Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
05.06.2015

Некоторые аспекты правового регулирования земель сельскохозяйственного назначения

Незнамова Алла Андреевна
преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Лутовинова Наталья Викторовна
старший преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Аннотация: в данной статье авторы исследуют основные аспекты правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают некоторые особенности сохранения земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, ухудшение состояния почв и снижение плодородия почв, а также сокращение площади сельскохозяйственных угодий.
Ключевые слова: земля, земельные ресурсы, земли сельскохозяйственного назначения
Электронная версия
Скачать (583.1 Kb)

В Российской Федерации регулирование общественных отношений в сфере использования земель направлено на рациональное использование земельных ресурсов, защиту прав собственников земель, землепользователей, землевладельцев, упорядочение земельных отношений.

К сожалению, не редки случаи, когда использование земель осуществляется с нарушением законодательства, что приводит к деградации земель.

Одним из самых распространенных видов правонарушений на землях сельскохозяйственного назначения по данным Министерства сельского хозяйства являются «невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от захламления» (364,5 тыс. га), снятие плодородного слоя почвы (100,5 тыс. га) [4].

«Причины сложившейся ситуации только отчасти кроются в недостатках инструмента привлечения к юридической ответственности за земельные правонарушения. Неотвратимостью наказания должны поддерживаться правопорядок, обеспечиваться соблюдение законности. Институт юридической ответственности за нарушения в области охраны и использования земель – важная составляющая правового механизма воздействия на земельные отношения. Следовательно, как и все составляющие этого механизма, институт ответственности является средством достижения общей цели – обеспечения правомерного использования земель» [5 с. 41 - 48].

Цель реализации норм об ответственности – восстановление надлежащего состояния земель и земельного правопорядка и в этом – одно из основных направлений развития института юридической ответственности за правонарушения в земельной сфере.

Для обеспечения эффективного и рационального использования земель одним из самых эффективных средств в достижении разумного соотношения имущественных интересов землепользователей и государства является гражданско-правовая ответственность в сфере нарушения земельного законодательства.

Наложение санкции за земельное правонарушение не является самоцелью. По этому поводу, подтверждается мнение С.Н. Братуся о том, что «…характеристика ответственности как наказания является односторонней и, главное, для законности и правопорядка – это исполнение обязанностей» [2, с. 6].

В соответствии со ст. ст. 3, 129, 209 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Владение, пользование и распоряжение земельными участками допустимо в той мере, в какой это предусмотрено законами о земле и других природных ресурсах. Эти правомочия исполняются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Здесь прослеживается взаимодействие гражданского и земельного законодательства в сфере контроля за использованием и охраной земельных участков.

Существуют определенные трудности привлечения к юридической ответственности, связанные как с противоречивостью положений нормативных актов, так и с правоприменением.

Проблемы с реализацией норм об ответственности возникают чаще всего на стадии выявления правонарушения, определения его состава и выявления виновного лица. Например, по данным Министерства сельского хозяйства РФ, «основными причинами прекращения судами производства по делам об административных правонарушениях являлись: отсутствие подтверждения государственным кадастром сведений о принадлежности земельного участка к соответствующей категории земель; недоказанность причастности юридического лица (гражданина) к совершению вменяемого административного правонарушения; недоказанность факта совершения правонарушения» [4].

Недостатки земельного правопорядка также препятствуют к привлечению к ответственности.

В соответствии со ст. 285 ГК РФ, ст. 45, ст. 46 ЗК РФ принудительное прекращение права собственности и иных прав на землю наступает за использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель Право собственности на землю может быть принудительно прекращено, если участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК РФ).

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению является административным.

В процессе применения указанной статьи наблюдается противоречие между законодательством о кадастре недвижимости и юридической ответственностью.

В случаях, если в кадастровых, правоустанавливающих документах не указана категория земель, привлечь к ответственности за перечисленные правонарушения не представляется возможным. Кадастровые документы зачастую не содержат сведений о категории земель либо в кадастре и в правоустанавливающих документах категория устанавливается с ошибками и нарушениями.

За первые три месяца 2014 г. ИФНС по г. Сергиеву-Посаду администрации городского поселения Краснозаводск был передан список 531 земельного участка, у которых отсутствует кадастровая стоимость вследствие отсутствия в правоустанавливающих документах информации о категории земли (при площади поселения 4042 га).

Таким образом, «при наличии норм о привлечении к ответственности за использование земельного участка без учета его принадлежности к той или иной категории законодательство фактически допускает образование земельного участка и, как следствие, его использование без четкого установления категории земель» [5 с. 41 - 48].

Отделом градостроительства и землепользования администрации городского поселения Краснозаводск в ноябре 2014 г. было направлено в Московскую областную думу предложение рассмотреть вопрос о возможности установлении в КоАП ответственности за не установление вида разрешенного использования и категории земли в течении определенного срока (например 1 года) после государственной регистрации права, исходя из тог, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории.

Неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения достаточно распространено, особенного, если земельный участок расположен вблизи крупного города, например г. Москва и собственники ожидают роста цен на землю. При длительном неиспользования участки зарастают древесно-кустарниковой растительностью.

«И ранее отсутствовала устойчивая практика изъятия участков во исполнение статьи 6 Закона в прежней редакции. Имелись лишь отдельные судебные решения об изъятии участков, причем, как правило, не у собственников, а у иных правообладателей (например, Определение ВАС от 28 февраля 2011 года N ВАС-1102/11)».

Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения маловероятно по следующим основным причинам:

1) увеличение срока законного неиспользования участков с трех до пяти лет;

2) возможность смены собственника участка в случае угрозы его изъятия через пять лет со дня возникновения права собственности или неиспользования.

Принятие инспекторами эффективных управленческих решений должно обеспечиваться, в том числе максимально полной информацией о каждом конкретном земельном участке.

А.А. Незнамова отмечает, что установленное государством требование о минимальной цене продаваемого земельного участка не ниже его кадастровой стоимости достаточно для публично устанавливаемых параметров регулирования купли-продажи объектов недвижимости [8, с. 182-185].

В государственном кадастре недвижимости в настоящее время практически отсутствуют данные о состоянии земель, получаемых из системы государственного мониторинга земель (например, качественное состояние земельных участков в составе земель различных категорий, в том числе плодородие).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года № 612 существенное снижение плодородия происходит в том случае, если изменились числовые значения определенных критериев, например снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более.

Для определения этих критериев государственный земельный инспектор должен иметь сведения о предыдущих показателях плодородия и только затем сравнить их с показателями во время проведения проверки. Определить эти критерии невозможно, так как в настоящее время специальные обследования земель, например почвенное, не проводятся. «Если в 1992 году такие работы были проведены на площади, равной 13,6 миллиона гектаров, в 2000 году – 2 миллиона гектаров, то в 2006 году такие работы были проведены на площади 0,7 миллиона гектаров. В обновлении нуждается более 70 процентов материалов обследований» [6, с. 32-48].

Частично информацию о состоянии нарушенных техногенными воздействиями земель можно косвенно получить из сведений государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) об ограничениях (обременениях) права на объект недвижимости, и из содержания ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территории. Состав сведений ГКН должен быть явно дополнен информацией о состоянии земель, которая в достаточном количестве накоплена в различных информационных ресурсах, например лаборатории Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) для реализации своих функций проводят анализ почв по многим критериям.

Наличие достоверной и полной информации по конкретному земельному участку необходимо для внесения сведений в акт государственного органа исполнительной власти, который об ухудшении качества земель в результате хозяйственной деятельности, что в свою очередь служит основанием для возмещения убытков участникам земельных отношений в порядке гражданско-правовой ответственности.

Как отмечается А.А. Незнамовой: «...продавец исполнение обязательств (предоставления полной и правдивой информации о продаваемом земельном участке) сможет доказать только в случае если данная информация полно и четко отражена в тексте самого договора купли-продажи. Иначе в случае возникновения спора, наличие, однозначность и полнота соответствующих сведений изложенных в договоре позволит суду правильно оценить предмет спора» [8, с. 182-185].

В земельном праве понятие ущерба имеет гражданско-правовую природу, но существует особенность. Ущерб, который вызван нарушением земельного законодательства, делиться на 2 вида: экологический и экономический . «Экологический ущерб находит выражение в форме порчи земель, в результате которой происходит потеря полезных свойств земли»[1, с. 2-7].

В соответствии со ст. 78 федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ убытки, вызванные порчей земель, подлежат компенсации в размере, исчисляемом на основании такс и методик исчисления ущерба либо по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

Экономический ущерб заключается в снижении стоимости объектов капитального строительства на земельном участке, ограничении права пользования землей, в упущенной выгоде и подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с нормами ГК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 262.

Законодатель в настоящее время принимает значительные усилия, чтобы земли сельскохозяйственного назначения использовались. В частности в отношении неиспользуемых сельскохозяйственных земель установлен повышенный коэффициент по уплате земельного налога, штраф за неиспользование земельного участка из земель с/хозяйственного назначения установлен в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка [7, с. 182].

Стоит признать, что для собственников земель сельскохозяйственного назначения становится обременительно не использовать земельный участок. Но автор не видит со стороны законодателя принимаемых мер, для того чтобы собственник не только использовал земельный участок, но использовал его эффективно. Производство сельскохозяйственной продукции не должно быть убыточным. Важно создавать рынки сбыта для фермеров. Несколько лет назад фермеры Сергиево-Посадского района были вынуждены сократить производство продукции, так как местные рынки «захватили» так называемые сетевики. Госземинспекторы могли наблюдать как поросят кормят коровьим молоком, которое не удалось продать.

Нельзя не согласится с С.С. Дахненко, что в настоящее время необходимо усилить экономические методы, которые будут задевать имущественные интересы участников земельных отношений. Чтобы у землепользователей было понимание, какое поведение им выгодно, что, в конечном счете, создаст заинтересованность в следовании закону [3, с. 70].

Список литературы:

  1. Бабенко Л.Н. Земельные правонарушения как основание гражданско-правовой ответственности // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 2. С. 2 - 7.
  2. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М., 1976. С. 6.
  3. Дахненко С.С. Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями (гражданско-правовой аспект): Автореф. дис.. к.ю.н. М., 2001. С. 70.
  4. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, опубликованный Министерством сельского хозяйства РФ в 2012 г. URL: http://www.mcx.ru. (дата обращения 02.03.2014 г.).
  5. Галиновская Е.А. Институт юридической ответственности как составляющая земельного правопорядка // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 41 - 48.
  6. Калинин Н.И. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения// Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 12. С. 32 - 48.
  7. Мазуров А.В., Нахратов В.В., Чуркин В.Э. Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (постатейный) (3-е издание, переработанное и дополненное). М.: Частное право, 2012.
  8. Незнамова А.А. Особенности договора купли-продажи земельных участков // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 5. С. 182-185.