Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.05.2015

Особенности и факторы формирования системы управлении инновациями в машиностроение

Нилов Александр Николаевич
студент кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике, факультет экономики и управления, НИУ «МЭИ», г. Смоленск, Российская Федерация
Аннотация: В данной статье описываются особенности и требования формирования системы управления инновациями для машиностроительной отрасли, описаны основные элементы системы. В работе описаны и проанализированы факторы, влияющие на эффективность механизма инновационного развития. Также рассмотрены особенности развития и функционирования комплекса машиностроения.
Ключевые слова: система управления инновациями, механизм инновационного развития, инновационное развитие машиностроения
Электронная версия
Скачать (532.8 Kb)

В настоящее время для многих отраслей народного хозяйства Российской Федерации характерны такие черты, как технологическая отсталость, низкие показатели наукоемкости и производительности труда, высокий уровень износа основных средств.

Для преодоления данного состояния российской экономике нужна модернизация сис­темы управления инновациями, разработка комплекса действенных управленческих решений для повышения конкурентоспособности отраслей народного хозяйства. Именно улучшение системы управления инновационными процессами и ее элементов в отрасли дает возможность повысить уровень инновационной активности предприятий отрасли. И комплекс машиностроения не является исключени­ем.

Машиностроение является уникальной отраслью обрабатывающего промышленного производства, от которой зависит уровень развития других отраслей и экономики станы в целом.

От уровня развития отрасли машиностроения зависят показатели ВВП страны и ее регионов, производительность, обеспеченность населения транспортом, обороноспособность государ­ства, уровень экологической безопасности, качество жизни населения и т. д.

На данный момент машиностроительная отрасль России не является конкурентоспособ­ной на мировом рынке. В международном машиностроении лидирующие позиции занимают такие страны, как США, Япония, Германия, Великобритания и Швейцария. Исходя из сложившейся ситуации можно сделать вывод о том, что повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий Российской Федерации и ее регионов невозможно без анализа системы управления инновационным процессом [3].


В настоящее время трудно сказать, что государство управляет отраслью машиностроения в полной мере. Оно лишь только косвенно регулирует деятельность отрасли, соз­дает условия для ведения бизнеса и принимает нормативно-правовые акты.

Так как результатом управления инновационным развитием машинострои­тельных предприятий должен стать рост уровня их инновационной активности, то под механизмом управления инновационным развитием машиностроения будем понимать совокупность экономических и организационных методов, приемов, средств, спосо­бов, процедур принятия управленческих решений, рычагов и инструментов воздействия на ин­новационное развитие машиностроительных предприятий с целью роста их инновацион­ной активности за счет эффективного использования инновационного потенциала.

Рассмотрим подробно систему управления инновационным развитием промышленных предпри­ятий.

Система управления должна быть эффективной, что предполагает оперативность и на­дежность, качества принимаемых решений; сокращение до минимума связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек, а также расходов на содержание аппарата управления и т. д. Эффектив­ность функционирования системы управления можно повысить за счет более надежных обратных связей, своевременности и полноты информации [2].

Выделим основные требования для системы управления инновационным развитием предприятий машиностроительной отрасли:

-гибкость и адаптация к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды функ­ционирования;

-непротиворечивость стратегии инновационного развития государства;

-возможность формирования механизма управления, который будет способен в полном объеме исполь­зовать инновационный потенциал машиностроительных предприятий;

-наличие обратных связей между объектом и субъектом управления.

Исходя из вышеизложенного, система управления инновационным развитием отрасли машиностроения включает в себя элементы, представленные на рисунке 1. 

Рисунок 1 - Система управления инновационным развитием машиностроительной отрасли

Рисунок 1 - Система управления инновационным развитием машиностроительной отрасли

Рассмотрим более подробно составляющие системы управления инновационным развитием машиностроительных предприятий.

Субъект управления - это субъект (личность, организация или группа людей), который принимает решения и управляет объектами, процессами или отношениями за счет воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.

Управляющее воздействие через прямой канал предается от субъекта управления к объекту управления, который через обратный канал передаёт реакцию или своё текущее состояние.

К субъектам управления инновационными процессами в машиностроении относятся органы государственной власти регионального и федерального уровня, а также (на микро­экономическом уровне) - предприятия машиностроительного комплекса.

