Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
05.06.2015

Правовое регулирование договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Незнамова Алла Андреевна
преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Лутовинова Наталья Викторовна
старший преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Аннотация: в данной статье авторы рассматривают основы правового регулирования договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, раскрывают сущность ответственности участников договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: договор поставки товаров, государственный контракт, поставка товаров, государственные и муниципальные нужды
Электронная версия
Скачать (475 Kb)

Рынок муниципальных и государственных закупок, не только является инструментом для проведения государственного регулирования. Он имеет роль в экономике РФ, а равно с тем и ее субъектов. Под рынком понимается совокупность экономических отношений, а равно с тем и управляющих воздействий, которые имеют место между субъектами рынка и которые основываются на наличии взаимного согласии между приведенными субъектами по вопросам перехода права собственности на все товары Осуществляется все в форме проведения эквивалентного обмена на деньги при наличии условий для добросовестной конкуренции.

Рынок регламентирован жестко нормативными актами, а равно с тем лимитирован существенно бюджетным обеспечением. Он находится под контролем со стороны государственных органов [4, с. 34-39].

Важнейшим законодательным актом, который регулирует вопросы размещения заказов, предназначенных для государства, а равно с тем и для муниципалитетов, становится ФЗ «О контрактной системе в области закупок… для обеспечения муниципальных и государственных нужд» [7].

Целью приведенного закона является максимальная систематизация законодательства РФ, а равно с тем и ее субъектов, правовых гражданских вопросов, возникающих в области правовых отношений при процессе муниципальных и государственных закупок. Важным будет и максимальное обеспечение уровня прозрачности закупок для нужд государства, для нужд муниципалитетов. Необходимо обратить внимание и на стимулирование добросовестной конкуренции, на экономию средств из бюджета.

Приведенное законодательство отличается значимостью в социальной сфере. Актуальным в свете этого становится проблема правовых основ заказа государственного или муниципального [5].

Вместе с тем правовое регулирование для нужд государства и для муниципалитетов через определение содержания является не совсем достаточным, поскольку нет исключительных четких признаков. Иногда все совпадает с нуждами у иных участников процесса (если говорить по существу). Изменения в содержании государственных, а равно с тем и муниципальных нужд не свидетельствует, что сфера является юридически безразличной для удовлетворения приведенных нужд при использовании принудительных мер по определению конкретного содержания всех нужд, по установлению уровня соответствия правомерной цели, проведению обоснования [5].

Законодательная система прописала те правовые отношения, которые направляются на максимальное удовлетворение муниципальных и государственных нужд. По причине разнообразия нужд государства и нужд муниципалитетов по своему объему, по структуре содержания, по времени, а равно с тем и по месту возникновения, эффективной практикой можно считать существующую законодательную терминологии при определении. В ней прописывается перечень всех объектов, указывается на присутствие международных обязательств.

Под общественными отношениями, урегулированными правом и возникающими при проведении планирования, при подготовке, а равно с тем и при использовании договорных/внедоговорных способов по реализации интересов государства, по реализации интересов его субъектов, по реализации интересов муниципальных образований в товарах, которые получаются от хозяйствующих субъектов для соответствующих нужд [1, с.56].

Под юридическими нормативными актами, которые содержат в себе юридические положения официальных документов, прописанные в установленном порядке и направляющиеся на осуществление контроля отношений, направленных на удовлетворение нужд государства, а равно с тем и муниципалитетов, понимаются такие источники регулирования, которые направляются на удовлетворение подобных нужд.

Источниками для правового регулирования становятся такие группы:

– которые характеризуют отношения в их полном объеме;

– которые определяют нужные средства, направленные на удовлетворение нужд;

– которыми определяются правовые способы для удовлетворения;

– которыми обозначатся правовое положение для субъектов, являющихся участниками отношений, которые направляются на удовлетворение данного типа нужд.

Осуществление нормативного правового регулирования в области осуществления муниципальных и государственных нужд считается комплексом, который включает в себя источники, а равно с тем и нормы публичного права, частного права [1, с. 56].

Среди нормативных актов, которые содержат в себе публичные правовые нормы:

  • Бюджетный кодекс [2],
  • Федеральные Законы (для примера – о федеральном бюджете и пр.) [8].

