Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.05.2015

Государственная социальная политика России в отношении семей, усыновивших ребенка

Донских Евгения Владимировна
магистрант 2 курса, направление «Социальная работа» социально-психологический факультет Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Россия
Аннотация: в статье раскрывается  содержание обновляющейся российской социальной политики по вопросу семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семей-усыновителей. Дан краткий анализ основных положений нормативных документов, касающихся семей, усыновивших ребенка. Обобщен опыт общественных благотворительных организаций и Фондов, занимающихся семейным устройством данной категории детей и осуществляющих сопровождение семей усыновителей. Выделены основные направления деятельности по оптимизации изменений в социальной политике в отношении семей, усыновивших ребенка.
Ключевые слова: семья усыновителей, семейное устройство детей-сирот, социальная политика, благотворительные фонды, государственная поддержка семьи усыновителей
Электронная версия
Скачать (471.5 Kb)

В настоящее время модель государственной социальной политики России по вопросу передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи претерпевает существенные изменения. Расширяется сфера деятельности социальных органов и служб, занимающихся различными вопросами охраны детства и защиты прав ребенка, устройства и воспитания детей, лишенных родительской заботы и семьи. В компетенцию социальных служб (органов) входит реализация задач подготовки родителей-кандидатов, желающих принять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты учреждений государственного попечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (данные учреждения имеют богатый исторический опыт организации попечения таких детей [2]), проходят специальную переподготовку для оказания профессиональной помощи семьям, принимающим в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. На решение этой проблемы перепрофилируются и сами учреждения государственного попечения таких детей.

С начала 2000-х годов российским государством осуществляются конкретные меры в этом направлении.

Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в статье 6 предусмотрен размер материнского капитала в размере 250 тыс. руб. женщинам, родившим или усыновившим второго (или последующего) ребенка после 1 января 2007 года. Этим же Законом (с изменениями на 6 апреля 2015 года) предусмотрено право всем лицам, получившим сертификат на семейный (материнский) капитал, получить единовременную выплату 12 тыс. руб. за счет этих средств [13]. По информации Пенсионного фонда России от 5 мая 2015 г., эта сумма увеличена до 20 тыс. руб. и может быть потрачена на повседневные нужды семьи.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» (2006 г.), семья, усыновляющая ребенка, так же как и принимающая его на воспитание (приемная семья), или берущая под опеку (попечительство), имеет право на единовременное пособие в размере 8 тыс. руб.

Важным направлением государственной социальной политики является проведение диспансеризации детей, находящихся в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах. Эти мероприятия начали осуществляться с июля 2007 года с издания Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 июля 2007 г. N 452 «О правилах проведения диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [11]. В этот год планировалось охватить диспансеризацией около 200 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в Домах ребенка, детдомах, школах-интернатах и на это государством было выделено более 290 миллионов рублей. Одной из задач диспансеризации является формирование «реестра здоровья» обследованных детей с той целью, чтобы принимающие сироту семьи могли рассчитывать на помощь государства при их лечении [7]. Программа диспансеризации этой категории детей действует по настоящее время во всех регионах страны. В частности, в Ставропольском крае эта программа была рассчитана на 2013 - 2015 гг. По итогам первого года ее реализации врачами Ставропольского края было обследовано более 300 тысяч несовершеннолетних, среди которых - 4,5 тысяч воспитанников интернатов и 3,5 тысячи усыновленных детей [6].

Еще одним важным шагом в реализации государственной политики поддержки семей, усыновивших ребенка, является принятие программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы (в нее были внесены изменения на 12 февраля 2011 года). Прежде всего, необходимо выделить в этой Программе такую важную для рассматриваемой проблемы Цель, как государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и создание для них наиболее благоприятных условий развития и полноценной жизнедеятельности. Одной из задач программы является принятие мер, направленных на постепенный переход к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. стратегической задачей государства в отношении этой категории детей является сокращение количества детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. В документе указан целевой показатель (ожидаемый конечный результат) реализации Программы – увеличение доли детей, переданных в семью, до 72% от общего количества детей, оставшихся без попечения родителей [10].

