Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.05.2015

Организация контроллинга в системе управления предприятиями санаторно-курортного типа Республики Крым

Короткова Ольга Владимировна
к. э. н., доцент, Институт экономики и управления ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Симферополь, Республика Крым, РФ
Аннотация: В статье рассмотрена актуальность внедрения системы контроллинга на предприятиях. Определено место контроллинга в системе управления санаторно-курортными учреждениями. Выявлены основные проблемы организации системы контроллинга. Рассмотрены пути их решения в современных экономических условиях.
Ключевые слова: организация контроллинга, система финансового управления, информационное обеспечение
Электронная версия
Скачать (486.5 Kb)

Специализация какой-либо отрасли знаний связана с четким определением целей, предмета и метода познаний. Контроллинг не является исключением. Разнородность понимания концепций контроллинга, функций и места в системе управления предприятием приводит к обсуждению проблем на уровне теоретических аспектов, не доходя до глубоких фундаментальных исследований его практического применения. Зачастую понятие «контроллинг» авторами отождествляется с понятиями «управленческий учет», «финансовый менеджмент», «оперативный учет», «производственный учет», «внутрихозяйственный контроль» и др. Контроллинг прошёл несколько этапов исторического развития идеи, философии и форм практической реализации. Так, А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько выделяют семь этапов развития концепции контроллинга (с XV в. до 1990 г.) [1, с. 15-18]. Т.М. Одинцова в своих трудах основной акцент делает на четыре периода (с конца XIX века до 1990 г.) [2]. Проведенный нами анализ публикаций показывает, что пик развития контроллинга приходится на периоды экономического кризиса в государствах.

До сих пор ведётся острая полемика относительно сущности, функционирования и эффективности контроллинга. Можно констатировать, что взгляды на сущность контроллинга довольно разнообразны и даже диаметрально противоположны. Однако все учёные в той или иной степени едины во мнении, что система знаний функционирующего контроллинга базируется на разных научных достижениях, в том числе: в области экономической теории, маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета, планирования, анализа хозяйственной деятельности, кибернетики, социологии, психологии и др. В связи с этим формирование эффективной системы контроллинга на предприятии невозможно без объединения усилий специалистов практически всех ведущих отделов и служб.

Анализ показал, что, несмотря на дискуссионность теоретических аспектов, в России эта система постепенно внедряется в практическую деятельность промышленных предприятий. При этом, в учреждениях санаторно-курортного комплекса Республики Крым эта концепция до настоящего времени не нашла должного применения.

По нашему мнению в современных экономических условиях в санаториях Республики Крым контроллинг должен не только активно внедряться в систему менеджмента хозяйствующего субъекта, но и объединять все основные процессы управления, причём на всех его уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном (рис. 1). 

Рис. 1. Место системы контроллинга в управлении предприятиями санаторно-курортного типа.

Рис. 1. Место системы контроллинга в управлении предприятиями санаторно-курортного типа.

В экономической литературе выделяют основные факторы, которые являются основанием для организации контроллинга на предприятии: ухудшение в сравнении с аналогичными предприятиями экономических показателей; появление новых или изменение целей в сложившихся условиях функционирования; отсутствие согласования целей; устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия; отсутствие методик учёта и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении и другие. Многое из вышеперечисленного наблюдается в настоящее время в санаторно-курортных учреждениях Республики Крым, что ещё раз подтверждает целесообразность внедрения системы контроллинга в процесс управления санаторно-курортных учреждений.

На наш взгляд, в системе контроллинга предприятий санаторно-курортного типа должна существовать тесная организационная взаимосвязь с основными функциональными подразделами предприятия – это планово-экономический отдел, отделы учета и отчетности, внутреннего аудита, сбыта и маркетинга и др. (рис. 2).

Рис. 2. Распределение функций контроллинга между основными функциональными подразделами предприятия санаторно-курортного типа.

Рис. 2. Распределение функций контроллинга между основными функциональными
подразделами предприятия санаторно-курортного типа. 

Следует помнить, что чем больше выделяется отделов в структуре управления (отделы экономического анализа, внутреннего контроля, управленческого учёта, планирования и др.), тем больше увеличивается и время на обработку, интерпретацию информации, так как информационные потоки дублируются. Кроме того, затраты на содержание управленческого аппарата выше, чем при создании единого отдела под руководством одного руководителя отдела.

На наш взгляд, при восприятии контроллинга как концепции и философии управления санаторно-курортными учреждениями, а также с позиции экономии средств, необходимо слияние всех экономической служб в единую службу контроллинга.

Дублирование или отсутствие отдельных функций контроллинга в системе управления санаторно-курортным учреждением может быть серьёзной проблемой в информационно-аналитическом обеспечении системы менеджмента. Во избежание этих проблем при внедрении контроллинга следует осуществить комплекс организационных мероприятий, направленных на построение эффективной системы контроллинга с учётом последних научных разработок и научно-технического прогресса.

Некоторыми авторами модель контроллинга представляется в виде здания, в котором фундаментом является стратегия организации и система показателей, стенами - системы планирования, мотивации, управленческого учёта, анализа и контроля, а венцом всей работы, то есть крышей, – автоматизация.

В целом с представленной моделью можно согласиться, но, по нашему мнению, при научном подходе к организации контроллинга следует применять организационно-методологическую модель, которая включает в себя несколько составляющих - это организационное, методологическое, техническое и информационное обеспечение.

Внедрение системы контроллинга в сферу управления предприятием обусловливает возникновение проблем, связанных с реализацией каждого из приведённых пунктов. Так, при определении организационной структуры отдела контроллинга и его места в системе управления предприятием руководство должно выбрать ту организационную форму, которая будет эффективна. Формирование службы контроллинга происходит на каждом отдельном предприятии индивидуально, невозможно рекомендовать стандартную схему этой службы.

Теоретики контроллинга рекомендуют несколько вариантов организации контроллинговой деятельности на предприятиях, которые нами обобщены и систематизированы относительно возможности применения в учреждениях санаторно-курортного типа (рис. 3).

Рис. 3. Формы организации контроллинга на предприятиях санаторно-курортного типа

Рис. 3. Формы организации контроллинга на предприятиях санаторно-курортного типа

Для организации контроллинга в современных условиях необходимо использовать новые методы управления и современные подходы к организации информационных потоков на предприятии. С целью обеспечения информационной интеграции между службами предприятий, целесообразно формирование информационной системы с распределительной системой обработки данных. Эта система позволяет решать сложные задачи с использованием локальных баз данных с децентрализованной обработкой информации.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что результатом внедрения контроллинга на предприятиях санаторно-курортного типа становится система, которая способствует повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта и позволяет предвидеть результаты деятельности. Концепция контроллинга, направленная на интеграцию в единой системе учета, планирования, контроля и анализа и построение системы эффективного управления предприятием, является тем организационно-методическим обеспечением, посредством которого осуществляется координация управленческой системы на предприятии. Внедрение и организация службы контроллинга является непростым процессом, имеет ряд проблем организационного, методологического и информационного характера, но, как показали исследования необходимым элементом управления предприятием. Это определяет актуальность наших дальнейших научных исследований.

Список литературы:

  1. Карминский А.М. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 256 с.
  2. Одинцова Т.М. Современные концепции и перспективы развития контроллинга в Украине // Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Серія: Економіка і фінанси. Вип. 116/2011.– Севастополь, 2011. – С. 126-132.