Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.05.2015

Особенности комплекса маркетинга на рынке образовательных услуг в сфере раннего развития детей

Сысолятин Алексей Витальевич
кандидат экономических наук, доцент кафедра Маркетинга и стратегического планирования экономический факультет ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: в статье рассматривается состав и особенности комплекса маркетинга детских центров по раннему развитию детей с позиции концепции маркетинга услуг.
Ключевые слова: комплекс маркетинга, образовательные услуги, конкурентоспособность
Электронная версия
Скачать (465.3 Kb)

Как известно, американская модель товарного маркетинга включает в себя «4Р»: продукт (product), который предлагается рынку, место (place) – дистрибуция, деятельность, делающая товар доступным потребителю, ценообразование (price), продвижение (promotion). М. Битнер введены в модель дополнительные «Р», включающие в себя помимо основных «4P» также:

  • людей, связанных с предоставлением услуги – People, Personnel;
  • процесс оказания услуги – Process;
  • физический атрибут – Physical Evidense – материальное подтверждение или выражение факта оказания услуги [Сысолятин А.В. Модели маркетинга услуг // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 11 (29). - С. 39-41].

Рассмотрим подробнее особенности комплекса маркетинга образовательных услуг по раннему развитию.

1. Спектр предлагаемых услуг в центрах раннего развития (Product) достаточно широк и включает в себя такие услуги как:

- занятия пальчиковые: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, пальчиковое рисование;

- общеразвивающие занятия: лепка, аппликации;

- занятия физической культуры: занятия на фитболе, фитнес для мамы и малыша, йога, массаж;

- музыкальные занятия: знакомство с классической музыкой, разучивание песенок, стишков в музыкальном сопровождении, танцы;

- кукольный и пальчиковый театр;

- занятия с логопедами и психологами;

- пескотерапия;

- плавание;

- занятия с использованием авторских методик: кубики Зайцева, Монтессори, Домана, Никитина и другие.

При этом определенную сложность создает ориентация на потребителя: для центра раннего развития существует два потребителя: родитель (чаще мать) и ребенок. Вроде бы цель одна: изучать и узнавать новое ребенком, развиваться умственно и физически, но ребенок и мать смотрят на это с разных точек зрения. Иногда для родителей важно, чтобы ребенок в два – три года мог читать, говорить на иностранном языке (естественно с учетом возраста), однако не всегда им важно получает ли ребенок удовольствие от занятий, не всегда родители задумываются, как именно и что именно лучше развивать у ребенка. Таким образом, у родителей и у ребенка могут быть разные ожидания от занятий для ребенка. Еще одна сложность состоит в том, чтобы родители (мать) также могли развиваться и получать новую, интересную информацию для себя (например, как играть с ребенком дома, какие упражнения делать дома для себя и для ребенка). В связи с вышесказанным, востребованной специальностью для центра раннего развития является педагог – психолог.

2. Следующим элементом комплекса маркетинга услуг является место (Place). Place – это месторасположение центра раннего развития, как правило, родители предпочитают центры раннего развития недалеко от дома (данные собственного исследования). Place – это также канал распределения услуг по раннему развитию, в г. Кирове все центры раннего развития имеют каналы распределения нулевого уровня, то есть непосредственное предоставление услуги потребителю, без каких-либо посредников.

Place – это также возможность записаться на занятия и получить необходимую информацию о центре раннего развития, получить отзывы других родителей о центре не только по телефону, но и с помощью сети Интернет. На собственных сайтах многие центры выкладывают своеобразные «фотоотчеты» праздничных мероприятий, проводимых занятий. В совокупности с отзывами других родителей «фотоотчеты» преодолевают или снижают неосязаемостьуслуг центра раннего развития. Около 40% центров раннего развития имеют свой сайт или хотя бы веб-страницу, где размещена необходимая родителям информация.

3. Ценообразование как элемент комплекса маркетинга услуг должно быть ориентировано на свой сегмент, стратегия ценообразования разрабатывается в соответствии с целями и задачами компании.

Маркетинговый подход подразумевает ориентацию на потребителей при выборе стратегии ценообразования.

Существующие на рынке г. Киров предприятия услуг по раннему развитию выбирают стратегию «среднерыночных цен», устанавливая стоимость абонемента на 8 занятий в районе 1300 -2000 руб./мес. Часто применяется стратегия дискриминации, в зависимости от того, покупают родители разовое посещение (обычно первое занятие стоит 200-250 руб./занятие) или абонемент на 8 занятий. При покупке абонемента стоимость одного занятия оказывается ниже. Данный прием направлен на увеличение потребления.

4. Политика продвижения (Promotion) центра будет включать в себя рекламную деятельность (наиболее эффективна рекламная деятельность возле детских поликлиник или в детских поликлиниках, в перинатальных центрах, на собственном сайте, возле детских садов и мест прогулок с детьми). В качестве рекламной деятельности возможны бесплатные пробные (первые) занятия. «Лучшее, что вы можете сделать для своего потенциального потребителя, — это успокоить его страхи. Предложите установить испытательный срок или выполнить пробное задание» - писал Беквит [Беквит Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 272 с.].

Центры раннего развития в качестве политики продвижения используют:

- рекламные сообщения в газетах,

- рекламные сообщения на собственных сайтах, веб – страницах на женских форумах, в группах vkontakte;

- информационные сообщения на сайтах спавочно-информационных систем.

Такое размещение информационных сообщений менее затратное и более эффективное, так как центр раннего развития выбирают в основном матери, то есть женщины молодого возраста, активно пользующиеся интернетом и посещающие форумы.

5. Большое значение имеет центра раннего развития – внимательное и профессиональное отношение к родителям и их детям является залогом успеха функционирования центра, персонал является самым ценным ресурсом центра, потому что можно сменить местоположение, дизайн, цены, но при смене персонала, смене педагогов можно потерять своих клиентов. Обычно родители ориентируются на профессионализм, коммуникативные навыки конкретных педагогов, центр раннего развития ассоциируется с одним-двумя конкретными людьми. Сфера образовательных услуг для детей - это маркетинг отношений. Специалисты - маркетологи утрачивают свою монополию на общение с клиентами в компаниях сферы услуг. Её делит с ними контактный персонал, по этой причине названный маркетологами по совместительству (part-time marketers). Часто контактный персонал полностью выполняет прямые продажи. Из-за несохраняемости услуг лишь маркетологи по совместительству могут общаться с клиентом на стадии их потребления. Маркетинговое исследование способно выполнять лишь «посмертный» контроль за качеством. Ответственность за управление качеством несут и действующие за спиной маркетологов по совместительству исполнители. Задержки во времени, несогласованность становятся результатом коллективных усилий и сразу выходят наружу.

6. Физическая среда: оформление и дизайн помещений, соответствие их санитарно-эпидемиологическим нормам, наличие санузлов, разнообразие дидактических материалов, игрушек. Физическая среда в совокупности с уровнем сервиса позволяет создать в центре раннего развития необходимый имидж предприятия услуг.

7. Сам процесс оказания услуги – методики и атмосфера занятий с ребенком. Разрабатываемые оригинальные методики развития ребенка, создание особой атмосферы обучения могут стать уникальным торговым предложением центра.

Учет рассмотренных особенностей комплекса маркетинга должен оказать существенную помощь в теоретическом осмыслении и повышении конкурентоспособности организаций развивающегося сектора образовательных услуг по раннему развитию детей.

Список литературы:

  1. Беквит Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 272 с.
  2. Сысолятин А.В. Модели маркетинга услуг // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 11 (29). - С. 39-41.