С 2006 года в России действует Некоммерческая организация «Благотворительный Фонд помощи детям «ДетскиеДомики». Одной из Целей деятельности этой организации в соответствии с ее Уставом является осуществление благотворительной деятельности, направленной на содействие развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей [9]. На своем информационном портале Детские Домики.Ру данная организация определила круг своей деятельности – это помощь детям-сиротам, детям группы риска и детям с особенностями в развитии. В задачи ресурса входит обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных лиц – общественности и специалистов интернатных (в том числе и коррекционных) учреждений – ориентированных на оказание помощи этим категориям детей. Портал не ограничивается только информационной помощью, в его задачи входит предоставление программно-методической и координационной помощи.

Безусловно, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет значительные преимущества по сравнению с государственным попечением таких детей, но еще больше преимуществ имеет усыновление, отличаясь от них своей специфичностью. Среди таких отличительных черт можно выделить возможность у родителей-усыновителей реализовать наиболее полно потребность отдать свою любовь и привязанность приобретенному наследнику семейных ценностей и традиций, обеспечить себе гарантированную защищенность в старости через детей и внуков.

При этом и усыновленный ребенок приобретает возможности, которые не может предоставить ему не только такая форма устройства детей-сирот, как учреждения государственного попечения, но и другие семейные формы устройства. И, прежде всего, это гарантия оптимальной адаптации его в обществе, так как усыновленный ребенок приобретает такие важные ее критерии, как социальный статус, принадлежность к определенной семье, фамилии. Усыновленный ребенок приобретает пожизненные (а не до достижения совершеннолетия), родственные связи, может без страха привязаться к своим новым родителям и полюбить их, так как усыновление – это не временная форма семейного устройства, а постоянная.

Развитию семейных форм устройства содействуют и такие Благотворительные Фонды, как «Приют детства» и «Родительский мост».

Благотворительный фонд «Приют детства», создан в 1999 году в Юго-Западном Округе Москвы работниками приюта «Дорога к Дому». Главной задачей Фонда является создание полноценного реабилитационного комплекса экстренной и долговременной помощи детям и семьям, попавшим в кризисную ситуацию [4]. С 2002 года этот Фонд начал реализовывать Проект «К новой семье», который содействует развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Основной Целью проекта является содействие развитию внутрироссийского семейного устройства данной категории детей. Осуществляется это, прежде всего, посредством предоставления приемным родителям и специалистам достоверной и качественной информации по вопросам, касающимся проблем усыновленных и приемных детей; организации объединений приемных родителей для обсуждения актуальных проблем и обмена опытом; организации различных акций, направленных на поддержку опекунства, усыновления, создания приёмных семей; влияния на политику и общественное мнение. В рамках проекта впускается газета «Ау! Родители!», в которой публикуется информация по вопросам усыновления: новости законодательства, рекомендации специалистов и советы опытных родителей-усыновителей и опекунов, а также анкеты детей, оставшихся без попечения родителей.

Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд «Родительский мост» действует с 1985 года в интересах детей во имя спасения их от сиротства. Главная его Цель – помочь детям, лишенным родительского попечения, обрести новую принимающую семью и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которая может привести к утрате семьи – сохранить семейные связи [5]. Для достижения этой цели специалисты Фонда открыли школу, где обучают и организуют сопровождение принимающих родителей, осуществляют поддержку семей с приемными детьми и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Выполняют посредническую функцию, направленную на объединение усилий различных государственных и негосударственных организаций, для решения проблемы сиротства не только в Санкт-Петербурге, но и в России в целом (для этого разрабатываются различные программы и способы решения этой проблемы). Вся деятельность Фонда направлена на одно – содействовать реализации права каждого ребенка страны жить в семье, родной или приемной.