Воздействие со стороны субъекта включает такие функции как планирование, прогнозирование, программирование инновационного развития машиностроительного комплекса; ор­ганизацию реализации программ и проектов; мотивацию сотрудников к инновационной деятельности; координацию деятельности всех участников про­цесса инновационного развития; контроль за развитием инновационных процессов в машино­строительном комплексе.

Объектом данной системе является то, на что воздействие управления направленно, то есть развитие предприятий машиностроения, а именно повышение их инновационной активности.

В различных отраслях имеются отличия в механизмах управления инновационным развитием. В связи с эти необходимо рассмотреть особенности развития и функционирования комплекса машиностроения. Среди таких особенностей можно выделить следующие:

- наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

- наукоемкость, необходимость постоянного внедрения научных разработок в производственную деятельность;

- за счет машиностроительного комплекса ведется техническое перевооружение остальных отраслей народного хозяйства;

- необходимость развития элементов инфраструктуры;

- наличие природных ресурсов для осуществления деятельности машиностроительных организаций.

В ходе их анализа были выделены факторы, влияющие на эффективность механизма инновационного развития:

  • сдерживающие:

- отсутствие инвестиций;

- высокий уровень износа основных средств;

- относительно высокая стоимость отечественной продукции;

  • благоприятствующие:

- увеличение роли государства в поддержке отечественного машиностроения, в соответствии со стратегии экономического развития до 2020 года;

- увеличение заинтересованности потребителей в продукции отечественного производства, в следствии политической обстановкой в мире.

Машиностроительная отрасль занимает достаточно большой удельный вес в структуре обрабатывающих производств, осуществляющих технологические инновации. В настоящее время этот показатель составляет около 60 % [3].

Согласно данным Росстата затраты на технологические инновации отрасли машиностроения имеет тенденцию роста, и в период с 2011 по 2013 год они увеличились в 2 раза [5]. 

Рисунок 2 – Динамика затрат на инновации и объема отгруженных               инновационных товаров, млн. руб.

Рисунок 2 – Динамика затрат на инновации и объема отгруженных инновационных товаров, млн. руб.

В свою очередь, происходит соответствующий рост объема отгруженных инновационных товаров.

Так же положительную тенденцию имеет рост числа действующих организаций в отрасли машиностроения [5].

Рисунок 3 – число действующих организаций машиностроительной отрасли, шт.
Рисунок 3 – число действующих организаций машиностроительной отрасли, шт.

В настоящее время, в условиях воздействия на Россию внешних геоэкономических факторов, активно начинает действовать программа импортазамещения, которая активно влияет на организаций машиностроения.

Нынешняя ситуация – это далеко не первый вызов, который бросается российской промышленности. Но наши производители всегда давали достойный ответ. Ситуация которая образуется сегодня – это очередная возможность реализовать имеющийся у организаций высокий потенциал.

Благоприятствующие факторы, влияющие на инновационное развитие машиностроительной отрасли, значительно преобладают над сдерживающими. Инновационной сфере российского машиностроения необходимо развиваться в направлении массового применения передовых технологий, обеспечивая тем самым переход на новый уровень промышленного производства. Массовое внедрение оборудования нового поколения и современных технологий позволит достичь высокого качества выпускаемой продукции и уровня ресурсосбережения, тем самым способствуя максимальному импортозамещению и повышая уровень конку­рентоспособности продукции машиностроения на внешнем рынке. Но для этого необходимо обеспечить реальный сектор экономики Рос­сии доступными финансовыми ресурсами.

Список литературы:

  1. Бурков В.Н. Как управлять организациями / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. - М.: Синтсг, 2004. - 400 с.
  2. Захарова М.И. Обоснование необходимости разработки систем управления инновациями на предприятиях / М.И. Захарова // Молодой ученый. - 2014. - №3. -С. 415-417.
  3. Иванченко О.Г. Инновационное развитие машиностроения: современные оценки и методы дости­жения / О.Г. Иванченко, М.С. Паклина // Власть и управление на востоке России. - 2011. - № 3. - С. 13-21.
  4. Лактюшина О.В., Лысенко А.Н. Система управления инновационными процессами в машиностроении // Вестник АГТУ. Серия: экономика. - 2013. - №1. - С.113-118.
  5. Половинкин В.Н., Фомичев А.Б. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / В.Н. Половинкин, А.Б. Фомичев // Экспертный союз. - 2014. - № 12, - С.54
  6. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб. / Росстат. - М. 2014. – 693 с.