Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.05.2015

Классификация факторов развития франчайзинга

Сыроватко Игорь Владимирович
старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинг Московский Университет им. С.Ю. Витте Москва, Россия
Аннотация: Франчайзинг - это вид делового сотрудничества, сущность которого заключается в предоставлении одним субъектом предпринимательской деятельности (франчайзером) права на осуществление определенной деятельности с использованием его торговой марки, технологий, ноу-хау, других объектов интеллектуальной собственности второму субъекту предпринимательства (франчайзи) в течение установленного срока на ограниченной территории и на определенных условиях. Для осуществления эффективной фрначайзинговой деятельности  необходимо, в первую очередь, наиболее четко определить факторы развития такого вида деятельности. Целью исследования является создание авторской классификации факторов, влияющих на развитие франчайзинга, которая позволит в дальнейшем проводить оценку эффективности фрначайзинговых отношений.
Ключевые слова: франчайзинг, факторы развития франчайзинга, классификация факторов, влияющих на развитие франчайзинга
Электронная версия
Скачать (475.2 Kb)

Различные виды и форм франчайзинговых отношений возникают в современных условиях, так как субъекты хозяйствования понимают под франчайзингом не только вид делового сотрудничества, но и перспективную рыночную модель, которая способно максимизировать как экономические, так и социальные показатели развития предприятия, региона и даже страны в целом при условии соблюдения необходимых для развития франчайзинга факторов.

Наиболее актуальные вопросы развития взаимодействия франчайзинговых отношений в последнее время рассматривались многими учеными и экономистами, такими как: А.Ф. Багдасарян [6], Е.С. Лысенко [8], А.А. Устюжанин [11] и другие. Однако, факторы, влияющие на развитие франчайзинга, с позиции теоретического подхода практически не изучены, что требует разработки данного вопроса на основе обобщения существующих мнений теоретиков и практиков и построения авторской классификации.

В рамках решения поставленной задачи следует изначально определить базовые дефиниции. Под термином «фактор» (от латинского factor - то, что делает) понимают причину или движущую силу того или иного процесса (явления), который определяет его характер или отдельные свойства [12, С. 541].

В связи с приведенным выше определением под факторами, влияющими на развитие франчайзинга, следует понимать существенные материально-технические, организационно и социально-экономические условия (явления) деятельности членов франчайзингового договора, имеющие различия в возникновении и степени воздействия и счет которых можно обеспечить эффективность развития.

Однако, некоторые ученые рассматривают факторы как условия эффективности производства товаров или услуг по договору франчайзинга [9], другие придерживаются мнения об их трактовке через механизмы рыночных отношений и функций в экономическом воспроизводстве в условиях франчайзинга [7].

Дискуссионность и многообразие научных положений, таким образом, определяется избыточной обобщенностью подходов, что требует конкретизации сущности факторов с позиции экономического развития франчайзинговых отношений. В связи с этим становится необходимым осуществление классификации, которая бы позволила унифицировано обосновать систематизацию с учетом сложных современных условий экономической деятельности предприятий, функционирующих на основе договора франшизы с учетом макро- и микро среды.

В экономической науке факторы функционирования того или иного предприятия принято рассматривать с позиции элементов производства товаров и услуг. При этом под факторами понимается процесс воздействия, который имеет качественные и количественные характеристики текущей деятельности и конечных результатов. В данном аспекте следует обратится к общим концептуальным положениям в экономической теории. Так, например, марксистская школа исходит из приоритетности значения фактора труда [7], а Пол А.Самуэльсон и Уильям Д.Нордгауз первоочередными считают технологии производства и выделяют уже три главных вида фактора: землю, труд и капитал [10]. Альфред Маршалл в этот перечень включает еще и информацию [5].

При исследовании современных экономических взглядов, касающихся факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия встречаются интегрированные модели, в основе которых лежит классификация факторов по отдельным признакам. Так, Е.С. Лысенко предлагает использовать следующие классификационные признаки [8], виды расходов и ресурсов как источники повышения эффективности деятельности предприятия, направления развития и совершенствования производственного процесса, а также место реализации в системе.

При исследовании франчайзинга следует учесть наличие большого количества факторов, которые способствуют эффективности функционирования предприятий в условиях договорных отношений на основе франшизы. Но так как современная наука выделяет практически предельное множество факторов, влияющих на процесс формирования эффективности жизнеспособности предприятия, проведение исследования всей их совокупности фактически невозможно. В связи с этим важно сосредоточить внимание на тех факторах, которые наиболее существенно влияют на результативность деятельности предприятия в условиях франчайзинга.

Основные подходы к классификации факторов, влияющих на развитие франчайзинга, можно классифицировать следующим образом:

1. Согласно источнику происхождения:

  • Внутренние;
  • Внешние.

2. По природе:

  • Научно-технические;
  • Организационно-экономические;
  • Социально-психологические;
  • Экологические;
  • Политические.

3. По длительности действия:

  • Постоянные;
  • Временные (сезонные);
  • Эпизодические.

