.2 Kb)

Современная экономическая ситуация вынуждает руководителя к поиску целостного методологического аппарата, способного к комплексной оценке экономической и финансовой ситуации предприятия, анализу наиболее значимых факторов, воздействующих на итоговые показатели деятельности фирмы, выработке на основе регулирования стратегии развития предприятия.

Наиболее полно отвечающей предъявленным требованиям и способной к решению широкого круга актуальных задач является комплексная экономическая модель функционирования и развития предприятия, именуемая бизнес-планом [1].

В России с каждым годом увеличивается количество автомобилей. Согласно данным информационного портала АПИ по состоянию на 1 января 2012 года в России было зарегистрировано более 35 миллионов легковых автомобилей.

Сравнительно недавно на российском рынке автомобильных моек появились новое направление: производство полностью автономных мобильных моек машин. В данной работе был рассмотрен именно этот вид бизнеса.

Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере бытового обслуживания автомобилей для людей со средним достатком. Для реализации проекта необходимы финансовые ресурсы в размере 2,192 млн. руб. Полученные деньги будут использованы для закупки технологического оборудования и запуска работы предприятия.

Достоинства реализации проекта модульной автомойки:

1) не требуется строительство фундамента;

2) быстрый срок ввода в эксплуатацию;

3) имеет все разрешительные документы СЭС, а также сертификат на пожарное заключение;

4) нет необходимости подключать электричество, канализацию, водопровод и другие инфраструктурных линий;

5) легко демонтируются и транспортируются на новое место;

6) небольшая потребность в персонале;

7) быстрая окупаемость проекта.

Рентабельность инвестируемых средств в проект за два года реализации проекта составляет 60%.

Для оценки факторов внешней среды используется метод PEST-анализа (таблица 1).

Таблица 1 – PEST-анализ

Значимые факторы внешней среды, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия

Экспертная оценка (0-10)

Сейчас

Через 3-5 лет

1. Политические и правовые факторы

Государственные программы в области малого бизнеса

5

6

Влияние местных политических факторов

6

8

Изменение законодательной базы

6

4

2. Экономические факторы

Рост темпов инфляции

6

6

Рост цен на сырье, материалы, услуги ЖКХ

9

8

Увеличение налоговой нагрузки

9

8

Изменение курса рубля

8

6

Снижение платежеспособного спроса

7

9

Повышение цен поставщиков

5

4

Присвоение городу статуса открытого порта

4

7

3. Социокультурные факторы

Изменение вкусовых предпочтений потребителей

4

5

Отток населения

5

3

Освещение деятельности в СМИ

7

5

4. Технологические факторы

Возможность появления новых технологий

5

7

Распространение средств автоматизации в сфере услуг

4

6


Для оценки характера влияния тех или иных внешних факторов можно использовать SWOT-анализ.

SWOT-анализа состоит из двух частей:

1) анализ внутренней среды, который включает определение сильных и слабых сторон данной компании;

2) анализ внешней среды, включающей поиск возможностей и угроз [2].

Исследуемая организация имеет следующие сильные стороны:

1) широкий перечень услуг: очистка от грязи разных частей машин - колёс, корпуса, подкрылков, днища; химчистка и уборка в салоне авто; мойка кузова; полировка кузова;

2) гибкая система скидок и специальные предложения для постоянных клиентов;

3) выгодное место расположения;

4) функциональная премиальная система для сотрудников.

Слабые стороны:

1) отсутствие опыта работы в данной сфере;

2) отсутствие собственной клиентской базой.

Возможностями компании являются:

1) расширение спектра услуг;

2) рост количества клиентов;

3) участие в государственных программах, направленных на помощь малому бизнесу;

4) присвоение г.Владивостоку статуса открытого порта.

Компания подвержена следующим угрозам:

1) усиление позиций конкурентов;

2) увеличение налоговой нагрузки;

3) несоблюдение условий поставок.

Финансовые результаты деятельности автомойки представлены в таблице 2. 