В Ставропольском крае действует сайт, созданный Органами опеки и попечительства «Территория без сирот», на котором размещена информация о действующих в крае Школах приемных родителей [12]. Краснодарская региональная общественная организация «Вторая мама» реализует Проект «Разыскиваются родители», направленный на развитие внутреннего усыновления и поиск родителей для детей-сирот и брошенных детей Краснодарского края [8], и также как и в Ставропольском крае – действует Проект «Школа приёмных родителей». Такие Школы направляют свою деятельность на содействие развитию приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опеку, приемную семью и патронат. Деятельность таких Школ способствует оптимизации и более успешному процессу адаптации семьи и ребенка друг к другу [3]. Успешность прохождения семьи через усыновление зависит от качества подготовки потенциальных усыновителей, поэтому тщательность в этом вопросе остается очень важной.

Предоставляя потенциальным усыновителям полную информацию о ребенке, о возможных трудностях, с которыми столкнется семья, при усыновлении, а также о стрессе, который неизменно переживает ребенок, попавший в новую семью, социальная служба подготавливает почву для успешного усыновления.

Таким образом, изменения в российской государственной политике по отношению к вопросу передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи влекут за собой необходимость продолжить деятельность по решению следующих теоретических и практических задач. Во-первых, обновить теоретическое обоснование механизмов и технологий эффективного осуществления и реализации этих изменений. Дальнейшее исследование отношения российского общества к проблеме сиротства (толерантности, мотивации личного участия в ее решении). Продолжить анализ существующей системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выделить показатели-критерии эффективности развивающейся «новой» системы. Обновить существующие технологии социальной работы (или разработать новые) [1], направленные на актуализацию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же технологии подбора семей усыновителей и их сопровождения. Проанализировать степень обеспеченности развивающейся системы не только финансовыми, но и человеческими ресурсами. Под последними понимается обеспечение обновляемой системы профессиональными специалистами (при необходимости продолжить их подготовку или переподготовку), работающими в социальных службах и способными осуществлять подбор семей усыновителей (патронатных, опекунских) и осуществлять их сопровождение до полной адаптации семьи.

Список литературы:

  1. Агулина С.В. Технологии подготовки бакалавра социальной работы в контексте компетентностного и гендерного подходов // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2014. – № 13. – С. 137-141.
  2. Агулина С.В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России, середина XIX начало XX вв.: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва, 1996. – 200 с.
  3. Бабичева Д.Е., Агулина С.В. Особенности социальной работы с опекаемыми детьми и их семьями в условиях общеобразовательного учреждения // Nauka-rastudent.ru. – 2014. – No. 11 (11-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/11/2150/ (дата обращения: 24.05.2015).
  4. Благотворительный фонд «Приют детства» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://infamily.org/infoFound.htm (дата обращения: 24.05.2015).
  5. Благотворительный фонд «Родительский мост» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://rodmost.ru/about_the_fund/ (дата обращения: 28.05.2015).
  6. Больны на треть. В Ставропольском крае подвели итоги диспансеризации // Аргументы и факты STAV.AIF.RU 27.05.2015 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.stav.aif.ru/health/1148426 (дата обращения: 29.05.2015).
  7. Диспансеризация детей-сирот / «Ставропольская правда» от 30 июня 2007 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.stapravda.ru/20070630/Dispanserizaciya_detejsirot_5945.html (дата обращения: 28.05.2015).
  8. Краснодарская региональная общественная организация «Вторая мама» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.mama-2.ru/ (дата обращения: 28.05.2015).
  9. Некоммерческая организация «Благотворительный Фонд помощи детям «ДетскиеДомики» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://fond.detskiedomiki.ru/?act=doc&object=docs&id=26 (дата обращения: 24.05.2015).
  10. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы (с изменениями на 12 февраля 2011 года) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://docs.cntd.ru/document/902034598 (дата обращения: 25.05.2015).
  11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 июля 2007 г. N 452 «О правилах проведения диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 0[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.rg.ru/2007/07/18/deti-dispanserizacia-dok.html (дата обращения: 24.05.2015).
  12. Территория без сирот Органы опеки и попечительства Школа приемных родителей Ставропольского края [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://opekaweb.ru/page.php?id=254 (дата обращения: 28.05.2015).
  13. Федеральный Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями на 6 апреля 2015 года) N68-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://docs.cntd.ru/document/902021711 (дата обращения: 24.05.2015).