Главным правовым актом частного характера становится Гражданский кодекс [3].

При регулировании закупки товаров нормы публичного права и частного права друг с другом взаимодействуют.

Есть специальное законодательство и общее, существующее в области реализации муниципальных и государственных нужд. К специальному относятся акты, которые относятся к отношениям, способным регулировать поставку для нужд муниципалитетов или для нужд государства. Общим законодательством считаются такие нормативные акты, которые регулируют как отношения по поставке, так и прочие. Регламентация же отношений, направленных на удовлетворение муниципальных или государственных нужд не считается как цель принятия приведенных актов.

Правоотношения, которые полностью удовлетворяют государственные, а равно с тем и муниципальные нужды, можно разделить:

– по видам;

– в зависимости от существующей структуры расходов;

– в зависимости от того или иного объекта.

Удовлетворение указанных нужд будет включать несколько этапов:

1. Полноценное определение потребностей;

2. Осуществление расчета смет, проведение анализа соответствия расходов бюджета;

3. Применение договорных/внедоговорных мер удовлетворения приведенных нужд;

4. Осуществление фактического удовлетворения нужд.

Удовлетворение указанных нужд (проведение планирования, финансового обеспечения) будет характеризоваться полным наличием управленческой деятельности со стороны органов исполнительной власти. Сюда включается вся совокупность полностью взаимосвязанных между собой действий со стороны органов управления. Они направляются на максимальное обеспечение публичных интересов, применяются при этом договорные или же внедоговорные меры, направленные на удовлетворение нужд у государства и у муниципалитетов. Управленческую деятельность проводят при использовании правовых, а равно с тем организационных и прочих средств воздействия. С ориентировано это все на нормативно прописанные и установленные цели.

На первоначальных этапах по удовлетворению нужд работа органов управления отличается своим односторонним властным характером. Проведение императивного урегулирования считается подробным, итог достигают с помощью максимального использования обязывающей модели проведения правового регулирования. По ней регулирующее воздействие имеет место на властных императивных началах. Ими обеспечивается максимальный уровень организованности отношений. Те отношения, которые были направленными на удовлетворение нужд у государства и у муниципалитетов, являются такой средой, которая регулирует по большей части публичное право. Положения публичного права будут закреплять предметное содержание работы, полноценной деятельности со стороны управляющих органов [6, с. 38-35].

Проведение регулирования федеральным законом условий, а равно с тем и порядка по определению нужд государства и для нужд муниципалитетов, лимита финансирования, становится условием для публичного характера отношений.

Принятие решения относительно использования договорного или же применения внедоговорного удовлетворения нужд, в случае заключения договоров на поставку, становится основанием для вступления в действие норм гражданского права.

Использование договорного метода выражается при совершении деяний юридического характера, которые направляются на заключение договоров с частным субъектом. Отношения оформляются договорами купли-продажи, договорами подряда или же просто оказания услуг.

Удовлетворение нужд проводится на основе заключения, а равно с тем и исполнения договоров по нормам законодательства.

При использовании внедоговорных способов для удовлетворения нужд участие со стороны уполномоченных органов прописывается совершением действий, которые направляются на принудительное прекращение или же на ограничение прав у частных лиц. Такие отношения развиваются или при участии органов правосудия, или без них.

Наличие разнообразия отношений, которые направляются на удовлетворение нужд, определяет во многом особенности регулирования (сочетание элементов частного правового и публичного правового воздействия). Преимущество одного из способов будет на разных стадиях. Единого восприятия полноценной системы отношений по удовлетворению нужд государства, а равно с тем и муниципалитетов может иметь место при учете обоих элементов, существующих механизме проведения правового регулирования [6, с. 38-35].

Заключение договоров на основе размещенных заказов – наиболее частый тип. Постановление Правительства отнесло к существенным условиям условия о правах, об обязанностях, а равно с тем и об ответственности у сторон. Это вносит неопределенность при взаимоотношениях сторон. Растет риск оспаривания по признаку отсутствия в договоре условия о правах или же об обязанностях у сторон. Такое положение дел негативно будет сказываться на уровне стабильности отношений.