4. По характеру проявления:

  • Целенаправленные;
  • Случайные.

5. По характеру влияния:

  • Целенаправленные;
  • Случайные.

6. По направлению влияния:

  • Стимулирующие;
  • Содержательные.

7. По возможности регулирования:

  • Регулируемые;
  • Нерегулируемые.

8. По характеру межфакторного влияния:

  • Независимые;
  • Взимосвязанные.

9. По внутренней структуре:

  • Простые (элементарные);
  • Комплексные.

10. По характеру происхождения:

  • Первичные;
  • Вторичные.

11. По степени полезности:

  • Полезные;
  • Нейтральные;
  • Вредные;
  • Дублирующие.

12. По степени обеспеченности информацией:

  • Главные;
  • Второстепенные.

Стоит заметить, что разработанная классификация факторов имеет относительный характер, так как одни и те же факторы в зависимости от цели исследования и соответствующего классификационного признака могут быть отнесены к различным классам.

С точки зрения системного подхода к анализу франчайзинга наибольшего внимания заслуживает классификация факторов по источникам их происхождения. Согласно данному критерию все влияющие на франчайзинг факторы, могут быть сгруппированы по признаку принадлежности к макро- и микро средам.

Вышеуказанный подход к классификации факторов, влияющих на развитие франчайзинга, дает возможность определить эффективность направления деятельности как франчайзера, так и франчайзи.

Рассматривая внутренние факторы, влияющие на развитие франчайзинга, следует обратить внимание на систему отношений «франчайзер-франчайзи», в системе которых особое место принадлежит системе управления. А факторы внешней среды должны быть выделены с учетом принятой в экономике системы распределение: глобальный уровень, отраслевой уровень, рынок, синергия предприятий.

В деятельности предприятий на основе договора франшизы наибольшее внимание все же уделяется иным специализированным факторам. В связи с тем, что франчайзинг становится все более распространенным явлением в современной экономике, повышается роль не только внутренних факторов, на которые обращали внимание ученые, но и на внешние, что должно послужить основой для создания унифицированной классификации факторов развития франчайзинга.

Приоритетность разделения факторов, влияющих на развитие франчайзинга, на внутренние и внешние детерминируется тем, что они оказывают влияние на изменения массы прибыли как франчайзи и контролируемые франчайзеров показатели.

Однако, вероятные направления использования внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие франчайзинга в целом, имеют разную степень важности. Внешние факторы, кроме учета общеэкономических категорий в развитии отрасли и рынка, также направлены на оценку франчайнинга и создание оптимальной структуры франчайзинговых отношений.

Неоспоримым является факт, что значимость отдельных внешних и внутренних факторов зависит непосредственно от развития предприятия (франчайзи и (или) франчайзера) и от стадии жизненного цикла сравнительных преимуществ, которыми обладает определенное предприятие.

Таким образом, изучение экономической сущности рассматриваемых категорий с учетом всех факторов внешней и внутренней среды позволило определить основные категории условий развития предприятий в условиях франчайзинга, дальнейшее изучение которых должно быть связано с проведение количественной оценки эффективности их функционирования.

Список литературы:

  1. Аверин А.В., Григорьева В.В. Внутренний контроль и мониторинг качества консультационных услуг как инструмент обеспечения эффективности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства// Научный обозреватель. 2015. № 1. С. 11-13.
  2. Алексашина Т.В. О развитии институциональной инфраструктуры рынка интеллектуального капитала в инновационно- ориентированной экономике России // Экономические и гуманитарные науки. 2014. № 10 (273). С. 28-34.
  3. Алексеев А.Н. Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне // Транспортное дело России. 2013. № 6-2. С. 225-227.
  4. Алексеев А.Н., Сыроватко И.В. Развитие предпринимательских структур на основе франчайзинга // В мире научных открытий. 2012. № 10.2 (34). С. 22-33.
  5. Альфред Маршалл. Принципы экономической науки. Книга 1 (VIII). – СПб.: Генеральный директор, 2010.
  6. Багдасарян А.Ф. Гражданско-правовые проблемы заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга): диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Багдасарян А.Ф.; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2008..
  7. Воровский В.В. Личность Карла Маркса. К истории марксизма в Росси. – СПб.: Либроком, 2012.
  8. Лысенко Е.С. Гражданско-правовое регулирование франчайзинга в России : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03 / Лысенко Е.С; [Место защиты: Моск. акад. экономики и права].- Волгоград, 2010.
  9. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. - 13-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013.
  10. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Микроэкономика (в пер. О. Пелявский). –М.: Вильямс, 2008.
  11. Устюжанин А.А. Зарубежный опыт и российская практика развития франчайзинга : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.14 / Устюжанин А.А; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. фак.].- Москва, 2010.
  12. Экономический толковый словарь: собственность, приватизация, рынок ценных бумаг (украинский-англо-русский) / Л. М. Алексеенко, В. М. Алексеенко. - М.: Астон, 2003.