Таблица 2 – Отчет о финансовых результатах

Показатель

Год

2016

2017

2018

Выручка

2810

3750

4500

Себестоимость проданной продукции

585

716

884

Материалы

88

96

104

Оплата труда

70

78

84

Налоги, относимые на текущие результаты

28

30

32

Общепроизводственные расходы

400

514

662

Валовая прибыль

2225

3034

3616

Административные расходы

119

130

142

Коммерческие расходы

220

76

31

Прибыль (убыток) от продаж

1886

2828

3443

Выплаты в погашение займов

572

429

0

Проценты к уплате

250

195

0

Прибыль (убыток) до налогообложения

1064

2205

3443

ЕНВД

3443

84

86

Чистая прибыль (убыток)

985

2122

3359


Далее проведем анализ чувствительности бизнес-плана. Он заключается в оценке влияния изменения исходных параметров проекта на его конечные характеристики.

В работе были использованы следующие показатели эффективности:

1) срок окупаемости инвестиций (Payback Period, PP);

2)дисконтированный срок окупаемости инвестиций (Discounted Payback Period, DPP);

3) чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV);

4) индекс рентабельности инвестиции (Profitability Index, PI);

5) внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return, IRR) [4].

При анализе чувствительности нашего проекта в качестве варьируемых исходных переменных мы принимаем:

1) объем продаж;

2) инвестиционные затраты;

3) общие затраты;

4) затраты на оплату труда.

Используя следующий алгоритм анализа, изменяем выбранные параметры бизнес-плана, уменьшая их на 30%, а затем, увеличивая на 30% с шагом 10%, после каждого изменения производим перерасчет его показателей эффективности [3]. Результаты данных вычислений показаны в таблице 3.

Таблица 3 – Анализ чувствительности проекта

Параметры

Возможные изменения

-30%

-20%

-10%

0%

10%

20%

30%

NPV

Объем сбыта

-1027

-242

544

1330

2116

2901

3687

Объем инвестиций

1921

1712

1521

1139

948

757

Общие затраты

1604

1513

1421

1238

1147

1055

Затраты на оплату труда

2294

1973

1651

1008

687

365

IRR

Объем сбыта

-0,07

-0,02

0,03

0,08

0,12

0,17

0,21

Объем инвестиций

0,15

0,12

0,10

0,06

0,05

0,04

Общие затраты

0,09

0,09

0,08

0,07

0,07

0,06

Затраты на оплату труда

0,14

0,12

0,10

0,06

0,04

0,02

PP

Объем сбыта

3,75

2,75

2,00

1,75

1,25

1,25

1,00

Объем инвестиций

1,25

1,50

1,50

1,75

2,00

2,00

Общие затраты

1,50

1,50

1,50

1,75

1,75

1,75

Затраты на оплату труда

1,25

0,01

1,50

1,75

2,00

2,25

DPP

Объем сбыта

4,00

4,00

3,00

2,25

1,75

1,50

1,25

Объем инвестиций

1,50

1,75

2,00

2,25

2,50

3,00

Общие затраты

2,00

2,00

2,00

2,25

2,25

2,25

Затраты на оплату труда

1,50

1,75

2,00

2,50

2,75

3,25

IP

Объем сбыта

-0,44

-0,1

0,25

0,57

0,91

1,24

1,58

Объем инвестиций

0,82

0,73

0,65

0,49

0,41

0,32

Общие затраты

0,69

0,65

0,61

0,53

0,49

0,45

Затраты на оплату труда

0,98

0,85

0,71

0,43

0,29

0,16


Основные показатели бизнес-плана автомойки следующие:

- дисконтированный денежный поток за 4 года составит 1330 тыс.руб.;

- индекс доходности проекта равен 1,1;

- срок окупаемости проекта составляет 1 год 9 месяцев;

- дисконтированный срок окупаемости проекта составляет 2 год 3 месяца;

- внутренняя норма доходности составляет 1%.