Нормальную эффективность при регулировании отношений требуется увеличивать за счет использования правовых регламентов специального типа для размещения заказов социального значения.

Заказ социального значения – сформированное предложение, которое основывается на целевой социальной программе по необходимости приобретения товара в целях достижения поставленных задач.

Правовыми нормами о государственном контракте или же о договоре поставки считаются такие сложные, что они был выделенными в самостоятельный правовой институт. Причин несколько.

Правовые отношения, регламентирующие вопросы поставки товаров реализуются для достижения особенной цели, которой является удовлетворение потребностей РФ и ее субъектов. Покупка товаров для нужды государства и для нужды муниципалитетов будет преследовать публичные цели, которые достигаются с помощью правового частного средства – заключенного контракта на поставку для указанных нужд.

Участником правовых отношений становится особенный субъект, которым является РФ. Государство становится субъектом гражданского права, которое принимает участие в частных правовых отношениях полностью на равных условиях вместе с гражданами, а также юридическими лицами. Фактически получается, что государство становится стороной в частных правовых отношениях, выступает абстрактной правовой личностью, поскольку все имущество было распределенным между органами власти, между государственными унитарными предприятиями, а равно с тем и учреждениями. Юридические лица, некоторые органы отличаются полномочиями по владению, по пользованию, по управлению и по распоряжению имуществом, которое отличается публичным правовым образованием. Осуществление правления и контроля над имуществом, которое не было закреплено за государственными органами, а равно с тем и за юридическими лицами (находится в составе казны), проводится специальным органом Министерством финансов или Федеральным казначейством.

Федеральный закон, а равно с ним и акты определяют, правильно регулируют такие моменты:

– контракт заключается по результатам проведенных торгов с победителем, который получил право на то, чтобы вступить с государственным или же с муниципальным заказчиком в договорные отношения;

– условия заключенного договора заказчика и поставщика не могут изменяться в одностороннем порядке, не могут они измениться и по соглашению сторон.

Приведенное ограничение принципов свободы договора требуется в целях защиты прав участников. Есть возможность изменить условия по причине существенного изменения обстоятельств. Если говорить про поставку товаров для нужд, то здесь могут использоваться еще и специальные правила по поставки.

В практике между поставщиком и государственным или муниципальным заказчиком появляются различные нарушения в условиях заключенного контракта, в условиях договоров на поставку товаров для нужд муниципалитетов или государства. Они для стороны могут влечь ущерб настолько сильный, что она лишается всего того, на что имела право рассчитывать, когда вступала в правовые отношения. Суд должен руководствоваться положениями Закона по размещению заказов, он должен отказывать при удовлетворении исковых требований по изменению условий контракта.

Встречаются в практике ситуации, при которых заказчики, которые выступают от лица государства, от лица муниципалитета в сговоре с поставщиками. Они хотят обойти нормы о невозможности изменить условия государственного или же муниципального контракта, обойти нормы договора поставки. Это влияет отрицательно на имущественные интересы у публичного образования. Есть злоупотребления, если имеет место размещение заказа по итогам торгов.

Таким образом, правовыми основами для поставки товаров считается такой ряд норм, что полноценно регулируют отношения, возникающие между государственным и между муниципальным заказчиком, между поставщиком товара для нужд у государства и у муниципалитетов.

Правовыми нормами регламентируется процедура торгов. Заказчики обязаны придерживаться регламенту. В противном случае наступает административная (иногда уголовная) ответственность.

Регулируют все вопросы ФЗ «О контрактной системе…», ГК, Бюджетный кодекс, Постановления Правительства, акты Федеральной антимонопольной службы, а равно с тем и иные акты, которыми регулируется указанная область.

Список литературы:

1. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Правовое регулирование. М.: НОРМА, 2011.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

4. Ковалев А.М. Рынок государственных закупок как действенный инструмент государственного регулирования экономики страны. // Финансы и кредит. 2012. № 20(500). С. 34-39

5. О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. Обзор предполагаемых изменений системы государственных закупок. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск. 2013.

6. Семенихин В.В. Государственный контракт. М.: ГроссМедиа, 2011.

7. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

8. Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // СЗ РФ. 2014.N 49 (часть I). Ст. 6893.