Рассмотрим, как меняется чистый дисконтированный доход – NPV, который дан в таблице в тысячах рублей. Значение NPV должно быть положительным. При объеме инвестиций, составляющем от 70% до 130% от расчетного, чистый дисконтированный доход есть величина положительная.

Значение NPV становится отрицательным при уменьшении объема сбыта на 20% и 30%. При увеличении сбыта на величину от 10% до 30% от расчетной проект остается привлекательным для инвестора.

При уменьшении общих издержек на величину до 30% или их увеличении на 30% проект остается эффективным.

Изменение зарплаты персонала в ту или другую сторону на 30% оставляет проект эффективным для инвестирования.

Таким образом, по отношению к чистому дисконтированному доходу ограничивающим параметром является объем сбыта. Его уменьшение по сравнению с расчетным на 20% и 30% , немедленно делает инвестиционный проект неприемлемым.

Следующим параметром, влияние на который мы будем рассматривать, является индекс рентабельности IP при изменении объема инвестиций, объема сбыта, общих издержек, зарплаты персонала в пределах от 30% до 130% от расчетных значений.

Увеличение объема сбыта от 10% до 30% приведет к увеличению индекса рентабельности. При уменьшении объема сбыта на 20-30% значение индекса рентабельности становится отрицательным. Таким образом, можно сказать, что данный параметр наиболее чувствителен к изменению объемов сбыта.

Рассмотрим, как меняется внутренняя норма доходности IRR при изменении объема инвестиций, объема сбыта, общих издержек, зарплаты персонала в пределах от 30% до 130% от расчетных значений бизнес-плана.

При уменьшении объема инвестиций от расчетного значения на величину от 10% до 30% внутренняя норма доходности увеличивается, что ведет к тому, что большее число инвесторов сочтут данный план привлекательным. При увеличении объема инвестиций на 10-30% внутренняя норма доходности уменьшается до 6% ,5% и 4 % соответственно. Такая норма доходности говорит о непривлекательности проекта для инвесторов. Таким образом, для того, чтобы проект все еще был привлекательным для инвестора, мы можем только уменьшить объем инвестиций, любое же его увеличение приводит к неэффективности проекта.

При уменьшении объема сбыта на 20-30% внутренняя нома доходности становится отрицательной и проект становится нерентабельным. При любом увеличении объема сбыта на 10-30% внутренняя норма доходности увеличивается, это ведет к потенциальному увеличения числа инвесторов.

При увеличении общих издержек от расчетного значения на 30% внутренняя норма доходности падает до 6% процентов. Однако это все равно оставляет данный проект привлекательным для инвесторов.

Уменьшение зарплаты персонала на 20-30% приводит к уменьшению внутренней нормы доходности до критичной отметки ниже 4%.

С показателем срок окупаемости происходят следующие изменения. Срок окупаемости увеличивается на 1 и 2 года при уменьшении объемов сбыта на 20% и 30% соответственно. К уменьшению срока окупаемости до 1 года приведет увеличение объема сбыта на 30%.

Проведенное исследование показало, что такой вид бизнеса, как создание автомойки является прибыльным и перспективным. Услуги автомойки пользуются стабильным спросом, и, с постоянным увеличением количества автовладельцев, потребность в таких услугах будет только расти.

Список литературы: 

  1. Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: учебное пособие для студентов вузов / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. - М. : КНОРУС, 2012. - 232 с.
  2. Гукова, О.Н. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учеб. пособие [для студентов вузов, обуч. по направл. подготовки 100100 Бакалавр в области сервиса] / О. Н. Гукова. - М. : ФОРУМ, 2012. - 160 с.
  3. Игонина, Л.Л. Инвестиции: учебник для студентов, [аспирантов], обуч. по финан.-экон. специальностям / Л. Л. Игонина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2013.
  4. Лукасевич, И.Я. Инвестиции: учебник для студентов вузов / И. Я. Лукасевич. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. - 413 с.